Художественной-направленности




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественной направленности

«Удмуртский фольклор»

 

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Александрова Зоя Константиновна

 

 

д. Кватчи, 2019 год

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа объединения дополнительного образования «Удмуртский фольклор» (далее Программа) разработана в соответствии со следующими актами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008»);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.15г. № 09-3242 «О направлении информации»;

- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

-Устав МБОУ «Кватчинская СОШ».

Программа предназначена для преподавания основ удмуртского фольклора в режиме занятий объединений дополнительного образования. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение.

Специальное значение программы состоит в формировании у учащихся представлений об истории и культуре удмуртского народа, а также в формировании ценностных ориентиров, высоких морально-этических норм, в создании условий для познания себя как носителя определенной культуры, исторически связанной с родной землей и поколениями предков. Собирая сведения о духовно-нравственной культуре, записывая обычаи и традиции своей семьи, односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

 

Направленность программы художественная

Актуальность и отличительные особенности программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительной деятельности воспитанников.

Обучение осуществляется с помощью различных видов деятельности: беседы, прослушивание народной музыки, встречи с односельчанами, проектная деятельность, которая расширяет кругозор воспитанника, развивает любознательность, которая формирует потребность в образовании, общественная деятельность, которая содействует социализации воспитанника, формирует его гражданскую позицию, коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг воспитанника, когда содержанием целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью

Отличительными особенностями данной программы является наличие занятий для более широкого ознакомления с искусством (интегрированные занятия, проведение встреч).

Обучение по этой программе опирается на такие базовые знания учащихся, как музыка, история, удмуртский язык и литература.

 

Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами хотят знакомиться с богатым наследием удмуртского народа.

Посещая занятия объединения, дети знакомятся с богатым наследием народа. Здесь обогащается детская речь, расширяется кругозор, развиваются творческие способности учащихся.

Важное место уделяется концертной деятельности, где воспитанники МБОУ «Кватчинская средняя общеобразовательная школа» импровизируют в рамках школьных, сельских, районных праздников

Адресат программы МБОУ «Кватчинская средняя общеобразовательная школа» созданы фольклорная группа, в которой занимаются дети 7-10 летнего возраста. Количество обучающихся в группе от 10 до 12 человек.

Срок освоения программы. Программа рассчитана на 72 ч – 1 год обучения.

Объём программы – 72 ч

Режим занятий:

Цель и задачи программы

Цель:

Научить детей публичному выступлению с фольклорным номером на праздниках, конкурсах различного уровня

Задачи:

1. Познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества

2. Формировать у учащихся представление об истории и культуре удмуртского народа.

3.Формировать навыки публичного выступления с фольклорным номером на праздниках, конкурсах различного уровня.

Содержание программы

Учебный план

Разделы подготовки Общее кол-во часов (в т.ч. аттест.)
 
1. Введение. Моя Удмуртия  
2. Фольклор удмуртов  
3. Обряды и традиции удмуртского народа  
4. Встречи, экскурсии  
  Мифы удмуртского народа  
6. Песни самодеятельных композиторов нашей деревни и детских композиторов  
7. Песни, переведённые на удмуртский язык Ю. Разиной.  
  ИТОГО  

Содержание учебного плана

Введение. Моя Удмуртия. Ижевск – столица Удмуртии. Достопримечательности города: музеи, театры, храмы. Можга – районный центр. Достопримечательности города: музеи, храмы. Викторина «Моя Удмуртия»

Фольклор удмуртов. Сказки удмуртов. Из истории появления загадок. Загадки моей бабушки. Разгадывание и составление загадок. Удмуртские народные игры. Сбор материалов об играх среди жителей деревни. Удмуртские народные песни, сказки. Обобщение материала о фольклоре удмуртского народа. Игры, хороводы.

 

Обряды и традиции удмуртского народа. Проводы в армию, свадебный обряд, разучивание и исполнение песен, напевов Нуны веттан», «Вожо дыр», «Толсур». Изучение обрядов в сравнении с русским обрядом. Инсценировка обрядов «Вожо дыр», пасхального обряда.

 

Встречи, экскурсии Встречи с односельчанами (Кузьмин В.Н., Степанова С.В., Егоров В.Г.). Экскурсии в музеи (Краеведческий, «Катар»)

Мифы удмуртского народа. Что такое мифология? Представление удмуртского народа о сотворении мира. Их отражение в легендах. Мифы и легенды удмуртского народа. Богатыри-батыры Древние представления удмуртов о покровителях-духах: земли, полей, дома, Луны и др. Представления удмуртов о злых духах.

Песни самодеятельных композиторов нашей деревни и детских композиторов. Знакомство и разучивание песен самодеятельных композиторов нашей деревни и детских композиторов.

Песни, переведённые на удмуртский язык Ю. Разиной. Знакомство и разучивание песен, переведённых на удмуртский язык Ю. Разиной.

 

 

1.4 Планируемые результаты Результатом являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. На занятиях у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.: - Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи; - Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий; - Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа. Регулятивныеуниверсальные учебные действия, т.е. научатся: - Принимать и сохранять учебную задачу; - Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем; - Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - Оценивать правильность выполнения действия; - Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся: - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Интернета, ведения бесед с односельчанами; - Строить речевые высказывания в устной и письменной форме; - Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативныеуниверсальные учебные действия, т.е. научатся: - Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - Формулировать собственное мнение и позицию; - Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - Задавать вопросы; - Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.  
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1 Календарный учебный график Дата начала учебного года – 1 сентября Дата окончания учебного года – 31 мая Количество учебных дней -
2.2 Условия реализации программы Занятия проводятся в классе МБОУ «Кватчинская средняя общеобразовательная школа», на сцене ЦСДК д. Кватчи. В распоряжении фольклорного объединения: костюмы удмуртские, ноутбук с колонками.
2.3 Формы аттестации -концерты, открытые занятия, встречи
2.4 Оценочные материалы Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних учащиеся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же ученика (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма). Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется педагогом дополнительного образования методом наблюдения. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие ученика и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей. В основетекущего контроля лежит десятибальная система оценки успеваемости. Таблица перевода баллов.
Баллы Оценки
   
  5-
  4+
   
  4-
  3+
   
  3-
  2+
   

Итоговая аттестации проводится в конце года обучения. Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.

 

Уровни владения навыками приводятся в соответствие с баллами по следующей шкале.

 

Баллы Уровни владения навыками
  высокий
 
 
  средний
 
 
  низкий
 
 
 

 

Процедура оценки эффективности обучения на соответствующем этапе предполагает соотнесение следующих параметров и критериев, разработанных педагогом дополнительного образования, с уровнями хореографической подготовки.

 

 

2.5 Методические материалы особенности организации образовательного процесса – очная.; формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуально-групповая; формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, игра, концерт, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие. В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные    
2.6 Рабочая программа  

 

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кватчинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Принято на заседании методического совета протокол №____ от «___» __________20__г. «Согласовано» Заместитель директора по ВР   _______________/С. В. Алексеева/ «___» __________20__г. «Утверждаю» Директор школы: ______________/Е.В. Семенова/ Приказ №____от___________20__г
   

 

РАБОЧАЯ программа

Художественной-направленности

«Удмуртский фольклор»

(Приложение к дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программе

«Удмуртский фольклор »

возраст детей 7-10 лет

срок реализации-1 год

 

 

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

 

Александрова Зоя Константиновна

 

 

2019год


Учебно-тематический план

Название разделов, тем Количество часов Форма аттест./контроля
Всего в том числе
теория практика аттест.
1. «Введение. Моя Удмуртия»          
1. Введение            
2. Ижевск – столица Удмуртии. Можга – районный центр            
  Викторина «Моя Удмуртия»            
2. «Фольклор удмуртов»          
  Мифы и легенды удмуртского народа            
  Загадки. Придумывание загадок            
  Викторина загадок          
7-8 Пословицы и поговорки. Сбор материала детьми            
  Скороговорки и чистоговорки            
10-12 Удмуртские народные песни. Разучивание песни «Лемлет сяська», «Мемие но вордэм», «Ваниен Дуни»          
  Конкурс песен.          
14-15 Удмуртские народные игры. Игры моей бабушки          
16-18 Удмуртские народные сказки. Тематика сказок. Инсценировка сказок          
19-21 Игры-хороводы. Танцевальные движения под музыку в Кругу. Разучивание хороводной песни «Ми таримес кизимы».          
  Занятие-концерт          
3. Обряды и традиции удмуртского народа          
23-24 Пасха (Акашка). Пасхальные песни и игры. Инсценировка пасхального обряда          
  Чожы сиён          
  Гырыны потон. Гербер шулдыръяськон          
  Покров день (Пукрол)          
28-29 «Вожо дыр». Инсценировка обряда «Вожо дыр»          
  Праздник «Рождество»          
31-32 Масленица (Вой дыр). Инсценировка обряда Масленицы          
33-34 Изучение обряда проводы в армию. Разучивание напевов          
35-36 Изучение свадебного обряда. Разучивание напевов          
37-38 Разучивание и исполнение песен, напевов «Нуны веттан»          
39-40 Встреча гостей. Проводы гостей          
41-42 Пужъятэм удмурт чушкон. Роль вышитого полотенца в жизни удмуртов. Экскурсия в музей «Катар» (д.Кватчи)          
43-44 Подготовка фольклорного номера.          
  Занятие-концерт          
  Мифы удмуртского народа          
  Представление удмуртского народа о сотворении мира. Их отражение в легендах.          
  Древние представления удмуртов о покровителях-духах: земли, полей, дома, Луны.          
  Древние представления удмуртов о покровителях-духах: дома, Луны.          
  Представления удмуртов о злых духах.          
5. Встречи, экскурсии          
50-51 Экскурсия в краеведческий музей (г.Можга)          
52-53 Встречи с односельчанами-мастерами на все руки (Кузьмин В.Н., Степанова С.В.). Мастер-класс            
  Встреча с самодеятельным композитором деревни (Егоров В.Г.)            
  Разучивание песни В.Г.Егорова «Кватчие-вордскем гуртэ»            
6. Знакомство и разучивание песен самодеятельных детских композиторов          
  «Шумпотон мылкыдын» Анастасия Фомина          
  «Физкультура бере» Ирина Ермолаева          
  «Яратон шаерын» Надежда Данилова          
  «Кизилиос» Наина Вахрушева          
  «Писпуос» Снежана Алексеева            
  «Поезд» Мария Михайлова            
62-63 Репетиция. Занятие-концерт          
  Песни, переведённые на удмуртский язык Ю.Разиной.          
  «Осень в лесу» Л. Хисматулина          
  «Если добрый ты…» Б. Савельев, М. Пляцковский          
  «Дождь в ладошках» Наталья и Аркадий Вайнер          
  «Песенка про папу» В. Шаинский, М.Танич          
  «Снежинка» Е. Крылатов, Л. Дербенёв          
  «Прекрасное далёко» Е.Крылатов, Ю.Энтин          
  «Моя Россия» Г.Струве, Н.Соловьёва          
  Подготовка к отчётному концерту.          
  Концерт          
  ИТОГО   72 ч 34 ч 36 ч 2 ч  

 

Список литературы

. Удмуртская Республика: Энциклопедия. [Текст] Ижевск: «Удмуртия», 2000. - 163 с.

2. Очерки истории Удмуртской АССР; Т. 2. [Текст] Ижевск: «Удмуртия», 1962. - 142 с.

3. Шкляев Г.К. Межэтнические отношения в Удмуртии: Опыт историко-психологического анализа. [Текст] / Г.К. Шкляев. - Ижевск: Удмуртия, 1998. - 121 с.

4. Гришкина М.В. Народное образование в Удмуртии в XVIII - первой половине XIXв. Вопросы социально-экономического и культурного развития Удмуртии в XVII - первой половине XX вв. [Текст] / Ижевск: Удмуртия, 1981. - 56 с.

5. Литературный энциклопедический словарь, М., «Советская энциклопедия» [Текст]. - М.: Прогресс, 1987. - 493 с.

7. Буртин Ю.С. «О частушках» [Текст] / Ю. С. Буртин. - М.: «Просвещение»,1998. - 132 с.

8. Гаврилов Б.Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний [Текст] / Б.Г. Гаврилов, Казань:Логос, 1880. - 189 с.

10. Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков. [Текст] / А. И. Емельянов, Казань: Логос, 1921. - 98 с.

11. Долганова Л.Н. Игры и развлечения удмуртов: история и современность [Текст] / Л.Н. Долганова, И.А. Морозов, Е.Н. Минасенко, Ижевск: Удмуртия, 1995. - 341 с.

12. Владыкина Т.Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики [Текст] / Т.Г. Владыкина, Ижевск: Удмуртия, 1998. - 267 с.

13. Емельянов А.И. Удмуртия в Великой Отечественной войне. 1941-1945 [Текст] / А.И. Емельянов, Ижевск: Удмуртия, 1995. - 179 с.

14. Иванова М.Г. Национально-государственное строительство в Удмуртии. 1917-1937 гг. [Текст] / М.Г. Иванова, Ижевск: Удмуртия 1991. - 203 с.

15. Христолюбова Л.С. Удмурт литература [Текст] / Л.С. Христолюбова, Ижевск: Удмуртия, 1966. - 208 с.

16. История удмуртской советской литературы: В 2 т. Т. 1. Устинов, 1986; Т. 2. Ижевск, 1987.

17. История и культура Вятского края: в 2 т. [Текст] / ред. кол.: И.Ю. Трушкова [и др.]. - М.: Академический Проект, 2005. - Т. 1-2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: