Прочитайте комедию Вампилова «Старший сын»; подготовьтесь к самостоятельной работе.
2) Синтаксический разбор:
А) Много должна была я сносить во многом уступать многого (не)вид…ть между тем как моё самолюбие прилежно замечало м…лейший о…енок небрежения.
Б) Я в…бр…зил себе что вместе со всеми моими товарищами попал в какой(то) сказочный лес в котором н…кого кроме нас нет.
Выполните задания
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)B XIV веке популярной формой развлечения богатых людей становятся балы и танцевальные маскарады. (2)Основное внимание на этих мероприятиях уделялось обсуждению костюмов и демонстрации украшений. (3)_____ танцы на балах были медлительны, торжественны и состояли из разнообразного движения колонн танцоров по залу.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. В XIV веке танцы на балах были очень торжественны, поскольку основное внимание уделялось обсуждению костюмов и демонстрации украшений.
2. Танцы на балах в XIV веке были очень торжественны и состояли в основном из разнообразного движения колонн танцоров по залу.
3. Балы и танцевальные маскарады становятся в XIV веке популярной формой развлечения богатых, которые во время неторопливых танцев обсуждали костюмы и демонстрировали украшения.
4. Обсуждению костюмов и демонстрации украшений на балах в XIV веке уделяли основное внимание, поэтому танцы были медлительны и торжественны.
5. Основное внимание на балах и танцевальных маскарадах в XIV веке уделялось обсуждению костюмов и демонстрации украшений.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. Неужели
2. Наоборот,
3. Вопреки всему
4. Поэтому
5. Вряд ли
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕМОНСТРАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ДЕМОНСТРАЦИЯ, -и, ж.
1. Демонстрирование, показ. Д. физических приборов на лекции.
2. Массовое шествие для выражения общественно-политических настроений. Праздничная д. Д. протеста. Д. у здания посольства.
3. Проявление, свидетельство чего-н. Яркая д. патриотизма.
4. Военный манёвр на второстепенном направлении, отвлекающий внимание противника от того пункта, где намечается главная операция.
5. Действие, подчёркнуто выражающее протест против чего-н., несогласие с чем-н., неприязнь. Устроить демонстрацию кому-н. Очередная д. домашним.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
вручИт
сверлИшь
бАловать
вернА
дремОта
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Боксер должен быстро и вовремя УКЛОНЯТЬСЯ от ударов.
2. Сегодня сложно ОГРАДИТЬ ребёнка от влияния улицы.
3. Музыка рождала ни с чем не СРАВНИМОЕ впечатление: уже на входе мощь и объём звучания пробирали до мурашек.
4. Он шёл, освещая дорогу карманным фонариком, машинально ИЗБИРАЯ дорогу.
5. Рюкзак стал тяжёл, точно гиря; лямки, врезавшись в плечи, причиняли НЕСТЕРПИМУЮ боль.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол
вопреки ОЖИДАНИЮ
килограмм ВИШНЕЙ
НАИДОБРЕЙШИЙ человек
о ПОЛУТОРА часах
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с косвенной речью | 1) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый. |
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом | 2) Расстилая по воде отблески огней, пароход движется почти бесшумно. |
В) ошибка в построении предложения с однородными членами | 3) Большая часть территории, еще недавно не тронутое цивилизацией, сегодня пересечена дорогами. |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 4) Возвращаясь домой очень поздно, скандал был неизбежен. |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 5) До встречи с Гуровым Анна Сергеевна думала, что ведь же достойна лучшей жизни. |
6) Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого значения, заключает в себе иносказательный смысл. | |
7) В своём творчестве Л. Н. Толстой пытался найти ответы на вечные, волнующие всех вопросы. | |
8) Бумага желтеет благодаря окисления в ней целлюлозы. | |
9) Историки утверждают, что в древности в глиняной посуде хранили важные документы, чтобы уберечь их от наводнений или пожаров. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ут...пический
тр...туар
нагр...дить
пл...вец
б...лизна
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
нед...едание, пр...родители
пр...града, пр...возмочь
ра...двоение, ни...падать
на...кусить, о...грести
ра...щедриться, и...держки
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
игруш...чный
карандаш...к
перешаг...вать
раскраш...вать
изменч...вый
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
раста..вший
застел..шь
обкле..нный
задерж..шь
меч..шься
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (НЕ)НАДО.
2. Князя Андрея раздражал холодный, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЙ в душу взгляд Сперанского.
3. (НЕ)КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.
4. Иван стал размышлять о том, что в хирургическом отделении очень (НЕ)ПЛОХОЙ коллектив.
5. Липы в старом саду (НЕ)ВЫРУБЛЕНЫ, их удалось отстоять.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. В камине (ПО)ДОМАШНЕМУ потрескивали дрова, (С)БОКУ мирно тикали высокие часы-башня с темным циферблатом.
2. Посмотришь с одного берега на другой, так там видится все (В)РОДЕ через дым: ракиты, луга (СО)СВОИМИ цветами и лес.
3. Гром ударил ПОЧЕМУ(ТО) не в самое высокое дерево, нашу великую сосну, а рядом с ней, в догонявшую ее (ИЗ)ДАВНА елку.
4. (В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции.
5. Дорога шла (В)ГОРУ, и, поднявшись (НА)ВЕРХ, мы увидели море, раскинувшееся у подножия горы.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Тогда он постарался представить себе, в какую име(1)о причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыха(2)ой дерзости арестова(3)ого.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Смелые и юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали.
2. Раскалённые лучи заливают круглую клумбу с цветами тёмную зелень сирени садовые аллеи.
3. Среди луговых трав встречаются не только анис и ромашка но и тысячелистник и зверобой и клевер.
4. Получить хорошее воспитание можно не только в семье или в школе но и у самого себя.
5. Вид проснувшейся могучей реки являл собой если не страшное то поистине величественное зрелище.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Роса (1) выпадающая вечером (2) бывает такой обильной, что даже блестит ночью (3) отражая свет звёзд (4) и предсказывая тем самым жаркий день на завтра.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Вода (1) казалась (2) огромным волнистым зеркалом, отражавшим невидимый свет, и (3) может быть (4) это и было на самом деле.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Капитан тотчас записал в корабельный журнал (1) что произошло (2) но к острову не стал подходить (3) потому что увидел множество рифов (4) и по берегу отвесные скалы.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Собака всё лаяла густо и отрывисто (1) и (2) только Обломов пошевелится (3) или лошадь стукнет копытом (4) начиналось скаканье на цепи (5) и непрерывный лай.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
Вопрос № 1
Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.
1.ящ...рица
2.ястр...биный
3.живор...ждение
4.чинопол...жение
5.целепол...гание
Введите ответ:
Вопрос № 2
Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.
1.эск...латор
2.электрож...ровня
3.ц...лесообразность
4.г...рлянда
5.цветоп...редача
Введите ответ:
Вопрос № 3
Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.
1.цветосоч...тание
2.эск...дронный
3.элеватор...строение
4.контр...стирующий
5.ценз...р
Введите ответ:
Вопрос № 4
Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.
1.сн...мающий
2.экст...рьер
3.эр...троциты
4.цв...тнокожий
5.характ...ристика
Введите ответ:
Вопрос № 5
Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.
1.х...лостяцкий
2.эп...хальный
3.хул...ган
4.х...лоп
5.х...рактеристика
Введите ответ:
Вопрос № 6
Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.
1.фотор...портёр
2.эп...центр
3.лабор...тория
4.ориент...рованный
5.экспр...ссивность
Введите ответ:
Вопрос № 7
Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.
1.консп...рация
2.физиор...створ
3.сверхвн...мание
4.ф...номен
5.экол...гический
Введите ответ:
Вопрос № 8
Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.
1.ф...гуристка
2.ч...рта
3.ф...льдъегерь
4.эп...тафия
5.ч...щоба
Введите ответ:
Вопрос № 9
Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.
1.широк...скулый
2.эксп...ртиза
3.ч...тырежды
4.дерносн...матель
5.эпиз...дический
Введите ответ:
Вопрос № 10
Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.
1.ш...фрование
2.ф...ршированный
3.чех...рда
4.экол...гичный
5.ф...рфоровый
1. Укажите имя существительное женского рода:
1) картофель
2) тюль
3) вермишель
4) ковыль
2. Укажите имя существительное мужского рода:
1) артель
2) щелочь
3) залежь
4) аэрозоль
3. Укажите имя существительное женского рода:
1) рояль
2) шинель
3) табель
4) апрель
4. Укажите имя существительное женского рода:
1) полынь
2) шампунь
3) лебедь
4) отель
5. Укажите имя существительное мужского рода:
1) мозоль
2) прорубь
3) бандероль
4) недоросль
6. Укажите имя существительное мужского рода:
1) водоросль
2) туннель
3) бутыль
4) ваниль
7. Укажите имя существительное мужского рода:
1) ретушь
2) вуаль
3) нашатырь
4) кадриль
8. Укажите имя существительное мужского рода (на конце не пишется мягкий знак):
1) бреш...
2) овощ...
3) гуаш...
4) роскош...
9. Укажите имя существительное мужского рода:
1) фасоль
2) диагональ
3) толь
4) дуэль
10. Укажите имя существительное мужского рода:
1) студень
2) карусель
3) голень
4) акварель