Родителям предлагается обратить внимание детей на возвращение перелетных птиц, назвать их, подобрать обобщающее понятие – перелетные птицы, рассказать о том, что делают перелетные птицы весной (вьют гнезда, высиживают яйца, выкармливают птенцов). Рассмотреть иллюстрации птиц, описать их внешний вид (грач, скворец, ласточка, дрозд, аист, кукушка, журавль, лебедь, утка).
Ввести в речь ребенка существительные: грач, скворец, ласточка, дрозд, аист, кукушка, журавль, лебедь, утка, грачонок, скворчонок, кукушонок, ласточонок, кукушонок, аистенок, птенцы, гнездо, стая, перья, голова, лапки, клюв, хвост, крылья.
Глаголы: прилетать, строить, высиживать, выводить (птенцов), кормить, согревать, помогать, охотиться.
Признаки: перелетный, маленький, голый, голодный, работящий, пестрый, серый, черный, певчий.
У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?
(По оперению, внешнему виду, величине,)
-А какие птицы нас покидают первыми? (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).
- В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…
-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.
-Каких водоплавающих птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).
В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде.
- Как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.
|
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
Некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином » в виде треугольника; другие выстраивают- «цепочкой», в одну линию.
( Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.)
Игра «Один - много»:
Ласточка - …(ласточек) Грач - …(грачей) Дрозд - … (дроздов) Скворец - …(скворцов)
Аист - …(аистов) Утка - …(уток) Лебедь - …(лебедей) Крыло - …(крыльев) Перо - …(перьев) Лапа -...(лап)
Игра «Были – не стало»:
Были грачи - не стало … (грачей) Были птенцы – не стало …(птенцов)
Были ласточки – не стало …(ласточек) Были хвосты – не стало …(хвостов)
Были скворцы – не стало …(скворцов) Были крылья – не стало …(крыльев)
Были гнезда - не стало … (гнезд) Были перья – не стало …(перьев)
Упражнение «Один, два, пять» - слова из предыдущего задания.
Один грач, два грача, пять грачей.
И т.д.
Упражнение «Чей? Чья? Чьё?» - образовать притяжательное прилагательное.
Клюв утки - Крыло лебедя –
Перья грача - Хвост аиста –
Игра «Четвертый лишний?» ( на развитие логического мышления.)
Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.
Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Кукушка, лебедь, снегирь, утка.
|
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Скворец, грач, утка, синица.
Журавль, аист, снегирь, лебедь.
Гусь, ворона, грач, кукушка.
Игра «Кто как голос подает?»
Предложить ребенку послушать голоса птиц и поиграть в игру «Кто как голос подает?»
Утка – крякает (кря –кря кря)
Гусь- гогочет (га –га –га)
Кукушка –кукует (ку – ку, ку-ку)
Ласточка – щебечет
Журавль – курлычет
Игра «У кого какое тело? ». (Образование прилагательных)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?... (Длиннохвостая.)
-Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).
-У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).
-У аиста длинные ноги, он какой….(длинноногий).
- У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).
- У кукушки короткий хвост,она …(короткохвостая)
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» (составление сложноподчиненных предложений).
-Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…(Насекомые прячутся и им нечем питаться).
-Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …. (Он достает жучков и насекомых).
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что… (она не вьет себе гнезда).
Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет).
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов)
Игра «Назови птенца»
У грача…(грачонок, грачата)
У скворца….(скворчонок, скворчата)
У ласточки ….(ластушенок, ластушата)
У дрозда…(дрозденок, дроздята)
У стрижа…(стриженок, стрижата)
У журавля….(журавленок, журавлята)
У кукушки….(кукушонок, кукушата)