В методической литературе употребляются понятия "общая методика" и "частная методика". Под общей методикой понимается система знаний о средствах, формах и методах, применяемых учреждениями культуры. Частной методикой называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении отдельных задач, стоящих перед учреждениями культуры. Деление методики на общую и частную сложилось в процессе ее развития как особой области знания и практического действия. Такое деление позволяет работникам культуры более систематизированно осваивать знания и совершенствовать навыки.
При подготовке культурно-досуговой программы технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надлежащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации отдельных программ, и творческие работники - методисты знающие основы драматургии и режиссуры.
Методика деятельности учреждений культуры находится в функциональной зависимости от решаемых ими задач. Содержание культурно-досуговой деятельности можно идентифицировать с понятием ценности. Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, социально-политические и духовные.
Через содержание культурно-досуговой деятельности удовлетворяются духовные, потребности и интересы населения. Содержание обусловливается задачами, решаемыми учреждениями культуры по развитию личности. Это формирование цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов, повышение общекультурного и научно-технического уровня, трудовое и эстетическое воспитание граждан.
|
В содержании культурно-досуговой деятельности находят отражение изменения обстановки в стране и за рубежом, реформы жизни общества. Организационно-методической основой содержания деятельности учреждений культуры является система государственных и общественных праздников и обрядов. Они определяют содержание деятельности на каждый период времени (год, квартал, месяц, день). Деятельное участие в определении содержания деятельности принимает актив учреждения культуры, который хорошо знает интересы, потребности и особенности потенциальной аудитории.
Содержание всегда облекается в ту или иную форму. Форма есть организация, структура содержания. Содержание и форма в деятельности учреждения культуры отражаются в планах работы, репертуаре демонстрируемых кинофильмов, коллективов художественной самодеятельности, программах вечеров, тематике лекций, сценариях праздников или обрядов и т.д.
Содержание реализуется через функции и принципы культурно-досуговой деятельности. Оно раскрывает проблему, обеспечивает решение задач, являясь одним из основных условий эффективности деятельности учреждений культуры.
Содержание культурно-досуговой деятельности, как бы оно ни было умело определено и воплощено в соответствующие формы, останется мертвым капиталом, если не будет донесено до посетителей учреждения культуры. Вот почему большое значение имеет вопрос о способах реализации содержания или, иначе говоря, о путях доведения его до потребителя.
|
Средства - один из важных компонентов культурно-досуговой деятельности. Их назначение - быть "механизмом" доведения содержания деятельности учреждений культуры до населения. Средства культурно-досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.
В методике культурно-досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь), печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, научная литература), кино, радио, телевидение; художественная литература; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись), технические средства. Приведенная классификация средств культурно-досуговой деятельности носит в известной степени условный характер. Так, например, кино - это вид искусства, но оно может быть отнесено и к техническим средствам. Нередко к техническим средствам относят радио и телевидение, и в этом есть определенный смысл. Многозначно понятие печати. Одно значение имеет книга как вид печати и другое - книга как художественное произведение. Средства следует рассматривать только как способы передачи содержания.
В практической деятельности учреждений культуры особенно широко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические средства, то есть те средства, которые придают деятельности учреждений культуры особую эмоциональную окраску.
|
Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно-досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи.
К числу важнейших компонентов методики культурно-досуговой деятельности относятся и формы деятельности учреждений культуры, или программы. Формы работы - один из необходимых элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно-досуговой деятельности.
Термин "форма" употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, система организации чего-либо. Форма является одной из философских категорий, рассматриваемых в неразрывной связи с содержанием. Форма - организация, структура содержания, его выражение. Форма не может существовать изолированно от содержания.
Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также может иметь различное значение. Прежде всего форма является выражением содержания культурно-досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организаций культурно-досуговой деятельности.
Под формами - программами культурно-досуговой деятельности - следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.
В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно-досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы - программы культурно-досуговой деятельности - не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению к содержанию форма-программа носит зависимый характер.
Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм - программ культурно-досуговой деятельности - от содержания и средств воздействия, следует иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы-программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.
В неразрывной связи с формами-программами находятся методы культурно-досуговой деятельности. Вопрос о методах - это вопрос о том, как повысить действенность деятельности учреждения культуры, как лучше донести содержание до посетителей, как сделать его более убедительным и воспринимаемым аудиторией. Определений понятия “метод” много, но во всех есть нечто общее: метод - это способ, прием, путь решения какой-либо задачи. Обобщая различные определения, подчеркивая в них наиболее типичное, можно сказать, что метод - это путь к познанию; образ действия; определенным образом упорядоченная деятельность.
Методами культурно-досуговой деятельности принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на аудиторию.
Методы и средства воздействия тесно взаимосвязаны. Одно из средств воздействия - радио, которое является носителем (передатчиком) определенного содержания. Выражением содержания здесь будет программа радиопередачи, конкретный текст. Но текст, информацию можно донести по-разному - просто прочитать или дать в виде театрализованного представления. Способы, приемы использования, в данном случае радио, следует называть методами. Методы культурно-досуговой деятельности, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами.
В культурно-досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации и методы игры. Все остальные методы привнесены в нее извне.
Наряду с термином "метод" употребляется термин "методический прием". Каждый метод представляет собой определенную систему приемов. Иными словами, каждый метод - это совокупность приемов, объединенных общностью задачи и единым подходом к их решению.
Прием - это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Каждый из методов применяется с помощью различных приемов. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения.
В деятельности учреждений культуры методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью определенных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагмента из кинофильма - это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре - тоже методический прием.
Вопрос о методах культурно-досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, да и вряд ли в этом есть практическая необходимость. Важно уяснить сущность понятия " метод", зависимость методов от содержания работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалисту необходимо овладеть ими, научиться их творчески применять.
Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.