М.В. Пименова (Кемерово)




Лабораторная работа № 7–8.

Тема: Методики анализа лингвокультурного концепта

Задания I:

Познакомьтесь с результатами исследований лингвокультурного концепта (лингвокультуремы) ДУРАК, выполненных Е.В. Бусуриной и Н.М. Черкасовой. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какой языковой (речевой) материал привлекался с целью реконструировать лингвокультурему ДУРАК в каждом из исследований? На Ваш взгляд, является ли привлеченный материал достаточным для проведения лингвокультурологического исследования? А также, является ли привлеченный материал достаточным для достижения поставленной в каждом из исследований цели? Как вы думаете, какой еще материал мог быть привлечен дополнительно каждым из авторов?

2. Как проанализирован языковой (речевой) материал в каждом из исследований? Какие методы / процедуры анализа использованы? Являются ли они, на ваш взгляд, достаточными? Какие еще приемы лингвокультурологического анализа могли бы быть использованы и с какой целью?

3. Каковы основные выводы, полученные в каждом из исследований? Соотносятся ли они между собой, а также с целью, поставленной в каждом из исследований?

4. Соотнесите описанную авторами структуру концепта ДУРАК с моделью концепта, предлагаемой Ю.С. Степановым. Что в описанных структурах концепта ДУРАК можно соотнести с этимологическим признаком (внутренняя форма концепта), что – с историческим признаком (пассивный признак концепта), а что – с актуальным признаком концепта? Сделайте вывод о том, противоречат ли разные подходы к структурированию и описанию концепта или являются взаимодополняющими?

5. Можно ли утверждать, что ДУРАК – лингвокультурема для русского языкового сознания? Аргументируйте Ваш ответ.

*6. Попробуйте составить учебную словарную статью для лингвокультуремы ДУРАК. Какую информацию Вы включили в словарную статью и почему?

Материалы для подготовки

1. Методики концептуального анализа в лингвистике ещё вырабатываются.

З.Д. Попова, И.А. Стернин (Воронеж)

Концепт имеет определенную структуру, которая не является жесткой, но является необходимым условием существования концепта и его вхождения в концептосферу. Концепты внутренне организованы по полевому принципу и включают чувственный образ, информационное содержание и интерпретационное поле. Структура концепта образована когнитивными классификаторами и объединяемыми ими когнитивными признаками, которые различаются по степени яркости в сознании их носителей и упо-рядочиваются в структуре концепта по полевому признаку. Информационное содержание концепта включает несколько слоев или секторов, некоторые из них могут репрезентироваться отдельными лексемами или отдельными значениями тех или иных лексем.

С. Г. Воркачев (Краснодар)

Задача лингвокогнитивной концептологии: выявив максимально полно состав языковых средств, репрезентирующих (т.е. выражающих, вербализующих, объективирующих) исследуемый концепт и, описав максимально полно семантику этих единиц (слов, словосочетаний, паремий, текстов), применяя методику когнитивной интерпретации результатов лингвистического исследования, моделировать содержание исследуемого концепта как глобальной ментальной (мыслительной) единицы в ее национальном (возможно, и в социальном, возрастном, гендерном, территориальном) своеобразии, определить место концепта в национальной концептосфере.

В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин (Волгоград)

В составе лингвокультурного концепта можно выделить ценностный, образный (образно-перцептивный и образно-метафорический) и понятийный (фактуальный) компоненты. Фактуальный компонент концепта хранится в сознании в вербальной форме (это то, как мы можем обозначить концепт, раскрыть его место в системе концептов). Образный же компонент невербален и поддается лишь описанию и интерпретации.

М.В. Пименова (Кемерово)

Исследование концепта происходит в несколько этапов. Первый этап – анализ лексического значения и внутренней формы слова, репрезентирующего концепт. Второй этап – выявление синонимического ряда лексемы-репрезентанта концепта. Третий этап – описание способов категоризации концепта в языковой картине мира. Четвёртый этап – определение способов концептуализации как вторичного переосмысления соответствующей лексемы, исследование концептуальных метафор и метонимии. Пятый этап – исследуются сценарии. Сценарий – это событие, разворачивающееся во времени и/ или пространстве, предполагающее наличие субъекта, объекта, цели, условий возникновения, времени и места действия. Такое событие обусловлено конкретными причинами, послужившими его появлению.

Михайлова Т.В.

Алгоритм когнитивно-семантического описания значений имеет следующий вид:

1. Определяется интересующий исследователя концепт.

2. Устанавливается по словарям и текстовой объективации его номинативное поле в современном языке как совокупность синонимов и симиляров (термин А.А. Залевской), номинирующих его в системе языка.

3. Исследуются значения единиц номинативного поля и соответствующие семантические признаки включаются в концепт как его когнитивные признаки (семантико-когнитивный метод описания концепта – Попова, Стернин 2007).

4. Выявляются когнитивные признаки концепта, актуализированные в различных производных от единиц номинативного поля лексических единицах, номинирующих концепт – однокоренных словах, фразеологии, паремиях – и также включаются в содержание концепта.

5. Анализируется номинация концепта в художественных, публицистических текстах, выявляются периферийные семантические признаки единиц номинативного поля и контекстуальные номинации концепта, в результате чего пополняется состав когнитивных признаков исследуемого концепта.

6. Проводятся психолингвистические эксперименты с каждой единицей номинативного поля, выявляется ее психологически реальное содержание, и соответствующие семантические признаки интерпретируются как когнитивные признаки концепта.

7. Результаты выявления когнитивных признаков концепта всеми использованными методами обобщаются и строится интегральная модель содержания концепта в виде полевой структуры по убыванию яркости когнитивных признаков.

8. В содержании концепта выявляются разные аспекты концептуализации соответствующего явления и устанавливается, каким из этих аспектов соответствуют отдельные слова из номинативного поля концепта и/или отдельные значения единиц номинативного поля.

9. Значения единиц номинативного поля концепта описываются как совокупность сем, актуализирующих (отражающих) всю совокупность когнитивных признаков, выделяющихся в рамках соответствующего аспекта концептуализации (то есть которые могут быть отнесены к отдельному значению слова, представляющему данный аспект концептуализации) с указанием индекса яркости семы, вычисляемого как отношение количества испытуемых, выделивших данный признак в эксперименте, к общему числу испытуемых. Для этого каждое выделенное исследователем отдельное значение последовательно сопоставляется с когнитивными признаками концепта от ядра к периферии и совместимые с данным значением когнитивные признаки включаются в описываемое значение как семы с соответствующим индексом яркости. Каждая сема подвергается процедуре семантической верификации.

10. Когнитивные признаки, которые не были подтверждены данными психолингвистического эксперимента, но выявлены в структуре концепта и вписываются в то или иное формулируемое значение, могут быть включены в описание значения как часть описания, отражающая сугубо периферийные семантические компоненты значения в языковом сознании. Они не зафиксированы экспериментально в актуальном языковом сознании носителя языка, что отражает их периферийность для семантики, но поскольку в ходе исследования они были выявлены в отдельных контекстах употребления слова, в производных единицах, фразеологизмах, паремиях, они могут рассматриваться как присутствующие в языковом сознании. Эти компоненты значения могут актуализироваться в специальных условиях – особых индивидуальных контекстах, юмористическом словоупотреблении, в языковой игре и под.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: