Название недостающего элемента модели коммуникации Д.Берло.




Источник- ________ - канал- получатель.

9. Установите правильную последовательность разработки моделей коммуникации:

______ модель двухступенчатого потока информации

_______модель Г.Лассуэлла

_______ модель Осгуда-Шрамма

10. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Основной целью двухсторонней симметричной модели коммуникации в рамках связей с общественностью является:

а) убеждение любой ценой

б) распространение информации

в) формирование взаимопонимания участников взаимодействия

г) манипулирование общественным мнением

Вариант 4.

Задание 1. Для создания атмосферы доверия в ходе деловых переговоров используются некоторые приемы выравнивания напряжения, связанные с формой обращения к партнеру (Василик М.А.). Сконструируйте 2 (две) ситуации, основываясь на собственном практическом опыте, примерах из кино или книг и знании стратегии и тактики аргументации.

Задание 2. Западные бизнесмены стараются вести свои переговоры в конфиденциальной атмосфере, с глазу на глаз. В арабской культуре в помещении присутствуют другие люди, и на вашу просьбу поговорить в иной обстановке араб лишь приблизит к вам свою голову (Г. Почепцов). Прокомментируйте эту ситуацию, применяя знания, полученные при изучении невербальной и межкультурной коммуникации.

Тестовое задание:

1. Дополнить:

Предельно общим понятием теории коммуникации является понятие “_____”

2. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Античная мысль внесла следующий вклад в становление теории коммуникации:

а) разработала семиотику как направление в изучении коммуникации

б ) положила начало риторике как искусству речи

в) разработала категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации

г) разработала основы герменевтики

3. Согласно модели информирования общественности как PR- коммуникации ее целью является:

а) убеждение любой ценой

б) манипулирование общественным мнением

в) распространение информации

г) формирование взаимопонимания участников взаимодействия

4. Если в речевой коммуникации у коммуникантов возникают трудности восприятия информации из-за сложной, непонятной или неправильной логики рассуждений одного из них, то речь идет о:

а) фонетических коммуникативных барьерах

б) семантических коммуникативных барьерах

в) логических коммуникативных барьерах

г) стилистических коммуникативных барьерах

5. Для какого периода характерно признание теорией массовой коммуникации сложности и многоступенчатости взаимодействия СМК и аудитории?

а) начало XX в. – 30-е гг. XXв.

б) середина XX в.

в) конец XX – началоXXI вв.

6. Примером иконического знака является:

а) указание стрелкой на выход из помещения

б) фоторгафия

в) аллегория в виде изображения медведя

7. Определенный уровень индивидуальных коммуникативных способностей человека, сформировавшихся в условиях непосредственного человеческого взаимодействия, называется:

а) корпоративная культура

б) коммуникативная компетентность

в) интеллектуальный потенциал

г) общительность

8. Согласно мнению Ю.Н. Караулова, совокупность способностей и характеристик человека, обус­ловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов) характеризует понятие:

а) коммуникативная личность

б) языковая личность

в) маргинальная личность

г) пассионарная личность

9. Дополнить:

Сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или другим способом – это __________

10. Установить соответствие:

Названия конкретно-научных подходов современной теории коммуникации:

1) технократический

2) интеракционный

Содержание подходов:

а) коммуникация рассматривается с точки зрения производства, передачи и обработки информации, а также используемых при этом технических средств

б) Коммуникация рассматривается как взаимодействие.

Ответы: 1) ___, 2) ___.

Вариант 5.

Задание 1. В некой организации наблюдаются устойчивые модели взаимодействия руководителей и подчиненных. Сконструируйте 2 (две) конкретные ситуации, основываясь на знании основных теоретических подходов к изучению коммуникации (например, бихевиоризм и символический интеракционизм) и организационной коммуникации.

Задание 2. В учебнике по ред. М.А. Василика описаны три ситуации речевой коммуникации (см. С. 221). В каждой из этих ситуаций выделите коммуникативную модель, определите ее основные характеристики.

Тестовое задание:

1. Допишите:

Коммуникативное пространство – это система многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации. Его основными параметрами являются _____ и ______.

2. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Вклад немецкой классической философии XVIII -XIX вв. в становление и развитие теории коммуникации состоит в следующем:

а) начинают разрабатываться важные для теории коммуникации понятия “субъект”и “объект”

б) изучается внутренний мир личности, изолированной от общества

в) формируется критическая философия Франфурктской школы

г) рассматриваются проблемы массовой коммуникации

3. Дополните:

Элементы модели коммуникации Г. Лассуэлла:

а) коммуникатор;

б) ____________;

в) канал;

г)____________;

д) эффект

4. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Физическая дистанция между людьми в процессе коммуникации, согласно мнению Э.Холла, называется:

а) личным пространством

б) пространством с фиксированными характеристиками

в) пространством с полуфиксированными характеристиками

5. Процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных – это:

а) аргументация

б) доказательство

в) восприятие

г) сообщение

6. Обведите кружком или напишите номер наиболее правильного ответа:

Более точное, с точки зрения теории коммуникации, название получателя информации в процессе массовой коммуникации – это:

а) население

б) аудитория

в) толпа

г) публика

7. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой – это:

а) коммуникативная структура группы

б) коммуникация в организации

в) коммуникативный стиль

г) коммуникативное пространство

8. Какая из социологических теорий личности придает первостепенное значение ее формированию в процессе межличностной коммуникации, межличностного общения внутри первичной социальной группы?

а) теория когнитивного развития личности

б) теория “зеркального Я”

в) теория нравственного развития личности

г) психоаналитическая тория

9. Установить соответствие

Названия видов аргументации: Содержание аргументации:

1. интерпретация; а) направлено на ослабление тезиса путем опровержения аргументов, подтверждающих тезис;

2. доказательство; б) приводимый тезис выводится из доказанных аргументов;

3. объяснение; в) истолкование, объяснение смысла того или иного предложения;

4. возражение. г) указание того, следствием чего является данное явление.

Ответ: 1), 2), 3), 4) ______.

10. Установить правильную последовательность

Проведение PR-кампании как коммуникативного события предполагает следующую очередность действий PR-специалиста:

_______ - Действие и коммуникация;

_______- Оценка программы;

_______ - Определение проблемы;

_______ - Планирование и прогнозирование.

 

Вариант 6

Задание 1. В процессе межличностной коммуникации люди, как правило, демонстрируют устойчивые способы поведения, которые характеризуют их коммуникативные стили. Какие коммуникативные стили используете лично вы во взаимодействии с друзьями, коллегами по работе, студентами своей учебной группы и т.д.? Дайте их характеристику, основываясь на классификациях А. Адлера, К. Хорни, В. Сатир. Нужно представить не менее трех различных стилей.

Задание 2. Вы присутствуете на научной конференции (например, студенченской). Такое коммуникативное событие может быть описано с точки зрения моделей официального общения, различающихся регламентом и характером аргументирования. Основываясь на знании стратегий и тактики аргументации, охарактеризуйте приемлемые для научной конференции модели официального общения.

Тестовое задание:

1. Обведите кружком или напишите номера двух правильных ответов:

В философии XX в. большое внимание к проблеме социальной коммуникации было уделено в рамках таких направлений, как:

а) гомилетика

б) риторика

в) персонализм

г) диалогическая философия.

2. Установить соответствие

Названия научных подходов современной теории коммуникации:

1) технократический

2) интеракционный

Содержание подходов:

а) коммуникация рассматривается с точки зрения производства, передачи и обработки информации, а также используемых при этом технических средств.

б) коммуникация рассматривается как взаимодействие.

Ответ: 1) ___, 2) ___.

3. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Неличная, платная форма коммуникации с целью продвижения товара, услуги с помощью СМИ:

а) прямой маркетинг

б) реклама

в) стимулирование продаж

г) связи с общественностью

4. Организационно-технические комплексы (пресса, радио, телевидение и др.), позволяющие осуществлять быструю передачу и мультиплицирование информации:

а) средства массовой информации (СМИ)

б) телекоммуникация

в) информатика

г) Интернет

5. Мероприятие, направленное на информационную и рекламную поддержку имиджа организации – это:

а) деловые переговоры

б) пресс-конференция

в) беседа

г) совещание

6. Что нельзя отнести к эффекту маркетинговой коммуникации?

а) повышение мотивации персонала организации

б) рост объема продаж

в) большая информированность потребителя о свойствах товара

г) рост узнаваемости данного товара среди аналогичных

6. Установить соответствие

Названия моделей коммуникации:

1) Модель Шеннона-Уивера;

2) Циркулярная модель коммуникации;

3) Модель двухступенчатой коммникации.

4) Модель Лассуэла;

Характеристика моделей:

а) информация, распространяемая массмедиа, достигает целевой аудитории не напрямую, а через “лидеров мнений”;

б) представляет собой развернутый план коммуникативного действия;

в) с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации;

г) в ней основной акцент переносится на интерпретацию сообщения.

Ответ: 1), 2), 3), 4) _____.

7. Дополнить

В современной ____ при анализе языковых явлений и процессов основной акцент делается на роли ___: исследуется влияние различных социальных факторов на взаимодействие языков.

8. Аудитория как объект информационного воздействия СМИ обычно делится на _____и ______.

9. Установить соответствие:

Название составляющих процесса коммуникации:

1) сообщение

2) кодирование

3) получатель

4) обратная связь

Характеристика составляющих:

а) ответная реакция получателя на сообщение источника;

б) осмысленная и соответствующим образом закодированная информация;

в) тот, кому адресовано сообщение;

г) переработка исходного сообщения с целью доведения до получателя.

Ответ: 1)__, 2) ___, 3) ___, 4) ___.

10. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Соотношение понятий “языковая личность” и “коммуникативная личность”:

а) понятия тождественны, имеют одно и то же значение

б) понятие языковой личности шире понятия коммуникативной личности

в) понятие коммуникативной личности шире понятия языковой личности

Вариант 7.

Задание 1. В процессе межличностного взаимодействия каждый человек оказывается перед проблемой выбора коммуникативного стиля. В теории коммуникации описаны продуктивный и непродуктивный стили. Дайте характеристику этих стилей в ситуации взаимодействия руководителей и сотрудников организации.

Задание 2. На лекционных занятиях студентам для более успешного усвоения материала необходимо научиться “эффективному слушанию”. Каковы отличительные характеристики слушания как вида речевой деятельности? Какую цель преследует активное слушание? Какие умения необходимы студенту для эффективного, активного слушания лекций. Ответить на данные вопросы, опираясь на примеры своей учебной деятельности в НГУЭУ.

Тестовое задание:

1. Обведите кружком или напишите номер наиболее правильного ответа:

Наиболее точные названия источника и получателя информации в рамках письменноречевой коммуникации:

а) коммуникатор и коммуникант

б) адресант и адресат

в) коммуникатор и аудитория

г) оратор и слушатель

2. Область коммуникативной деятельности человека, в кото­рой происходит сообщение или получение определенной инфор­мации:

а) канал прохождения информации

б) коммуникативная сфера

в) социальная сфера

г) коммуникативное пространство

3. Сформулировал основные принципы семиотики и ввел в научный оборот название данной науки:

а) Ф. де Соссюр

б) Ч.Пирс

в) Ч.Моррис

г) Л.Ельмслев

5. Все, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее, в теории коммуникации называют:

а) препятствиями коммуникации

б) коммуникативными барьерами

в) трудностями коммуникации

г) физическими барьерами

6. В PR-коммуникациях целью воздействия является:

а) толпа людей

б) массовая аудитория

в) изменение общественного мнения

г) СМИ

7. Дополнить

Перечень функций коммуникации, вытекающих из модели Р.О. Якобсона:

а) метаязыковая;

б)поэтическая;

в) эмотивная;

г) конативная;

д) __________.

8. Установить соответствие:

Сферы общения:

1) научная

2) официально-деловая

3) общественно-политическая

4) литературно-художественная

Жанры письменной речи:

а) расписка, инструкция

б) роман, стихотворение

в) письмо в редакцию, очерк

г) реферат, резюме

9. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях:

а) такесика

б) паралингвистика

в) проксемика

г) кинесика

10. Если инициатором PR-процесса является благотворительный фонд или общество защиты прав детей, то речь идет о разновидности PR, которая называется:

а) социальный PR

б) кризисный PR

в) политический PR

г) бизнес-PR

Вариант 8.

Задание 1. Известно, что невербальные приветствия в форме жестовых касаний служат для открытия встречи, а при прощании – для ее завершения. Проанализируйте, с точки зрения особенностей процесса коммуникации, наблюдаемые вами невербальные приветствия и прощания (рукопожатие и его продолжительность, похлопывание по плечу, жест-поцелуй) по следующим параметрам: статус, биологический пол, возраст говорящих в межличностной и публичной коммуникациях.

Задание 2. В коммуникативном пространстве современного университета представлено взаимодействие представителей разных социальных групп (преподаватели, студенты, сотрудники, обслуживающий персонал и т.д.). Покажите, каким образом осуществляется коммуникация по вертикали и по горизонтали в НГУЭУ. В чем вы видите причину устойчивой дистанции в общении между студентами и преподавателями, связано ли это с информационным или социальным разрывом?

Тестовое задание:

1. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Какое значение понятия “коммуникация” отражено в определении: ‘коммуникация - это способ связи любых объектов материального и духовного мира”?

а) техническое

б) биологическое

в) универсальное

г) социальное

2. Узкое представление о коммуникации как диалоге человека с человеком сложилось в рамках:

а) античной философии

б) социологии

в) лингвистики

г) социальной психологии

3. Исследовательский подход, заимствованный из психологии и применяемый в изучении механизмов обратной связи коммуникации как реакции на стимул:

а) моделирование

б) бихевиоризм

в) сравнение

г) анализ

4. Установите соответствие:

Название систем отражения невербального поведения: 1. экстралингвистика 2. такесика 3. просодика 4. кинесика 5. ольфакторная   Содержание: а) рукопожатие, поцелуй, похлопывание; б) запах тела, запах косметики; в) поза, жест, мимика, походка, взгляд; г) высота голоса, громкость, тембр; д) вздох, смех, плач, пауза.

 

Ответ: 1)___, 2) ___, 3)____, 4____, 5____.

5. Дополнить:

Процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории – это______ коммуникация.

6. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Согласно данной теории, прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависит от наличия в них “ворот” (аналог цензуры), которые в свою очередь управляются некими “контролерами”:

а) теория обретения пользы и удовлетворения

б) теория урегулирования повестки дня

в) теория информационных барьеров

г) теория зависимости

7. Особенностью данной модели является акцентирование внимания не столько на традиционных компонентах коммуникации(источник, сообщение, канал и т.д.), сколько на ее специфических функциях:

а) Модель Ю. Руша, Г. Бетесона

б) Модель Осгуда-Шрамма

в) Модель Лассуэлла

г) Модель Д. Берло (ИСКП)

8. Индифферентность, безразличие студента по отношению к указаниям старосты группы:

а) психофизиологический барьер;

б) социокультурный барьер;

в) семантический барьер;

г) психологический барьер.

9. Установите соответствие между аспектами изучения знака и предметом изучения:

1) синтактика а) Знак – Человек
2) семантика б) Знак - Знак
3) прагматика в) Знак – Предмет

Ответ: 1) ___, 2) ____, 3) ___.

10. Дополнить:

PR-процесс как вид коммуникации включает в себя определенный набор дейст­вий, направленных на повышение __________ об­щественности об инициаторе, обеспечение на этой основе его лучшей узнаваемости и более _____________ восприятия его имиджа”.

Вариант 9.

Задание 1. Одной из форм деловой коммуникации является разговор по телефону, который имеет следующую структуру:

· Взаимные представления (20-25 секунд)

· Введение собеседника в курс дела (40- 45 секунд)

· Обсуждение ситуации (100- 115 секунд)

· Заключительное слово

Проведите телефонный разговор с секретарем фирмы, где вы хотели бы пройти практику. Каково оптимальное время для звонка? Постройте разговор в соответствии с представленной структурой, закончите разговор на положительной оптимистической ноте.

Задание 2. Вы участвуете в публичных мероприятиях вашего учебного заведения. Проанализируйте, каковы параметры аудитории, ее заинтересованность темой встречи. Как происходит контакт и обратная связь между выступающими и аудиторией, каким образом проявляется официальность обстановки?

Тестовое задание:

1. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Разновидность коммуникации, обеспечивающая связь организации с внешними социальными образованиями (институтами, другими организациями):

а) внутригрупповая

б) межличностная

в) непосредственная

г) внешняя

2. Какая из форм коммуникации представляет собой вопросно-ответную коллективную форму обсуждения различных проблем с определенной целью

а) беседа

б) диалог

в) дискуссия

г) диспут

3. Дополнить:

Функции массовой коммуникации, выделенные Г. Лассуэллом:

1) информационная

2) познавательно-культурологическая

3) _________

5. Согласно мнению Ю.Н. Караулова, совокупность способностей и характеристик человека, обус­ловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов) называется _______ личностью”.

6. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Поле коммуникативной деятельности, включающее совокупность значимых групп, индивидов в том или ином их взаимном расположении:

а) коммуникативная сфера

б) коммуникативное пространство

в) коммуникативная ситуация

г) коммуникативная стратегия

7. Какая функция языка, согласно мнению К. Бюлера, соотносится с предметом речи в устноречевой коммуникации?

а) экспрессивная

б) апеллятивная

в) репрезентативная

8. Разделил семиотику на синтактику, семантику и прагматику:

а) Ч.Пирс

б) Ф. де Соссюр

в) Ч.Моррис

г) Л.Ельмслев

9. Вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей, – это:

а) массовая коммуникация

б) публичная коммуникация

в) межличностная коммуникация

г) межкультурная коммуникация

10. Установить правильную последовательность:

Согласно точке зрения Ф. Джефкинса, проведение PR- кампании включает шесть этапов:

______ - Планирование бюджета;

______ - Оценка ситуации;

______ - Отбор каналов массовой коммуникации, техники воздействия;

______- Оценка результатов;

______ - Определение целей;

______ - Определение целевой аудитории.

 

Вариант 10

Задание 1. Телевидение использует дискуссию как жанр устной публичной коммуникации. Проанализируйте одну из телевизионных дискуссий, при анализе обратите внимание на следующие моменты: проблема, состав участников, роль ведущего, соблюдение правил ведения дискуссии.

Задание 2. PR-специалист может использовать различные речевые обороты, соответствующие конструктивному, силовому и мягкому стилям делового общения. Сконструируйте конкретную ситуацию и представьте возможные в них речевые обороты, соответствующие трем стилям делового общения.

Тестовое задание:

1. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:

Функция теории коммуникации, направленная на разработку исходных принципов познания коммуникативной реальности:

а) методологическая

б) познавательная

в) прогностическая

г) практическая

2. Метод теории коммуникации, используемый в изучении содержательной стороны информации:

а) контент-анализ

б) интент-анализ

в) анкетирование

г) герменевтика

3. Выберите правильную последовательность цифр, соответствующую последовательности коммуникативных революций: 1- книгопечатание; 2- письменность; 3- электронная коммуникация:

а) 123

б) 213

в) 132

г) 321

4. Современные западные исследователи применяют бихевиористскую схему (S-R) для изучения коммуникации в теориях, которые называют:

а) теории трансмиссии

б) теории интеракции

в) системные теории

г) теории речевой коммуникации

5. Вид невербальной коммуникации, связанный с тактильной системой восприятия информации:

а) кинесика

б) просодика

в) такесика

г) экстралингвистика

6. Как называют того, кто НЕ генерирует сообщение, а только его передает:

а) канал

б) источник

в) получатель

г) отправитель

7. Какая модель является исторически первой схемой анализа коммуникации, разработанной в рамках теории трансмиссии:

а) модель ИСКП (Д.Берло)

б) модель двухступенчатой коммуникации (П. Лазарсфельд)

в) модель Осгуда -Шрамма

в) модель Лассуэлла

8. Установить соответствие:

Параметры коммуникативной личности Содержание
1) мотивационный а) формируется в процессе приобретения познавательного опыта коммуникативной личности.
2) когнитивный б) определяется коммуникационными потребностями коммуникативной личности.
3) функциональный в) отражает умения и навыки коммуникативной деятельности личности, ее профессиональную компетентность.

Ответ: 1) ___, 2) ___, 3)____.

9. Отметить кружком или написать номер правильного ответа:

Термин, предложенный П. Лазарсфельдом в связи с изучением электорального поведения и двухступенчатого потока массовой информации:

а) лидер мнений

б) информационный “привратник”

в) имиджмейкер

г) хакер

10. Часть аудитории, объединенная общими демографическими характеристиками и культурными вкусами, на которую рассчитывают СМИ и связанные с ними рекламодатели:

а) массовая аудитория

б) публика

в) целевая аудитория

г) население страны

 

Примерные вопросы к экзамену

1 Предмет и основные понятия теории коммуникации.

2 Цели коммуникации и человеческие потребности.

3 История исследований коммуникации.

4 Специфика современной теории коммуникации.

5 Биологические предпосылки человеческой коммуникации. Коммуникация у животных.

6 Эволюция коммуникации в социуме. Движущие силы и результаты

7 Возникновение языка человеческой речи как коммуникативная революция.

8 Изобретение и распространение письменности как коммуникативная революция.

9 Изобретение и распространение печатного станка как коммуникативная революция.

10 Изобретение и распространение электронных средств коммуникации как коммуникативная

революция.

11 Роль коммуникации в информационном обществе.

12 Коммуникационные проблемы современности

13 Семиотика коммуникации

14 Коммуникация и информация.

15 Коммуникация как структура: составные части, функции каждого элемента.

16 Коммуникативный процесс.

17 Модели коммуникации.

18 Внутриличностная коммуникация.

19 Межличностная коммуникация.

20 Вербальная коммуникация.

21 Невербальная коммуникация.

22 Коммуникация в малых группах

23 Коммуникация в организациях

24 Публичная коммуникация

25 Массовая коммуникация.

26 Межкультурная коммуникация.

27 Политическая коммуникация.

28 Коммуникатор.

29 Содержание коммуникации.

30 Язык коммуникации.

31 Получатель коммуникации.

32 Восприятие в коммуникации.

33 Аудитория коммуникации.

34 Факторы и барьеры коммуникации.

35 Обратная связь

36 Эффективность коммуникации.

38 Коммуникативные профессии и коммуникативные навыки.

39 Методы исследования коммуникации

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: