Игры и упражнения, способствующие развитию внимания




Январь

Дата Тема Кол-во часов
        Общее   Теория   Практика  
9.01.2018 «Теремки», Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги «Кто не на месте?»            
11.01.2018 «Чем отличаются картинки» Две картинки с похожим сюжетом «Дыхание»      
16.01.2018 Картина «Первое свидание» «Теремки»      
18.01.2018 «Братья - ленивцы», Дорисуй картинку и раскрась. «Угадай предмет»      
23.01.2018 Картина «Первое свидание» «Гости», Дорисуй картинку и раскрась   «Рассмотри внимательно»        
25.01.2018   «Заготавливаем капусту» Нарисуй по клеткам точно такой же рисунок ««Кто не на месте?»      
30.01.2018   Угадай предмет      

Февраль

Дата Тема Кол-во часов
Общее Теория Практика
1.02.2018 «Птица», Дорисуй вторую половинку картинки. «Мостик» Картина «Попугай Петруша»      
6.02.2018 «Каскад слов» «Скульптура»      
9.02.2018 Нарисуй на второй паре носочков и рукавичек точно такой же рисунок. «Аналогии» Картина «Попугай Петруша» «Запомни картинки» Найди все предметы, которые спрятались на рисунке      
13.02.2018 Нарисуй на второй паре носочков и рукавичек точно такой же рисунок. «Аналогии» «Запомни картинки» Найди все предметы, которые спрятались на рисунке «Кляксы»      
15.02.2018   Раскрась игрушки на елке в соответствии с их формой. «Мячик»      
20.02.2018   Картина «Настоящий друг» Найди лишнее слово      
22.02.2018   Тонет – не – тонет      
27.02.2018   Графический диктант      

Март

Дата Тема Кол-во часов  
      Общее Теория Практика
  1.03.2018   Разобрать горох и фасоль в разные емкости «Сыщик»   Слушаем и пересказываем «Стихотворение»     0.5     0.5 0.5     0.5
6.01.2018 Разобрать гречку и рис в разные емкости «Сравнение предметов» «Рассказ» «Черепашки»        
13.03.2018 Выложить узор из спичек по образцу «Четвертый лишний»   «Предложения»   «Каскад слов»        
15.03.2018 Выложить узор из спичек по образцу «Сложи узор»   «Почемучка» «Запомни картинки»        
20.03.2018 Раскрась картинку в соответствии с цифрами. «Найди лишнее слово»   Проблемная картинка «Запомни, а затем ответь на вопросы» «Узнай по голосу» «Подснежник»      
22.03.2018 Графический диктант «Тонет – не тонет» Проблемная картинка Разучивание стихотворения «Муха» «Зернышко»      
27.03.2018   29.03.2018 Графический диктант «Сложи узор» «Предложения» Повторение стихотворения «Что слышно» «Путешествие в волшебный лес»   Дорисуй вторую половинку картинки. «Тонет – не тонет» «Деревья, птицы, овощи, фрукты», рассказ «запомни ответь на вопросы»      

Апрель

Дата Тема Кол-во часов
Общее Теория Практика
3.04.2018 Графический диктант «Найди овощу свое место» «Сюжетная картинка» «Запомни и ответь на вопросы» «Съедобное - несъедобное»      
5.04.2018 Разобрать горох и фасоль «Исключение лишнего» «Вопросы» Разучивание стихотворения «Сороконожка»      
10.04.2018 Выложить узор из счетных палочек Сравни две картинки     «Сюжетная картинка» Чтение стихотворения и вопросы «Что под шляпой» «Торт»      
12.04.2018 Разобрать гречку и рис Сравни предметы между собой   «Рассказ» «Что изменилось?»   «Кто знает, пусть дальше считает»          
17.04.2018 Пальчиковая гимнастика «Классификация» «Рассказ» «10 слов» «Чудесный мешочек»      
19.04.2018 Графический диктант «Что сначала, что потом» «Я читаю» «У оленя дом большой» «Испорченный телефон»          
24.04.2018 Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги «Логика» «Я читаю» «Кто не на месте» Нанизывание бусинок по образцу          
26.04.2018 Проведи линию по середине дорожки «Закончи предложения» «Рассказ» «Спрячь игрушки» «Испорченный телефон»      

Май

Дата Тема Кол-во часов
Общее Теория Практика
3.05.2018 Нарисуй узор «Закончи предложения» «Рассказ» «Найди игрушки» «Кого назвали, тот и лови» «Доброе животное»      
8.05.2018 Дорисуй картинку «Логика»   «Сюжетная картинка» «Запомни картинку» «Кого назвали, тот и лови» «Эстафета дружбы»      
10.05.2018 Нарисуй внутри больших фигур постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленьких – постепенно увеличивающиеся. «Правильно лм рассуждают ребята» «Почемучка» Разучивание стихотворения «Корректурные пробы»   «Эстафета дружбы»      
15.05.2018 Разбери гречку и рис Подбери подходящий фрагмент «Предложения» Повторение стихотворения «Узор» «Солнечные лучики»      
17.05.2018 Графический диктант Подбери подходящий фрагмент «Пересказ» «Каскад слов» «Узнай по голосу» «Доброе животное»      
22.05.2018 Выложи узор по образцу Подбери подходящий фрагмент «Рассказ» «Каскад слов» Быстрее нарисуй «Торт»      
24.05.2018     Разминка «Найди 10 отличий» «Дорисуй узоры» «Опосредованное запоминание» «Загадки», «Добавляйте пропущенные слова» «Оценка»      
29.05.2018   «Выкладывание из счетных палочек» Разминка «10 слов» «Загадки», «Задачи-шутки» «Рассказываем сказку» «Большой - маленький»      
31.05.2018 Итоговое занятие        

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Скоро в школу» предусматривает следующие формы организации:

1. Фронтальное (подгрупповое) занятие – 2 раза в неделю.

2. Индивидуальная работа.

Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов:

1 часть – развитие мелкой моторики;

2 часть – развитие мышления;

3 часть – развитие речи;

4 часть – развитие памяти;

5 часть – развитие внимания;

6 часть – снятие эмоционального напряжения, релаксация.

Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.

1. «Развитие мелкой моторики»

Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

Задачи:

· Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);

· Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;

· Упражнять в написании печатного шрифта.

2. «Развитие мышления»

Мышление ребенка в возрасте 6-7 находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

Задачи:

· Содействовать развитию наглядно-образного мышления;

· Развивать сообразительность, любознательность;

· Развивать мыслительные операции;

· Развивать логическое мышление;

· Учить выделять существенные признаки.

3. «Развитие речи»

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.

Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.

Задачи:

· Расширять и активизировать словарный запас;

· Пополнять запас знаний и сведений;

· Развивать воображение, фантазию;

· Побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.

 

 

4. «Развитие памяти»

Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Задачи:

· Развивать непроизвольную и произвольную память;

· Развить зрительную и слуховую память.

5. «Развитие внимания»

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Задачи:

· Развивать сенсорное внимание:

· Развивать слуховое внимание;

· Развивать моторно-двигательное внимание.

6. «Содействие становлению учебной мотивации»

Существенный момент мотивационной готовности к школьному

обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Задачи:

· Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей)

· Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка; эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым)

· Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).

7. «Снятие эмоционального напряжения»

На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.

 

 

Программа рассчитана на 2 года обучения (2 занятия в неделю) и состоит из следующих этапов.

 

ЭТАПЫРАБОТЫ:

КОНТРОЛЬНЫЙ(диагностический)

 

 

При составлении программы «Скоро в школу» учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

 

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.

Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:

1) На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;

2) На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка, уровень тревожности.

Исходя из половозрастных норм все результаты психологического обследования, представленные в таблицах, выражены в стандартных оценках - от 1 до 10 баллов. Таким образом, через стандартную оценку определяется уровень развития интеллектуальных и личностных особенностей каждого ребенка.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

Методика «Свободная классификация» ( Определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения).

Методика «10 слов» ( Изучение объема слуховой памяти, элементов ее произвольности).

Методика «Запомни картинки» ( Определение уровня развития образной памяти).

Методика «Шифровка» ( Изучение уровня концентрации, переключения внимания, зрительно – моторной координации и скорости образования нового навыка).

Методика «Узоры» ( Определение уровня сформированности мелкомоторных навыков, зрительно-моторной координации и глазомера).

Методика «Лесенка» ( Исследование самооценки).

Методика «Тест тревожности » ( Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).

К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает наличие у него следующих качеств:

· Организованность, аккуратность;

· Волевые качества;

· Внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);

· Сообразительность, любознательность;

· Развитая речь и хорошее воображение;

· Хорошая память;

· Моторная ловкость;

· Дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;

· Начальные навыки счета и чтения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В этом разделе описываются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие внимания, памяти, мышления. По всем раздела имеются рекомендации родителям педагогам (Приложения 20,21,22).

Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика позволяет развивать не только мелкую моторику и внимание, но и произвольность поведения, за счет стремления четко и правильно выполнить все упражнения. Гимнастику необходимо проводить каждый день до, и после выполнения других упражнений.

1. Массаж пальчиков. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения. Повторять массаж пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивать поглаживающими движениями. Массаж пальчиков проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.

2. Приветствие футболистов. Дотронуться до каждого пальчика-«члена команды» и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!». Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно

3. Волны. Ребенок пытается сделать «волны» кистями рук (как «умирающий лебедь»).

4. Крестики-нолики. Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.

5. Колокольчики. Ребенок в течение 30-60 секунд потряхивает кистями рук.

6. Музыка. Ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано.

7. Ножницы. Ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный пальчик от остальных, крепко сжатых.

8. Круги. Ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук.

 

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

¨ «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

¨ Игры – головоломки.

¨ Загадки.

¨ «Найди отличия».

¨ «Найди два одинаковых предмета».

¨ «будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

¨ «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнение, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

¨ «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

¨ «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

¨ «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.

 

Игры и упражнения для развития памяти

¨ «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

¨ «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин. Рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

¨ «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д.

¨ «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

¨ «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

¨ «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

¨ «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утором.

¨ «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой – либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

¨ «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешочке.

¨ «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.

¨ «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать их.

¨ «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

 

Игры и упражнения для развития мышления

¨ «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

¨ «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

¨ «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигурку». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

¨ «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

¨ «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый - легкий», «сильный - слабый», «Твердый - мягкий» и т.д.

¨ «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

¨ Загадки.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 500 загадок для детей. – М.; 2003.

2. Абрамова Г.С. Психолог в начальной школе. Волгоград, 1998.

3. Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.

4. Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.

5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.

6. Гатина О.И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе./ Воспитатель ДОУ. 2009. - №12. С.48-53.

7. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. - №4 С. 47-65.

8. Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику – М.; 2004.

9. Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2005.

10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.; 2000.

11. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.

12. Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.

 

 

 

 

Приложение 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: