Особенности подростков, которые необходимо учитывать исследовании




Методические проблемы социологического исследования молодежи

Релевантность методов исследования молодежи

Специфика социологического исследования подростков.

Методы социологического исследования молодежи.

Фактор социальной среды в ходе проведения исследования.

1.

 

 

Релевантность – это соответствие, адекватность метода изучаемому объекту, в данном случае, молодежи. Адекватность метода основным признакам исследуемых объектов считается одним из важнейших критериев достоверность получаемых социологических данных.

Молодежь – особая группа. Она имеет специфические коммуникационные интересы, определяемые стремлением к общению как одной из основных ценностей жизни, маргинальностью ее социального положения, особенностями активного периода социализации. Это способствует формированию иной, чем у более старших возрастных групп, мотивации включения в исследование.

В большинстве социологических исследований участвуют люди старше 18 лет. Примерно в этом возрасте человек вступает во взрослую жизнь. С этого времени человек становится объектом политических исследований как часть электората, маркетинговых исследований – как полноправный потребитель. Данная возрастная группа молодежи не испытывает особых проблем при проведении исследований.

Возрастная группа моложе 18 лет (дети и подростки) имеет свою специфику. Чаще всего объектом исследований выступают подростки (12-17 лет), реже – младшая возрастная группа (младше 12 лет). Особенности их сознания, поведения и образа жизни обуславливают повышенные требования к соблюдению специальных приемов и процедур при выборе методов опроса, разработке инструментария, подготовке и организации исследований. Кроме того, следует помнить, что несовершеннолетняя молодежь находится под опекой родителей (иных родственников, государства и т.п.), поэтому, некоторые исследования можно проводить только в их присутствии или с их разрешения.

 

 

 

 

Особенности подростков, которые необходимо учитывать исследовании

 

1. Возрастные социоструктурные особенности подростков. К указанному параметру следует отнести:

· неустойчивость социальных позиций молодежи;

· преимущественно аскриптивный характер социального статуса;

· зависимость от родительской семьи;

· ограниченный набор социальных ролей.

2. Лабильность сознания, проявляющаяся во взглядах и позициях респондентов. В силу неустойчивости сознание подростка подвержено сиюминутным изменениям под влиянием случайных факторов. Неуверенность подростков в себе проявляется в более высоком проценте отказов от участия в исследованиях. Высокая лабильность подростковой психики часто является причиной изменения мнения респондента даже в течение сравнительно небольшого промежутка времени.

3. Непосредственная зависимость индивидуальной позиции от среды социализации. Указанная особенность проявляется в сильном влиянии семьи, школы, среды общения и других институтов социализации. Это часто приводит к тому, что подросток в процессе опроса высказывает не столько свое мнение сколько общепринятое, отражая социально одобряемый срез общественного мнения или стереотипы подростковой субкультуры.

4. Включенность в учебный процесс как в основную сферу деятельности. Большинство подростков охвачены процессом обучения в различных учебных заведениях, поэтому специфически воспринимают и реагируют на любую дополнительную информацию. Во-первых, необходимость заполнения анкеты или ответов на вопросы интервьюера рассматривается как дополнительная нагрузка, вызывая внутренний дискомфорт, что сказывается на суждениях респондентов. Во-вторых, процесс опроса часто отождествляется в сознании подростка с учебным процессом, лишенным зачастую эвристического начала, что предполагает соответствующие модели поведения. Он ок4азывается не в состоянии сформулировать собственное суждение без наводящих вопросов и подсказок, теряясь, когда его точка зрения не совпадает с эталонной. Это важно учитывать при формулировании вопросов, особенно открытых, а также, при выборе методов опроса релевантных данной категории молодежи.

5. Особый правовой статус подростков. Незавершенность физического и духовного развития подростков делает их весьма уязвимыми в моральном плане. Поэтому их честь и достоинство защищены законодательно. Это предъявляет повышенные требования к морально-этической стороне исследования, что находит отражение в его обеспечении, как методическом, так и организационном. Более высокому нравственному контролю подвергаются содержание и формулировки вопросов, а также формы общения с подростком в процессе исследования.

 

 

 

 

Перечисленные ранее особенности подростков как социально-демографической группы влияют на их отношение к исследованию и служат аргументом при решении вопроса об эффективности методов исследования. Кроме демографических характеристик выбор тех или иных методов во многом зависит от региональных условий проживания, социального происхождения, места учебы, среды общения подростков.

Как правило, подростки охотнее участвуют в исследованиях, в которых используются такие методы как: групповой опрос, личное интервью на дому, прессовый опрос, уличный опрос, телефонный опрос. Причем наиболее предпочтительными являются групповой опрос и личное интервью на дому.

Групповой опрос привлекает подростков прежде всего коллективным действием. Коллектив сверстников придает им чувство уверенности и защищенности. К тому же это своеобразная форма общения, что высоко ценится в подростковой среде. К недостаткам группового метода подростки относят необходимость задерживаться после занятий (если опрос проводится во внеурочное время), а также трудности с сохранением анонимности опроса. Это больше заботит городскую молодежь, чем сельскую.

Сторонники личного интервью на дому среди подростков мотивируют свой выбор спокойной домашней обстановкой, возможностью общения с интервьюером, демонстрируя тем самым более серьезное отношение к опросу. Это подтверждается и оценкой подростками негативных сторон данного метода, связанных с нежеланием тратить свободное время.

Таким образом, опрос по месту жительства предпочитают подростки, мотивированные на добросовестное и ответственное участие в процессе. Среди них выше доля студентов ссузов и вузов, выходцев из семей интеллигенции, а также сельских жителей (скорее всего, озабоченность сельских жителей анонимностью).

Выбирая определенный метод опроса, исследователь должен учитывать отношение к нему респондента. Однако цели исследователя не всегда совпадают с целями респондента и, соответственно, различаются оценки ими методов. Достоинства с точки зрения респондента оборачиваются недостатками в оценках исследователя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: