Учитель - классный руководитель
План:
- Историческая справка о введении должности классного руководителя
- Модели классного руководства
- Права и обязанности классного руководителя
- Содержание деятельности классного руководителя
- Документация классного руководителя
Историческая справка о введении должности классного руководителя
Первым прообразом классного руководителя можно условно считать гувернера, в обязанности которого помимо организации учебного процесса с детьми дворянского и купеческого происхождения, входили функции воспитательного характера (обучение манерам поведения, этикету, нравственное воспитание и т.д.).
В дореволюционных учебных заведениях были следующие должности: в мужских – надзиратели, в женских – классные дамы, которые присутствовали на учебных занятиях, проводимых другими учителями и осуществляли контроль за поведением обучающихся.
В отечественной практике после 1917 г. вводятся новые формы организации обучения. В школы вводится должность групповода, который отвечает за организационную сторону образовательного процесса учащихся и их поведение.
В зарубежной школе в начале ХХ в. вводится должность тьютера, который оказывает консультативную помощь учащимся на основе изучения их психологических особенностей в выборе деятельности, способствующей их личностному развитию и самореализации во внеурочное время. Он помогает согласовать индивидуальный график обучения учащихся с занятиями в спортивных секциях, кружках, исследовательских лабораториях и т.д. Таким образом, тьютер выступает своеобразным психологом-консультантом для учащихся.
В 1947 г. вышло положение о классном руководителе, которое несколько в измененном виде существует и до сих пор.
|
Модели классного руководства
- Традиционное классное руководство.
В каждый класс из числа опытных преподавателей, имеющих учебную нагрузку в данном классе, приказом директора назначается классный руководитель, которому устанавливается процентная надбавка либо доплата фиксированного размера, в соответствии с размером определенным правительством.
- Классное руководство (кураторство) по вертикали (например: 5, 8, 11кл.)
- Классное руководство (кураторство) по горизонтали (т.е. все параллельные классы)
- Классный руководитель группы по интересам (по типу кружковой работы)
- Классный руководитель разных возрастных групп (в интернатах)
- Освобождённый классный руководитель.
- Тьютер (педагог- психолог).
- Отсутствие классного руководителя (группа на самоопределении).
Права и обязанности классного руководителя
Права классного руководителя
1. Присутствовать на учебных занятиях, экзаменах школьников.
2. Представлять директору и педагогическому совету учебного заведения предложения о поощрении учащихся или наложении внутреннего распорядка.
3. Вносить на рассмотрение администрации, педагогического совета и методического объёма классных руководителей предложения, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
4. Вызывать родителей школьников для бесед по вопросам обучения и воспитания.
Должностные обязанности классного руководителя
1. Глубоко и всесторонне изучать индивидуальные особенности школьников, их интересы, склонности, коммуникативные способности, уровень притязаний, взаимоотношения в семье и в классе.
|
2. Осуществлять контроль за успеваемостью в классе, выявлять причины неуспеваемости отдельных учащихся, организовывать и проводить еженедельные часы общения со школьниками, в виде классных, педагогических часов, ученических собраний, обзоров молодёжной прессы.
3. Оказывать помощь активу класса в организации и проведении общешкольных мероприятий.
4. Содействовать внеклассному общению учащихся: организации вечеров отдыха, дней именинника.
5. Содействовать привлечению школьников к творческой работе в кружках по интересам, спортивных секциях.
6. Знакомится с жилищно-бытовыми условиями проживания школьников.
7. Поддерживать постоянную связь с родителями, информировать их об успеваемости и поведении учащихся.
8. При запросе официальных организаций составлять характеристику на учащихся.
9. Вести необходимую документацию. Фиксировать в журнале проведённую воспитательную работу.
Содержание деятельности классного руководителя
- Программа «Учение» (разъяснение учителям–предметникам индивидуальных особенностей школьников, ориентация учителей–предметников на понимание ученика, сострадание, организация помощи в преодолении образовательных пробелов, изучение работы школьников путём посещения занятий и наблюдение за детьми, проведение совместных с другими учителями внеклассных мероприятий по учебным предметам, работа с семьёй школьника по оказанию помощи учащимся, формирование гуманного микроклимата в классе, организация взаимопомощи.
- Программа «Здоровье» (самообразование классного руководителя, организация совместной работы с участковым педиатром, школьным врачом, выработка для каждого ученика личной программы: питание, физ. упражнений, закаливание, систематические. дыхательные упражнения, разработка совместно с родителями оптимального для каждого ученика режима жизни, овладение методами релаксации.
- Программа «Общение» (изучение межличностных отношений учащихся, выявление лидеров, изучение их направленности, проведение консультирования с детьми, нуждающимися в коррекции и имеющие затруднения в общении со сверстниками, проведение работы по обучению детей культуре общения, соблюдения норм нравственности и этикета, стимулирование активности и желания детей общаться друг с другом, способствовать формированию благоприятного психологического климата.
- Программа «Досуг» (организация отдыха, восстановление физических и духовных сил ребёнка, развитие у детей способностей и интересов, организация свободного общения с интересными людьми, выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, клубов расширения познавательного и культурного кругозора в классах, помощь детям в общественной работе, возможности зарабатывать деньги на общественные нужды, организация коллективных творческих дел.
- Программа «Образ жизни» (создание уютной обстановки, стиля оформления класса, организация дежурства, проведение бесед о здоровом образе жизни, о современной моде, проведение бесед о способах самозащиты в экстренных ситуациях, о способах оказания первой помощи, технологии выхода из затруднительных ситуаций.
|
Документация классного руководителя