Отчет
Ярославль
Я проходила практику в следственном отделе № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю, расположенном в здании отдела полиции «Фрунзенский». Кроме того, в ходе прохождения практики я знакомилась с деятельностью экспертно-криминалистического центра и информационного центров, канцелярии, подразделения дознания, инспекции по делам несовершеннолетних, дежурной части и др. в целях изучения порядка взаимодействия следственного отдела с иными структурными подразделениям, функционирующими в ОП «Фрунзенский».
В настоящее время на должность начальника СО № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю никто не назначен. У начальника имеются 2 заместителя: заместитель по уголовным делам, расследующимся в условиях неочевидности - подполковник юстиции Мальцева Н.Г. и заместитель по уголовным делам, расследующимся в условиях очевидности - капитан юстиции Куликова О.В. В их отсутствие и.о. заместителя начальника СО № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю является майор юстиции Волкорезова Н.В. Под непосредственным руководством Мальцевой Н.Г. находятся 4 следователя, под непосредственным руководством Куликовой О.В. - тоже 4 следователя.
Формально отдел № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю подчиняется следственному управлению УМВД России по г. Ярославлю, руководителем которого является Бухалин В.В., на практике же все следственные отделы г. Ярославля подчиняются следственному управлению УМВД России по Ярославской области, возглавляемому полковником юстиции Крепостновым С.В. Органы предварительного следствия в системе МВД России возглавляет Следственный департамент МВД России. Он выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации. Головным ведомством в данной структуре является МВД России, руководителем которого является Колокольцев Владимир Александрович. Схематично место СО № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю в системе следственных структур МВД России можно изобразить следующим образом:
|
Деятельность сотрудников СО № 6 СУ УМВД России по Ярославской области заключается в расследовании уголовных дел, отнесенных к их подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также, а также в проведении проверок сообщений о преступлениях, итогом которых является решение о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству либо отказ в возбуждении уголовного дела. Наиболее часто при изучении мною материалов расследуемых уголовных дел встречались кражи (ст. 158 УК РФ), грабежи (ст. 161 УК РФ), разбои (ст. 162 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), угоны транспортных средств (ст. 166 УК РФ). Кроме того, в процессе расследования находились уголовные дела, возбужденные по фактам причинения легкого вреда здоровью, истязаний, приобретения, хранения или сбыта наркотических средств, изготовления, хранения или сбыта поддельных денег.
В процессе прохождения практики я изучала права и обязанности следователей и руководителя следственного органа, их основные полномочия.
В служебные обязанности руководителя следственного органа входит распределение среди следователей материалов проверки для возбуждения уголовных дел или принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, передача следователям уголовных дел для принятия к производству и проведения предварительного следствия, дача письменных указаний по уголовным делам, утверждение планов расследования уголовных дел, контроль за расследованием уголовных дел, отмена незаконных или необоснованных постановлений следователя, продление срока предварительного расследования, недопущение волокиты, проведение оперативных совещаний и многое другое.
|
В служебные обязанности следователя СО № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю входит следующее: возбуждение уголовных дел, личное проведение расследования по порученным уголовным делам в зависимости от установленной специализации, привлечение виновных лиц к уголовной ответственности, организация взаимодействия с другими службами и подразделениями при раскрытии и расследовании уголовных дел, принятие решений по находящимся в производстве уголовным делам и материалам, строгое соблюдение законности, учетно-регистрационной дисциплины, осуществление по находящимся в производстве уголовным делам профилактической работы, внесение представлений, строгое соблюдение рабочей и служебной дисциплины. В ходе расследования уголовных дел неоднократно создавались следственно-оперативные группы (СОГ). В составе такой группы в качестве дежурного следователя, действуя в пределах своей компетенции, на основе нормативных актов, регламентирующих работу следователя, он должен выполнять следующие обязанности: при поступлении в дежурную часть сообщения о преступлении, разбирательство по которому законом отнесено к его компетенции, следователь должен выехать с СОГ на место происшествия, организовать на месте происшествия работу СОГ, проводить осмотр места происшествия, возбуждать при наличии оснований уголовное дело и организовывать на месте проведение первоначальных следственных действий, при наличии оснований - проводить задержание подозреваемых и их допросы, проводить или организовать проведение обысков по месту жительства задержанного, проводить осмотр изъятых на месте происшествия или при обыске предметов, при отсутствии сведений о подозреваемом немедленно назначать криминалистические экспертизы по следам, изъятым на месте происшествия, при установлении отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела в течение дежурных суток - составлять мотивированный рапорт с указанием причин.
|
В целом хотелось бы отметить большую долю самостоятельности и независимости следователей в процессе расследования уголовных дел и, одновременно, достаточно строгий, своевременный и необходимый контроль со стороны руководителя следственного органа и его заместителей за полнотой и качеством расследования уголовных дел, соблюдением сроков, ведением отчетных материалов и соблюдением трудовой дисциплины со стороны следователей. Для повышения уровня профессионализма следователей еженедельно в отделе № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю проводятся учебные занятия, на которых руководитель следственного отдела и его заместители сообщают о внесении изменений в действующее законодательство, о выходе новых законов, нормативно-правовых актов, о поступлении различных указаний и т.д., разъясняют, как правильно оценить и использовать данные изменения и нововведения. Кроме того, каждое утро руководитель следственного отдела проводит планерку, на которой следователи отчитываются о выполненной работе и сообщают о планах расследований на текущий рабочий день и следственных действиях, которые им необходимо будет провести в течение этого дня.
Для выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав следователи руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления внутренних дел по Ярославской области, Управления внутренних дел по г. Ярославлю, Положениями о следственном управлении УМВД России по г. Ярославлю, а также разъяснениями Пленума Верховного суда Российской Федерации.
Следователь также должен знать законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражное, трудовое, административное и налоговое законодательство в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей; основы делопроизводства, порядок работы с письменными и устными обращениями граждан; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; основные виды и характеристики преступности, обстоятельства, порядок и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; средства вычислительной техники, коммуникации и связи и многое другое.
Как такового, приема граждан в СО № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю не проводится. Регистрация сообщений граждан, обращающихся в орган внутренних дел с заявлением, в котором содержатся признаки состава преступления, отнесенное согласно ст. 151 УПК РФ к компетенции следователей ОВД, производится дежурным следователем. Однако уже в ходе расследования уголовного дела при необходимости проведения следственных действий в СО № 6 УМВД России по г. Ярославлю следователь приглашает граждан в свой кабинет путем направления им повестки. Так, я неоднократно присутствовала при проведении допросов, очных ставок, выемок и осмотром предметов и документов, участниками которых являлись потерпевшие, свидетели, подозреваемые. Следует отметить, что следователи заранее готовятся к производству следственных действий, особенно допросов и очных ставок, продумывая вопросы, возможные ответы на них и свои дальнейшие действия.
Как я уже говорила, за время прохождения практики мной был изучен ряд уголовных дел, касающихся различного рода преступлений: против жизни и здоровья, против собственности, против здоровья населения и общественной безопасности и др. Изучая данные материалы, я получила представление о том, как проводится расследование в форме предварительного следствия на практике, составляются процессуальные документы, каковы порядок и очередность проведения отдельных следственных действий, как подшиваются материалы уголовного дела. Под руководством следователя мною был составлен фрагмент проекта обвинительного заключения по делу о совершении лицом разбойного нападения и вымогательства, а также подготовлены материалы для дальнейшей передачи их прокурору в целях утверждения последним обвинительного заключения и направления материалов уголовного дела в суд.
Помимо уже указанных следственных действий, за время прохождения практики я присутствовала также на осмотрах мест происшествий, предъявлении для опознания подозреваемого, проверках показаний на месте, получении образцов для сравнительного исследования и др., задержании подозреваемого, проводившихся следователями СО № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю в процессе производства предварительного следствия. По итогам некоторых из них мне было поручено составить проекты протоколов. Многие следственные действия проводятся за пределами кабинета следователя, в связи с чем мы неоднократно выезжали и проводили их как на территории г. Ярославля, так и за его пределами (например, предъявление для опознания в г. Красноармейск Московской обл.) В ходе проведения следственных действий достаточно часто использовались научно технические средства. Так, при осмотре мест происшествий неоднократно применялся дактилоскопический порошок, дактилоскопические пленки, увеличительные и осветительные приборы, предметы фототехники. Последние также использовались при осмотре предметов и документов.
Помимо этого из конкретных поручений, адресованных мне во время практики, можно выделить составление ряда проектов иных процессуальных документов, таких как постановление о возбуждении уголовного дела, постановления о назначение трасологической и биологической экспертиз, постановление о признании потерпевшим, постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания под стражей, о продлении срока предварительного следствия и т.д. Для исполнения данных поручений мною был использован УПК РФ в части, регламентирующей порядок составления и содержание данных процессуальных документов. Кроме того, мне давались поручения о сканировании материалов уголовного дела для направления его прокурору, составлении описей документов, находящихся в уголовном деле, доставлении запросов следователя в наркологический и психоневрологический диспансеры г. Ярославля, офис Мегафон о предоставлении информации, необходимой для расследования уголовного дела, составление плана расследования по уголовному делу, возбужденному по признакам состава преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, в результате которого потерпевшей был причинен материальный ущерб на сумму 3200 рублей. Вместе с исполняющим обязанности заместителя начальника СО № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю был составлен ежемесячный отчет о расследуемых и оконченных уголовных делах в соответствии с журналами учета.
Одновременно с изучением материалов уголовных дел и ознакомлением с порядком проведения следственных действий, мною были проанализированы основные причины приостановления предварительного расследования, прекращения уголовного дела и уголовного преследования, а также возвращения дела следователю прокурором для проведения дополнительного расследования.
Так, основаниями приостановления предварительного расследования чаще всего становятся: неустановление лица, совершившего преступление (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ); нахождение подозреваемого или обвиняемого в розыске (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), что препятствует проведению определенных следственных действий (например, допросов, предъявлений для опознания и т.д.) и, как следствие, дальнейшему процессу расследования уголовного дела. Кроме того, следователи называли такие причины приостановления предварительного расследования, как трудности в получении необходимой информации от различного рода организаций, например, в связи с их ликвидацией или смертью должностных лиц. Однако в этом случае предварительное следствие приостанавливалось также по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
Следователи отмечали, что прекращение уголовного дела и уголовного преследования встречается у них относительно редко. Среди оснований прекращения уголовного дела чаще всего были названы отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) и отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). В том случае, если потерпевшие забирают заявление, уголовное дело прекращается по п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. В редких случаях уголовное дело прекращается в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Наиболее распространенные основания прекращения уголовного преследования - непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), а также основания, служащие причиной прекращения уголовного дела, названные нами ранее.
Что касается возвращения уголовного дела прокурором для проведения дополнительного расследования, то здесь следователи чаще всего называли такие причины как допущение технических ошибок (описки, опечатки и т.д.), несоответствие обвинения событию преступления, нарушение каких-либо процессуальных прав участников предварительного следствия. Наиболее часто при возвращении уголовного дела прокурором встречается такая мотивировка, что не все следственные действия выполнены в полном объеме.
В ходе экскурсии по ОП «Фрунзенский» я ознакомилась с работой канцелярии, дежурной части, отдела уголовного розыска, получила представление о взаимодействии отделов между собой в процессе раскрытия преступлений.
Мне хотелось бы осветить и некоторые теоретические вопросы, касающиеся деятельности следователей, что мною также было освоено на практике в ходе ознакомления с основными законодательными актами, регламентирующими работу следственных органов.
Формой, в которой следователи проводят предварительное расследование, является предварительное следствие. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. На практике органы предварительного расследования, прежде всего, действуют с целью раскрытия преступления и изобличения лиц, их совершивших.
В свете принципа состязательности (ст. 15 УПК РФ) досудебное производство по уголовному делу предстает не как односторонняя деятельность органов предварительного расследования, а как деятельность состязующихся сторон. В условиях состязательного процесса сторона защиты осуществляет функцию защиты от обвинения, а сторона обвинения - функцию уголовного преследования (обвинения). Однако, несмотря на существенное расширение прав защитника и обвиняемого, сторона защиты ограничена в полномочиях по собиранию доказательств, поскольку не вправе производить следственные действия.
В обязанности следователя также входит применение мер процессуального принуждения к участникам процесса, чьи действия создали или могут создать препятствия для нормального производства по делу.
Полномочия следователя позволяют ему самостоятельно проводить предварительное расследование, независимо от других органов, организаций и лиц, но под контролем руководителя следственного отдела. Следователь уполномочен возбуждать уголовное дело. При этом следователь может поставить вопрос о направлении этого дела по подследственности. Следователь самостоятелен в принятии решений и при совершении процессуальных действий, осуществляемых в пределах компетенции, предоставленной ему законом. Он несет личную ответственность за своевременность, законность и обоснованность совершаемых процессуальных действий и принимаемых решений.
Руководитель следственного отдела вправе давать следователю указания, обязательные для исполнения последним. Возможность обжалования следователем любых указаний руководителя следственного отдела предусмотрена законодателем.
По уголовному делу, находящемуся в производстве у следователя, орган дознания вправе проводить следственные действия только по письменному поручению следователя.
Следователь не вправе поручать органу дознания производство процессуальных действий, которые согласно закону должен проводить сам (привлечение в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы, ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и пр.) При этом главными задачами взаимодействия следователей с органами дознания является предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, возмещение причиненного преступлениями ущерба, восстановление нарушенных прав и интересов граждан.
Следователь не вправе ограничиться собиранием одних только обвинительных доказательств. Он является субъектом доказывания, для которого доказывание всех обстоятельств дела, входящих в предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ), является обязанностью.
Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 74 УПК РФ).
Доказательства, как средства доказывания обладают определенной спецификой. Она заключается в том, что доказательства могут быть получены лишь из специальных, предусмотренных законом источников; они должны относиться к предмету судебного исследования; должна существовать реальная возможность их проверки.
Таким образом, оценивая работу по расследованию преступлений, хочу подчеркнуть ее особую значимость в условиях существующей криминогенной ситуации в стране, важность работы следователя. Рост преступности, особенно ее наиболее опасных и организованных форм, ставит на повестку дня вопросы о необходимости совершенствования деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, защите прав и свобод граждан. Для этого необходимо улучшать материально-техническое состояние УМВД, не допускать нарушений со стороны сотрудников полиции, а также совершенствовать действующее законодательство.
Кроме того, одной из важнейших задач, на мой взгляд, является повышение эффективности правосудия и обеспечение государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного с судопроизводства» установил систему таких мер и определил основания и порядок их применения. Государственная защита включает меры безопасности и личной охраны упомянутых лиц и их родственников, а также меры социальной защиты и возмещения ущерба имущества этих лиц.
Следует отметить и необходимость повышения эффективности работы следственных отделов органов внутренних дел. Это можно сделать следующими способами: во-первых, повысить роль и ответственность предварительного следствия путем централизации и объединения всех следователей в едином федеральном органе государственной власти. Во-вторых, тем самым укрепить авторитет и самостоятельность следователей, сохранив при этом судебный контроль и прокурорский надзор, установленный действующим законодательством.
следственный отдел расследование
Календарно-тематический план-график производственной практики студентки Кукушкиной М.В. в следственном отделе № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю по Фрунзенскому р-ну
№ п/п | Наименование работ | Срок | Руководитель | Отметка о выполнении | |
1. | Ознакомление с работой ОП «Фрунзенский» УМВД России по г. Ярославлю. Изучить: 1) организацию и структуру ОП «Фрунзенский»; 2) порядок и правила взаимодействия отделов ОП «Фрунзенский» в процессе служебной деятельности. | 3 дня | |||
2. | Ознакомление с канцелярией ОП «Фрунзенский» УМВД России по г. Ярославлю. Изучить: 1) режим делопроизводства; 2) порядок ведения регистрационного учета. | 2 дня | |||
3. | Ознакомление с работой следственного отдела № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю. Изучить: 1) общую организацию и структуру отдела, направления его деятельности; 2) полномочия руководителя следственного отдела, распределение обязанностей между руководителем следственного отдела и его заместителями; 3) полномочия и обязанности следователей; 4) организацию и методику работы по осуществлению предварительного следствия; 5) особенности планирования расследования различных видов преступлений; 6) порядок взаимодействия следователей с органами дознания; 7) технику безопасности и порядок охраны труда следователей. | 14 дней | |||
4. | Ознакомление с нормативной основой деятельности следователей следственного отдела № 6 СУ УМВД России по г. Ярославлю. Изучить: 1) нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность следователей по осуществлению предварительного следствия, а также по взаимодействию их с органами дознания при осуществлении предварительного следствия; 2) должностные инструкции, устанавливающие права и обязанности сотрудников следственного отдела. | 3 дня | |||
5. | Участие в следственных действиях. Изучить: 1) правовую основу проведения следственных действий; 2) основы планирования при подготовке к проведению следственных действий; 3) порядок проведения следственных действий; 4) лиц, участвующих в следственных действиях; 5) научно-технические средства, используемые при производстве следственных действий. | 14 дней | |||
6. | Составление процессуальных документов. Изучить: 1) порядок применения положений УПК РФ при составлении процессуальных документов; 2) правила подготовки и оформления процессуальных документов; 3) шаблоны процессуальных документов. | 12 дней | |||
Сведения о выполненной работе