Стратегия высокого налогового риска.




Принаки: 1) Использование фиктивной документации, подтверждающей расходы.
2) Широкое использование фирм однодневок при условии непосредственного контакта с ними (двусторонних сделок) оптимизируемого предприятия.
3) Искажение налоговой отчетности и деклараций
4) Намеренное неведение (неправильное ведение) бухгалтерского и налогового учета.
5) Неоприходование выручки.


Нахождение предприятия в сложнейшей финансовой ситуации и реальная угроза его банкротства чаще всего становятся основаниями для реализации им высокорискованных схем налоговой оптимизации. Характерно, что в этих условиях налоговый риск, прежде всего, выгоден собственникам предприятия, а не его руководителям. Собственник оставляет для себя минимальные шансы сохранить бизнес или вывести активы, а менеджмент предприятия принимает на себя риск ответственности при сомнительных надеждах сохранения работы.
Часто подобное происходит на стартовом этапе развития бизнеса, когда у предпринимателя отсутствует финансовые ресурсы, а потребность в них высока. Кроме того, высокая отдача и рентабельность дают некоторые основания для того, чтобы идти на риск. Небольшие объемы финансово-хозяйственной деятельности, малая численность персонала, выполнение функций менеджмента собственниками предприятия обеспечивают здесь высокую конфиденциальность и, следовательно, продолжительность срока применения рискованной стратегии. Этому способствует и длительное отсутствие налоговых проверок на вновь образованных предприятиях.

1.4.2. Стратегия неплатежей.
признаки: Относительно качественное ведение бухгалтерского и налогового учета (отчетности) при одновременном искусственном наращивании недоимки.


Есть все основания предполагать, что означенная налоговая стратегия пользуется наибольшими предпочтениями в практике руководителей средних и небольших предприятий в промышленности, строительстве, транспорте и энергетике. Предприятие надлежащим образом ведет налоговый учет, правильно начисляет налоги, а вместе с тем идет отвлечение денежных средств на инвестиционные цели, повышение заработной платы, удовлетворение интересов собственников предприятия.

Использование стратегии неплатежей противоречит интересам собственника - он может потерять бизнес. Единственным исключением является ситуация когда бизнес неперспективен и малоликвиден (здесь неплатежи облегчают и ускоряют вывод финансовых активов), в остальных случаях возникновение недоимки оборачивается конфискациями.
1.4.3. Стратегия умеренного риска и качественной налоговой оптимизации.

признаки: 1) Относительно качественное ведение бухгалтерского и налогового учета (отчетности). отчетности).
2) Умеренное использование спорных, но основанных на законе схем минимизации налогов.
3) Эпизодическое использование фирм однодневок, легальных риск-структур (офф-шорных компаний, проблемных предприятий).


Предприятия вынуждены идти на риск использования отдельных налоговых схем, для того чтобы за счет фискальной экономии покрыть инвестиционный дефицит, профинансировать мероприятия по повышению конкурентоспособности или продвижению собственной продукции (при применении первых двух типов стратегии это мероприятия по преодолению общего финансового дефицита).
Реализуя налоговые схемы, налогоплательщики в рамках стратегии умеренного риска делегируют этот риск за пределы базового предприятия, то есть активная трансформация налоговой базы происходит в сторонних, но условно зависимых от предприятия юридически самостоятельных структурах. Кроме того, такие налогоплательщики предпринимают по повышению качества налогового администрирования.

1.4.4. Безрисковая стратегия качественного налогового планирования.
признаки: 1) Высокое качество налогового администрирования и максимальное снижения налоговых рисков.
2) Эпизодическое использование фирм однодневок, легальных риск-структур (офф-шорных компаний, проблемных предприятий) при условии отсутствия непосредственного контакта с ними (построение многоступенчатых сделок) оптимизируемого предприятия.


Предприятие, применяющее безрисковую налоговую стратегию, как правило, имеет более чем благополучное финансово-экономическое положение, высокий имиджевый статус, а также отличные перспективы на рынке. Ему нет смысла рисковать, поэтому основное внимание уделяется построению качественной системы налогового администрирования, задачами которой является:
· Исключение возможных финансовых потерь связанных с уплатой штрафов и пеней в результате учетных ошибок и неправильного применения норм налогового законодательства.
· Исключение случаев налоговых переплат
· Планирование бюджета и финансовых потоков направленное на максимальное смягчение пиков фискальные издержек, а также предупреждение образования даже кратковременных недоимок и переплат.
Конечно финансово - благополучные организации не исключают возможности минимизировать собственные налоги за счет реализации тех или иных налоговых схем, но эта минимизация осуществляется далеко за пределами их счетов. Им нет смысла даже контактировать с центрами налоговой трансформации - эта задача ставиться перед их спутниковыми структурами.

18. Основные направления реализации налоговой стратегии.

Основные направления:

-выбор организационно-правовой формы предприятия с учетом вида и целей деятельности, а также соответствия режима налогообложения и гражданско-правовой ответственности юридического лица;

-определение структуры предприятия, решение вопроса о целесообразности формирования финансово-промышленной группы или участия в ней, создание структурных подразделений;

-принятие решения о месте регистрации и месте осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее руководящих органов, структурных подразделений, дочерних и зависимых объектов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных территорий.

В рамках текущего налогового планирования осуществляется:

выбор режима налогообложения;

анализ предусмотренных законом налоговых льгот и оценка возможности их применения;

формирование учетной политики организации;

составление налоговых моделей при рассмотрении и принятии управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта;

анализ с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определение оптимальной формы сделки, выбор делового партнера;

составление налоговых календарей с целью четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления налогов и сроков их уплаты;

рациональное размещение активов и прибыли предприятия с учетом как налогов, уплачиваемых при получении дохода от инвестиций, так и предоставляемых льгот.

Возможные пути достижения поставленных целей реализуются не только за счет полного знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие.

1. Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.

2. Учетная политика — выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета.

3. Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы, устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.

Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действии со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.

Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.

6. Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной (в том числе по налогам) оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.

7. Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории России. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.

8. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любое предприятие должно располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности предприятия, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.[

 

19. Критерии оценки эффективности налоговой стратегии организации.

20. Структурирование информационных потоков с целью совершенствования

При построении организационной структуры налогового планирования необходимо исходить из двойственности данного процесса. С одной стороны, планирование налоговых платежей является составляющей деятельности по финансовому планированию, а значит должно проходить в рамках последней, внутри той организационной структуры, участники которой разрабатывают финансовые планы.

С другой стороны, налоговое планирование призвано не только упорядочить выплату налогов в соответствии с задачами финансового менеджмента, но и оптимизировать их, исходя из предоставленных налоговым законодательством вариативных допущений. В данном случае, помимо применения организационного механизма финансового планирования, необходимо использование прямой помощи юридических, коммерческих, экономических, ревизионных служб предприятия, которые лишь опосредованно участвуют в процессе финансового планирования.

Таким образом, организационная структура должна строится, базируясь на двух принципах: являться неотъемлемой составляющей организационной структуры бюджетного процесса в рамках финансового планирования и использовать навыки, потенциал иных служб предприятия при планировании мероприятий по оптимизации налогового портфеля.

Рис. 3.1. Гипотетическая проектная организационная структура налогового планирования ООО «Агроторгсервис»

В проектной организационной структуре члены проектной группы подчиняются и руководителю проекта, и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает широкими полномочиями. Руководитель проекта отвечает за планирование проекта, составление графика работ, проверяет ход его выполнения. Применение данной концепции при построении организационной структуры предприятия позволяет максимально использовать дефицитные финансовые и людские ресурсы.

Формирование команды, призванной осуществлять оптимизацию налоговых потоков предприятия, из сотрудников различных служб предприятия, которые одновременно с участием в проекте выполняют свои основные обязанности, помимо всего прочего позволяет устранить негативные моменты, связанные с отсутствием базы информационного обеспечения принимаемых в области налогового планирования управленческих решений, ликвидировать разрывы информационного поля, прослеживающиеся в практической деятельности, установить обратную связь между структурными подразделениями предприятия. Кроме того, проектная структура разрешает безболезненно для симметрии управленческих отношений вводить в состав группы по оптимизации налогового портфеля сторонних консультантов и ревизионную службу предприятия.

В процессе налогового планирования предлагается создание трех независимых налоговых групп, призванных выполнять три основных функции планирования: составление плана, реализация плана и контроль за реализацией плана.

Первая налоговая группа создается по поводу составления плана оптимизационных мероприятий. Группа состоит, во-первых, из специалистов, занятых формированием финансовой (бюджетной) части производственной программы, -- экономистов ПЭО, бухгалтеров, финансистов, сотрудников налогового отдела, если такая служба существует, и, во-вторых, из юристов и сторонних консультантов. Результирующие данные выработанного плана мероприятий по оптимизации налогового портфеля накладываются на график налоговых выплат, разрабатываемый ПЭО совместно с бухгалтерией или отделом налогов при его существовании, который, в свою очередь, заносится в бюджет предприятия.

В целях реализации плана мероприятий по оптимизации налогового портфеля собирается вторая группа специалистов, состоящая из сотрудников юридического отдела, бухгалтерской службы, коммерческого блока и отдела налогов. Привлечение сотрудников коммерческого блока (отделов снабжения, продаж, маркетинга, внешнеэкономических связей) вызвано прежде всего тем, что данные специалисты непосредственно участвуют в хозяйственно-договорных отношениях, и следовательно, должны учитывать налоговую специфику в контактах с контрагентами предприятия.

Координационное руководство группой реализации мероприятий по оптимизации налогового портфеля осуществляет начальник отдела налогов, либо, при отсутствии в структуре предприятия такой организационной единицы, заместитель главного бухгалтера по налогам. Принимаются решения о практической реализации запланированных оптимизационных мероприятий в связи с наличием вероятности наложения ответственности на руководство предприятия директором по экономике и финансам.

Контроль и оценка эффективности мероприятий по оптимизации налогового портфеля осуществляется службой внутреннего аудита и планово-экономическим отделом совместно с ревизором Общества и сторонним консультантом (Аудитором). Цель группы: обнаружить и обосновать причины расхождений в запланированных и фактических данных, основания невыполнения запланированных оптимизационных мероприятий. Выработанные группой рекомендации применяются при дальнейшем планировании мероприятий по оптимизации налогового планирования.

Эффективность контроля и оценки мероприятий по оптимизации налогового портфеля, равно как и результатов реализации запланированных действий, зависит от наличия на предприятии рационально организованного документооборота налогового планирования.

для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы.

Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать:

· обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации;

· использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы;

· применение баз данных законодательства РФ, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.

Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:

· календарь налогоплательщика по каждому налогу;

· перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;

· график налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по конкретным налогам;

· график повышения квалификации специалистов налоговой сферы;

· иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налоговой стратегии на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: