Бухгалтерия (отдел финансового контроля).




Функции,

Реализуемые в процессе договорной деятельности и их распределение.

(вариант на примере крупной компании)

 

При определении функционала следует исключить появление не контролируемых никем зон. Для этого даже существует термин - зона неопределенности, когда какая-то часть деятельности "выпадает" из свода чьих-либо обязанностей (например, спорные проблемные участки обязанностей), либо у лиц, ответственных за нее, по определенным причинам появляется возможность или власть их не выполнять либо задерживать исполнение (например, родственники высшего руководства организации).

Назначение ответственного исполнителя

Для работы с клиентом, заключения договора, обеспечения контроля за клиентом после заключения договора необходимо назначить ответственного исполнителя для контроля за данными процессами. Контроль всеми над всем на практике не является эффективным и приводит к "коллективной безответственности". Должно быть одно лицо (сотрудник), отвечающее за все взаимодействие с контрагентом в целом и в этом смысле "подгоняющее" другие подразделения для обеспечения надлежащей работы (например, службу отгрузки - отгрузить (принять) товар, службу доставки - доставить, бухгалтерию - выставить счет и пр.).

 

Основные функции и их распределение

Отдел по работе с клиентами (договорной отдел).

Менеджер по клиентам приводит клиента в организацию, контролирует исполнение обязательств, как правило, лично общается с клиентом, зачастую имеет доверительные отношения. Сотрудник данного отдела может прокомментировать историю отношений с клиентом, особенности клиента, его платежную дисциплину и прибыльность для компании, а также склонность к переговорам и стремление к судебному разбирательству.

Личные отношения всегда имеют больший вес, чем формализованные "бумажные" отношения. Персонал контрагента: бухгалтерия, иногда юристы, руководство - всегда как-то представляет себе вашу организацию - это может быть агрессивный, с хамским отношением или же вежливый, но очень настойчивый менеджер по клиентам. И в связи с этим, допустим, не зная клиента в лицо, служба бухгалтерского учета контрагента может придраться к выставленному счету или договору, а представляя себе конкретного сотрудника вашей организации и вспоминая общение с ним, может относиться совсем по-другому, более позитивно или негативно, более осторожно или доверительно. Поэтому роль отдела по работе с клиентами трудно переоценить. Он, как правило, отвечает за заключение сделки и сопровождение договора.

Функционал:

- первичная проверка контрагента, заключение договора по согласованию с юридическим отделом и отделом безопасности;

- контроль исполнения условий договора, в частности, отслеживание фактов оплаты, отгрузки, погашения кредита, т.е. контроль исполнения тех обязанностей и сроков, которые заложены в договоре, как со стороны должника, так и кредитора;

- контроль правильности оформления и комплектности документов, подписываемых в ходе исполнения договора (счета-фактуры, накладные и пр.);

- напоминание контрагенту о необходимости проведения планового платежа (действия);

- ответственность за начисление штрафов за просрочку платежа и уведомление о необходимости оплаты;

- отслеживание текущей платежеспособности компании-контрагента;

- проверка состояния заложенного имущества (данная функция может быть возложена на специально созданное подразделение);

- передача информации и документов по контрагенту в отдел по работе с проблемными долгами (как правило, после 30 - 60 дней неоплаты), а если такого нет - в юридический отдел для подготовки претензии;

- право получать информацию от подразделений, с которыми возможно взаимодействие;

- отчетность о первичных просрочках;

- участие в рабочих группах по работе с контрагентом;

- участие в кредитном (финансовом, экспертном, проблемном) комитете для коллегиального решения вопросов по работе с контрагентами.

Взаимодействия: бухгалтерия, юридический отдел, отдел по работе с проблемными долгами, отдел безопасности.

Подчинение: заместителю генерального директора по направлению работы.

Бухгалтерия (отдел финансового контроля).

В крупных организациях это два разных подразделения. В небольших компаниях функции финансового контроля осуществляет бухгалтерия.

Функционал:

- проверка договоров на предмет соответствия требованиям бухгалтерского учета, налоговому законодательству;

- бухгалтерский учет проводимых операций;

- формирование базы первичных документов;

- выставление счетов;

- контроль поступления средств на счет организации в сроки, установленные договором, а также просроченных платежей;

- расчет задолженности;

- данное подразделение первым узнает о возникновении долга и сообщает отделу по работе с клиентами;

- право получать информацию от подразделений, с которыми возможно взаимодействие.

Взаимодействия: отдел по работе с клиентами, юридический отдел, отдел по работе с проблемными долгами.

Подчинение: генеральному директору.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: