работа с текстом учебника, прочитать п.3. с. 244.




Разминка (устно):

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

 

Перечень тем
А) шумерские города-государства В) Древний Египет Б) Древняя Индия Г) Древняя Греция

Повторим прошлую тему урока (выбери только один правильный ответ, запиши его в тетрадь).

1. Как римляне называли карфагенян:
а) Пуны б) Паны в) Карфы

2. Земли, захваченные вне Италии римлянами:
а) районы б) провинции в) префектуры

3. Самыми крупными из этих земель управляли бывшие консулы:
а) префекты б) экс консулы в) проконсулы

4. Назовите имя карфагенского полководца, который потерпел единственное в своей жизни поражение от римских войск:
а) Ганнибал б) Гектор в) Лектор

5. Первая Пуническая война началась в:
а) Вероне б) Сардинии в) Сицилии

 

Изучение нового материала:

 

Видеоурок по теме: https://vk.com/video64626894_456239402

 

1. Источники рабства (запишите в тетрадь)

326 год до н.э. отмена долгового рабства.

Источники рабства:

- Военнопленные

- Мирные жители покоренных земель

- Неплательщики налогов

-Дети рабов

- Главный источник рабства – военнопленные и мирные жители покоренных стран.

 

Познакомься с пунктами 2-4 учебника с.238-240 и устно ответь на вопросы:

1.Что делают рабы зимой, когда нет полевых работ?

2. Почему больных рабов отвозили на остров?

3.Почему некоторые рабы закованы в цепи?

4. Чем кормят рабов?

5. Перечислите категории рабов-слуг (ст.240).

 

 

Земельный закон братьев Гракхов (запиши тему в тетрадь)

 

Наша цель:

выяснить причины борьбы римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов;

Наш план:

1. Причины гражданской войны в Риме.

2. Земельный закон братьев Гракхов.

3. Гибель Тиберия Гракха.

4. Гай Гракх.

2.Изучение нового материала.

По желанию, можно посмотреть видеоурок по теме:

 

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=wrYdbMsyLUM&feature=emb_logo

 

Словарь темы (запиши в тетрадь):

Гражданская война – это боевые действия, происходящие в пределах одного государства, в которые вовлечена значительная часть населения страны.

Реформа – преобразования, осуществляемые властью в целях улучшения.

Нобилитет - римская знать.

 

Прочитай исторические факты и определи причины разорения крестьян:

Факт 1: Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т.к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство нужны были деньги, поэтому приходилось уходить на заработки.

Вопрос. Какая первая причина разорения крестьян в Риме?

Факт 2: Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они пытались восстановить хозяйство. Но очень быстро разорялись. Соберёт, например, пшеницу, повезёт в город, а там за неё такую низкую цену предлагают, что хоть выбрасывай в реку.

Вопрос. Какая вторая причина разорения крестьян в Риме?

Факт 3: Крупные землевладельцы завозили пшеницу из Сицилии. Нанимать крестьян на работу было затратно, дешевле было использовать труд рабов. И хоть качество товара, произведённого рабами хуже, но их труд был дешёвле, поэтому крестьяне разорялись.

Вопрос. Какая третья причина разорения крестьян в Риме?

 

Причины разорения крестьян (запиши в тетрадь):

Длительные заморские походы

Обработка земли и выпас скота стоили дорого

Не было сбыта товара, производимого крестьянами

Приток массы рабов

Это вело к нарастанию противоречий в обществе.

2. Изучение второго вопроса плана.

За обездоленных заступился Тиберий Гракх, а позже и его брат Гай. Он предложил новый закон.

Братья Гракхи, внуки знаменитого полководца Сципиона Африканского, победителя Ганнибала. Старший из братьев Тиберий был известен как безукоризненно честный человек и герой нескольких войн.

Тиберий знал, что римская беднота считает несправедли­вым захват знатью почти всех государственных земель. Обнищав­шие крестьяне стекались в Рим, требуя передела земли. На стенах домов и даже на могильных памятниках бедняки писали воззвания, в которых призывали к борьбе за землю.

 

В 134 г. до н.э. Тиберий Гракх избран народным трибуном (записать в тетрадь)

 

работа с текстом учебника, прочитать п.3. с. 244.

Задание 1: Выяснить, когда и какой закон предложил Тиберий Гракх?

(записать в тетрадь)

133 г. до н.э. – народный трибун Тиберий Гракх предлагает новый земельный закон, согласно которому одна семья не должна пользоваться участком земли, превышающим тысячу югеров (около четверти гектара). Излишки следовало изъять и распределить среди бедных граждан. Закон был принят.

Задание 2: Подумайте, кто и почему мог быть против принятия законопроекта?

Вывод: Закон, предложенный Тиберием Гракхом, учитывал интересы бедных слоёв населения и ущемлял интересы богатых людей, богатые землевладельцы не желали отдавать свои земли и потому жестоко сопротивлялись принятию данного закона.

3. Изучение третьего вопроса плана.стр.244-245

Для проведения в жизнь дальнейших планов Тиберий решил выставить свою кандидатуру в народные трибуны на второй срок. В день выборов в 132 г.до н.э. Тиберий Гракх вместе со своими сто­ронниками был убит.

Хотя закон остался в силе, тем не менее проведение его в жизнь было затруднено.

4. Изучение четвертого вопроса плана.стр.245-246

В 123 г. до н.э. Гай Гракх (брат Тиберия) был избран на должность народного трибуна. (запиши этот факт в тетрадь)

С необычайной энергией он продолжил дело брата. Тысячи земледельцев получили участки. Также им был введен хлебный закон о дешевой продаже хлеба бедным гражданам, жившим в Риме; было предложено основать колонии в Италии и провинциях с целью наделения землей неимущих граждан и др.

Богачи возненавидели Гая. Сенат ввел в Рим военные отряды, погибли три тысячи сторонников Гая Гракха, в том числе и он.

Заключение

Через несколько лет закон, предложенный Тиберием Гракхом, был отменен и у богатых римлян вновь появилась возможность скупать земли. Противостояние сторонников и противников сената не закончилось

 

Проверь себя (записать в тетрадь номер вопроса и верный ответ)

1. Тиберий Гракх защищал интересы бедняков / богачей.

2. Тиберий Гракх был избран Сенатором / народным трибуном.

3. Он предложил новый земельный закон в 133 г до н.э. / в 134 г до н.э.

4. По новому закону каждая семья может иметь не больше 1000 / 500 югеров

земли.

5. Гай Гракх брат / отец Тиберия.

6. Новый земельный закон запрещал / разрешал продавать землю.

7. Земельный закон не дал / дал положительных результатов.

8. Земельный закон был вскоре отменен / существовал 100 лет.

 

Восстание Спартака (запиши тему в тетрадь)

Наша цель:

Выяснить причины, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака.

 

Наш план:

1. Причины восстания;

1. Цель восстания;

2. Состав восставших;

3. Ход восстания;

4. Итоги и значение восстания.

 

2.Изучение нового материала.

По желанию, можно посмотреть видеоурок по теме:

 

https://vk.com/video249804638_456239064

История знает много восстаний людей, у которых не было никаких прав. Однако восстание Спартака отличается от них.

Причины восстания:

В Древнем Риме процветало рабство. Под командованием Спартака рабы восстали против рабовладельческого строя и изменили его устои. Причинами спартанского восстания были (запиши):

1. Завоевание новых территорий привело к росту числа пленных, которые становились рабами

2. Рабы не имели прав. Они работали на шахтах и рудниках, их труд был тяжелый

3. По желанию хозяина раба могли убить

4. Рабов могли продать

Ход военных действий.

Познакомься с текстом параграфа и заполни пропуски.

Заполните пропуски в тексте (в тетради запиши только номер пропуска и слово, слова указаны после текста).

Спартак был родом из _________ (1) – области на Севере Балканского полуострова. Известно, что он служил в римской армии наёмником в составе такого рода войск как _________ (2), но во время одного из боёв дезертировал и стал разбойником, после чего римляне поймали его, продали в _________ (3), а в итоге он стал _________ (4).

В _________ (5) г. до н.э. в гладиаторской школе в городе _________ (6) на Юге Италии произошло восстание гладиаторов: они перебили охрану и бежали из школы. Вскоре им удалось раздобыть оружие. Восставшие укрылись на горе _________ (7), к ним начали сбегаться рабы из окрестных сёл. На борьбу с восставшими римский _________ (8) направил 3-тысячный отряд, который был разгромлен. Затем Спартак решает направиться на Север – к _________ (9) горам, которые отделяли Европу от Италии. Против него Сенат направил двух _________ (10) – высших должностных лиц римской республики, которые командовали армиями. От войска Спартака отделился 30-тысячный отряд, который был разгромлен, но Спартак с основным войском продолжал движение и вскоре уничтожил обе римские армии.

В Риме была паника, в ходе которой свою кандидатуру на пост командующего армией выдвинул _________ (11). Он выиграл выборы и возглавил римскую армию. Тем временем Спартак неожиданно разворачивается и начинает движение на юг _________ (12) полуострова, добирается до самой южной точки с целью перебраться на остров _________ (13) и поднять там восстание рабов. Он договорился с пиратами, но они обманули его. К этому времени подоспел _________ (14) и вырыл ров с земляным валом, чтобы поймать Спартака в ловушку, но Спартак смог прорваться. Римский полководец в панике написал письмо в Сенат с просьбой направить ему на помощь известных римских полководцев, которые сейчас воевали за границей, в том числе _________ (15), который подавлял восстание в Испании.

При отступлении от войска Спартака откололся отряд Ганника и Каста, который был разгромлен карательными войсками, но в их лагере было обнаружено пять золотых _________ (16), на которых держались штандарты римских легионов. Командующий карательным войском _________ (17) вновь загнал Спартака в ловушку. В _________ (18) г. до н.э. последнем бою у мыса Брундизий Спартак убил двух центурионов, но так и не добрался до командующего карательным войском. Прибывший из Испании полководец _________ (19) разгромил большой отряд рабов и разделил победу над восставшими. Так были разгромлены основные силы самого крупного восстания в римской истории.

Слова:

Апеннинский, Сицилия, Красс, Помпей, орел, Красс, 71 (18) г. до н.э., гладиатор, 74 (5) г. до н.э,. Капуя, Везувий, Сенат, Альпийский, консул, Марк Красс, Фракия, конница, Помпей, рабство

 

Причины поражения восстания (запиши в тетрадь):

1. Неравенство сил

2. Отсутствие четкого плана у восставших рабов

3. Предательство пиратов

4. Отсутствие единства среди восставших

Значение восстания

После подавления восстания рабовладельцы были вынуждены пойти на ряд уступок:

· раб имеет право на жизнь;

· раб имеет право на своё имущество;

· содержание рабов улучшилось.

 

Значение восстания рабов под предводительством Спартака состоит ещё и в том, что восстание привело к полному изменению аппарата управления государством, приведя к власти триумвират консулов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: