ОАО “АВТОВАЗ” обладает развитыми станкостроительными подразделениями, изготавливающими сложный специальный инструмент с допусками высоких квалитетов точности. Основным организатором такого производства с декабря 1969 года являлось КВЦ. В структуру, которого входило два управления: УПО (управление производства оборудования), УПИ (управление производства инструмента).
В декабре 1999 года на базе существующего корпуса вспомогательных цехов, произошло формирование и отделение трех бизнес-единиц: ПРОО (производство ремонта и обслуживания оборудования), ПТО (производство технологического оборудования), ИП (инструментальное производство).
Инструментальное производство сегодня - это основной и производитель контрольной оснастки, спросом которой пользуются также и сторонние организации. Производство является единичным и мелкосерийным.
Инструментальное производство ОАО "АВТОВАЗ" было создано на базе корпуса вспомогательных цехов, действовавшего с 1969 года. Задача ИП - обеспечение высокоточным инструментом и оснасткой подразделений "АВТОВАЗа". Сегодня инструментальное производство - это 1500 единиц высокотехнологичного оборудования.
В состав ИП входят:
· цех, изготовления мерительного инструмента;
· цех режущего инструмента;
· цех, изготовления вспомогательной оснастки;
· термогальванический цех;
· цех, изготовления и ремонта механизированного инструмента;
· цех, изготовления монтажного и профилирующего инструмента;
· цех, изготовления пресс-форм;
· цех, изготовления специального зуборезного инструмента.
При существующей системе управления данными, не обеспечивающей наглядности, которая необходима, как опытным инженерам, так и молодым специалистам, не представляется возможным повышение эффективности работы Инструментального производства ОАО "АВТОВАЗ". Для решения проблемы предлагается заменить существующую систему управления данными на более новую и прогрессивную систему ЛОЦМАН: PLM.
ЛОЦМАН: PLM является основой построения комплекса для автоматизации задач подготовки производства. Данная система является разработкой группы компаний АСКОН, г. Санкт-Петербург.
ЛОЦМАН:PLM для машиностроения содержит всю информацию, необходимую для конструкторско-технологической подготовки производства продукции машиностроительного предприятия. На этапе подготовки производства система обеспечивает накопление данных о результатах конструкторско-технологического проектирования и обмен информацией между инженерными службами.
Основные преимущества системы ЛОЦМАН:PLM
· Высокая масштабируемость и отказоустойчивость. Высокопроизводительная и устойчивая работа при одновременном подключении большого количества пользователей.
· Надежная защита данных. Хранение всего комплекса информации на защищенных серверах с разграничением прав доступа к каждому конкретному объекту (документу).
· Поддержка версий объектов и документов.
· Возможность работы с базами данных Microsoft SQL Server и Oracle.
· Возможность хранения документов как внутри базы данных, так и в файловой системе.
· Тесная интеграция с едиными справочными базами данных, использование информации о материалах и сортаментах, стандартных изделиях и т.д.
· Интеграция с внешними приложениями для редактирования не только документов, но и непосредственно PDM/PLM-информации.
· Импорт (наследование) данных различных форматов практически из всех существующих СУБД.
· Возможность интеграции с большинством MRP/ERP-систем, представленных на рынке.
· Наличие семейства независимых программных решений для различных отраслей промышленности.
· Открытый интерфейс для подключения сертифицированных средств ЭЦП.
· Широкие возможности функционального расширения. Система предоставляет большой набор функций API, позволяющих специалистам предприятий самим создавать дополнительные программные модули, расширяющие возможности системы.
· Учет конструкторско-технологической, проектной и организационно-распорядительной документации в рамках единого интерфейса.
· Удобное представление данных.
· Система основана на стандартах ISO 10303 (STEP).
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что система управления данными ЛОЦМАН: PLM является прогрессивной [12].
Для реализации данного проекта необходимы следующие ресурсы:
1) заработная плата группе специалистов внедрению;
2) выделение зала для обучения сотрудников предприятия;
3) закупка продуктов АСКОН;
4) прочие затраты.
· Заработная плата группе специалистов внедрению:
Внедрение системы ЛОЦМАН: PLM, будет осуществляться в течении 5 месяцев (805 часов). Размер вознаграждения по итогам выполнения работы - 75000 рублей.
· Выделение зала для обучения сотрудников предприятия:
Стоимость аренды зала не учитывается, так как обучение будет производиться на территории предприятия.
· Выделение зала для обучения сотрудников предприятия:
Стоимость аренды зала не учитывается, так как обучение будет производиться на территории предприятия.
· Закупка продуктов АСКОН:
Закупка комплекса ЛОЦМАН: PLM, на 25 человек -821700 рублей.
· Прочие затраты:
- Закупка комплекса для конструкторской подготовки производства Компас -3D V9, на 10 человек - 825000 рублей. Основная задача, решаемая системой КОМПАС-3D - моделирование изделий с целью существенного сокращения периода проектирования и скорейшего их запуска в производство.
- Закупка комплекса для технологической подготовки производства САПР ТП Компас-Автопроект - 635250 рублей.
- Закупка обучающей литературы - 15000 рублей.
- Закупка расходных материалов - 15000 рублей.
- Затраты на поощрение и мотивацию сотрудников предприятия - 20000 рублей.
Общая стоимость проекта составляет: 2 406 950 рублей.
Оценка экономической эффективности проекта:
Оценка экономической эффективности проекта проводится по показателям: срок окупаемости (РР) - это число лет, необходимое для возврата первоначальных капиталовложений.
Его вычисление производится по формулам (1) и (2).
, (1)
где CFt - денежный поток от проекта периода t, который вычисляется по формуле (2)
, (2)
где - чистая прибыль периода t;
- сумма амортизационных отчислений периода t;
n - жизненный цикл проекта (10 лет).
Прибыль от внедрения системы ЛОЦМАН: PLM:
· сокращение количества персонала и з/п - 63000 руб. /месяц;
· сокращение затрат на канцтовары - 2500 руб. /месяц;
· сокращение затрат на переделки, снижение сроков проектирования и изготовления - 50000 руб. /месяц.
Общая прибыль от внедрения - 115500 рублей в месяц.
Амортизационные отчисления = 0.
Затраты на внедрение проекта:
Размер инвестиций - 2406950 рублей, под 23% годовых, ежемесячные выплаты по кредиту - 46133 руб. /месяц.
Чистая прибыль = 115500 - 46133 = 69367 рублей/месяц.
Срок окупаемости получается около 4 лет.
Вычислим чистую приведенную стоимость по формуле (4)
(4)
Чистая приведенная стоимость (NPV) характеризует абсолютную доходность проекта за время его жизненного цикла с учетом дисконтирования денежных потоков.
Внутренняя норма доходности (JRR) - представляет собой максимальную ставку по кредиту, выше которой проект теряет свою целесообразность.
Проще всего она определяется графически, путем построения зависимости, которая представлена на рисунке 5.
При ставке дисконтирования 57%, выплаты составят 114330,12 рублей/месяц. А прибыль ежемесячная составляет 115500 рублей. Следовательно 57% - это максимальная ставка по кредиту, при которой проект еще окупается [11].