(дошкольное образование, 4-8 лет)
![]() | Педагог-психолог, ведущий методист редакции дошкольного образования центра начального образования издательства «Просвещение» |
Одно из очень важных условий подготовки ребенка к овладению письмом - это готовность к письму руки, развитие силы, ловкости детских пальцев, умение ориентироваться на листе бумаги.
Для увлекательных интересных эффективных игр-занятий по развитию мелкой моторики вам понадобятся краски (гуашь), сюжеты-задания из книги Татьяны Ивановны Гризик «Готовим руку к письму» https://shop.prosv.ru/gotovim-ruku-k-pismu--posobie-dlya-detej-4-8-let45 и… карандаш-штамп.
Карандаш-штамп можно сделать из карандаша с твёрдым ластиком на конце. Карандаш не затачивается, а ластик срезается под углом 45 градусов. В таком виде карандаш-штамп очень напоминает ручку, и, для того чтобы им пользоваться, ребёнок вынужден правильно его держать. Мы начинаем готовить руку малыша к правильному владению орудием письма — ручкой.
Чтобы интерес к занятиям не пропал и работа со штампом не стала просто механическим выполнением заданий, упражнения сопровождаются небольшими сказочными сюжетами. Такие сюжеты не только побуждают ребёнка к действию, но и формируют у него чувство сострадания, желание прийти на помощь более слабому. Как, например, в истории «Светлячок».
В одном сказочном лесу жил-был маленький жучок — Светлячок. Весь день малыш Светлячок отдыхал в своём домике под листом колокольчика. А ночью его ждала работа — Светлячок зажигал на небе яркие золотистые звёздочки. И чем больше звёзд зажигал малыш Светлячок, тем светлее становилось в сказочном лесу. Все звери, птицы, насекомые любили маленького доброго Светлячка. Часто навещали его, приносили разные сладости.
Но однажды маленький Светлячок заболел и не смог выйти ночью зажигать звёзды. Без весёлых ярких звёздочек скучно стало в сказочном ночном лесу. Скучно и даже страшновато.
С грустью смотрел маленький Светлячок на тёмное небо. Он вздыхал и думал: «Эх, были бы у меня помощники! Они бы сейчас зажгли на ночном небе сказочного леса яркие жёлтые звёзды».
Давай поможем маленькому Светлячку и зажжём звёзды в сказочном лесу!
Сюжеты в книге разные по уровню сложности. Вначале, когда ребёнок только учится правильному захвату карандаша-штампа, ему предлагаются картинки с широким полем для работы («Снег в лесу», «Светлячок», «Тучки» и др.).
Следующие по степени сложности - картинки, на которых поле деятельности ограничено определёнными рамками («Ёлочки для зайчат», «Мухоморы» и др.). Главное здесь — не заходить за контур.
Самые сложные истории требуют от ребёнка координации движений («Ромашки», «Снегири» и др.), умения ориентироваться на плоскости листа («Художник»).
Работа с каждой историей сюжетом проходит в определённом порядке.
1. Вы читаете ребёнку сказку, в которой герои попадают в трудную ситуацию.
2. Вы предлагаете ребёнку оказать помощь герою. Это основной этап в работе. Именно на данном этапе ребёнок действует карандашом-штампом, а вы помогаете ему, если это потребуется (аккуратно набрать гуашь на штамп, поправить захват карандаша и т. д.).
3. Вы вместе с ребёнком анализируете работу, хвалите его за отзывчивость, желание и умение прийти на помощь. А затем вы смотрите на качество выполненной работы. Оцениваются отпечатки — ровность и чёткость получившихся кружочков; в более сложных заданиях — точность попадания в соответствующие места рисунка и соблюдение ритма (в сюжетах «Художник»).
Удачи вам и счастливых минут творчества вместе с ребёнком!