Тема 9. Александр Порфирьевич Бородин
(1833-1887)
Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор 19 века, ученый-химик.
А.П.Бородин – уникальный случай в мировой истории музыки: сочетание музыканта и ученого. Он является не только гениальным композитором, но и великим ученым-химиком, делавшим научные открытия.
А.П. Бородин - автор более 40 работ по химии. Он был профессором химии, академиком Военно-медицинской академии, соратником и другом таких великих русских ученых, как Дмитрий Менделеев, Сергей Боткин.
***Партитуры (ноты для оркестра), созданные в XIX веке самим Александром Бородиным, до сих пор находятся в идеальном состоянии. Они покрыты уникальным лаком на основе яичного желтка, состав которого изобретён самим композитором.
У Бородина был огромный круг жизненных интересов:
· он был одним из учредителей Русского химического общества;
· работал в Обществе русских врачей;
· был одним из редакторов научно-популярного журнала «Знание»;
· создал Женские врачебные курсы;
· руководил созданным им же студенческим хором и оркестром в Медико-хирургической академии;
· хорошо пел, играл на фортепиано, виолончели и флейте;
· сочинял стихи (и на свои же стихи сочинил ряд романсов – например, «Спящая княжна», «Фальшивая нота», «Песня темного леса);
· сам сочинил либретто к своей единственной опере «Князь Игорь».
Бородин обладал феноменальной работоспособностью, памятью и умением самообучаться. Очень многому, из того что он умел делать, Бородин выучился сам - например, игре на виолончели. Химией тоже начал заниматься самостоятельно еще в детстве – изобретал фейерверки и различные фокусы. Кроме того самостоятельно занимался рисованием, лепкой, учил иностранные языки.
|
Удивительно, но при таком невероятном ритме жизни Бородин еще успевал делать научные открытия и сочинять музыку, которая вошла в число лучших мировых музыкальных образцов.
Конечно же, при таком огромной нагрузке у Б. оставалось мало времени на музыку. И его творческое наследие как композитора очень невелико:
· 3 симфонии (3-я не окончена),
· 1 музыкальная картина «В Средней Азии»,
· 1 опера «Князь Игорь»,
· несколько камерно-инструментальных ансамблей (в том числе 2 квартета),
· песни и романсы.
Да и натура ученого сказалась и в работе над музыкой: сочинял он долго, тщательно, неторопливо, взвешено и вдумчиво.
Но почти каждое произведение Бородина – новаторское и открывает нечто новое в русской музыке.
В чем значение творчества А.П.Бородина для русской классической музыки?
А.П.Бородин создал:
1) первую русскую симфонию;
2) жанр русской эпической оперы,
3) русский квартет.
Известно, что по характеру А.Бородин был очень спокойным человеком с хорошим чувством юмора. Это отразилось и в музыке. Основные образные сферы в его музыке – это лирика, героика (эпос), юмор. Образов зла нет вообще.
Музыка Бородина очень красива, мелодична и легко запоминается. Она не утратила актуальности и популярности и в наши дни.
Краткая биография А.П.Бородина
Александр Порфирьевич Бородин родился 11 ноября 1833 года.
История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались часто.
Его отец был князем (Лука Степанович Гедианов, точнее - Гедеванишвили) и происходил по одной линии от татарских, а по другой – от грузинских князей.
|
Мать, Авдотья Константиновна Антонова, была дочерью простого солдата. Отцу на момент рождения Саши было 62 года, матери – около 20. То есть, в крови Бородина произошла любопытная смесь русской, грузинской и татарской крови.
Князь на тот момент был женат. Да и разница в социальном положении была огромна. В те времена развод обернулся бы огромным скандалом в обществе. Поэтому князь Гедианов записал маленького Сашу сыном своего слуги – камердинера Порфирия Бородин. Саша стал считаться дворовым человеком своего отца. Князь умер, когда Саше исполнилось 10 лет, но перед смертью он успел оформить своему сыну-крепостному «вольную», записал его как «вольноотпущенного».
Бородин воспитывался в доме матери. Князь хорошо содержал свою вторую семью и благодаря заботам матери, детство мальчика прошло в благополучной обстановке. Бородин получил прекрасное домашнее образование. Он занимался русским языком и историей, математикой и географией, рисованием и черчением, французским, английским и латинским языками, учился играть на фортепиано, флейте и виолончели.
Первый интерес к музыке проснулся у Бородина в раннем детстве. После посещения Семеновского плаца, где играл военный оркестр, он дома на пианино старательно подбирал по памяти услышанные марши. Чуть позже Авдотья Константиновна наняла солдата из этого оркестра, чтобы преподавать мальчику музыку – одно занятие стоило 10 копеек.
в 9 лет у Саши проявился и композиторский дар – он сочинил «Польку Элен» (на русский манер – «Полька-Елена»), которая сохранилась до наших дней и сегодня входит в репертуар ДМШ. Эту польку он посвятил одной девочке, в которую на тот момент был влюблен.
|
В 13 лет Александр сочинил и записал свое первое большое произведение - Концерт для флейты с фортепьяно. После исполнения в домашнем кругу, была буря восторгов.
В эти же годы у Саши появился интерес к химии. Практически во всех комнатах их квартиры стояли различные приспособления для проведения опытов, химическая посуда, банки с растворами. Саша самостоятельно экспериментировал, научился изготовлять акварельные краски. А еще постоянно устраивал какие-то химические фокусы: то в теплой комнате он окутывал ветки инеем, заставлял воду кипеть от холода, то демонстрировал несгораемые нитки, то занимался «превращением металла» - и вот медные монетки получали серебристый вид. Позднее – научился изготавливать самодельные фейерверки. В страхе было все население дома: все боялись, как бы не случился пожар.
Когда Бородину исполнилось полных 16 лет, настало время задуматься – чем же Саше заниматься дальше? Пора было начинать серьезную учебу. И Бородин избрал путь естествоиспытателя, поступив в 17 лет в Медико-хирургическую академию.
Он стал любимым учеником выдающегося русского химика Н.Н. Зинина
***Николай Николаевич Зинин (1812 - 1880) — русский химик-органик, академик Петербургской академии наук, первый президент Русского химического общества.
Бородин усиленно занимался в его лаборатории. Продолжал он заниматься и музыкой, вызывая этим недовольство Зинина, который видел в нем своего преемника: «господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами. На вас я возлагаю надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а вы все думаете о музыке, о двух зайцах!»
Сентябрь 1860 года (Бородину было 26 лет) отмечен значительным для научного мира событием: в немецком городе Карлсруэ проходит Международный конгресс химиков. Россию представляют 4 человека, среди них профессор Н.Н. Зинин и «подающие надежды» - Бородин и Дмитрий Менделеев (1834-1907). Все выступления молодого ученого Бородина публикуются в русских, немецких, итальянских, французских журналах.
В 1861 году, еще будучи за границей в Германии, он познакомился с Екатериной Протопоповой. Екатерина страдала серьёзным хроническим бронхо-лёгочным заболеванием и приехала в Германию на лечение. Она оказалась хорошей пианисткой. Екатерина впервые познакомила Бородина с музыкой Шумана и Шопена. Вскоре она стала его невестой, а позднее и женой.
Спустя 20 лет совместной жизни, в 1881 году, Бородин сочинил Струнный квартет №2, Ре-мажор, посвятив его своей жене.
Квартет был закончен к 20-летию объяснения в любви Екатерине Сергеевне. Он написан после поездки композитора в 1877 в город Гейдельберг, где они с женой когда-то познакомились. Во Втором квартете воплотились самые нежные чувства и воспоминания. Музыка была написана необычно быстро для композитора, менее чем за месяц, в порыве любви и вдохновения. Все произведение пронизано светлой лирикой.
*** Струнный квартет — это:
1) коллектив из 4х исполнителей на струнных смычковых инструментах (как правило — двух скрипок, альта и виолончели);
2) жанр академической музыки, произведение для четырёх смычковых инструментов.
Квартет состоит из 3-х частей. Самая известная часть Квартета - третья (Ноктюрн).
***Ноктюрн — в переводе с латинского означает «ночной». С начала 19 века так называли пьесы лирического, мечтательного характера.
В 1862 году Бородин после 3х лет отсутствия, вместе с Екатериной вернулись в Россию.
А осенью того же 1862 года состоялось еще одно важное событие в жизни Бородина. На одном из музыкальных вечеров в доме академика С. Боткина, который был еще и большим любителем музыки, Александр познакомился с Милием Балакиревым.
Они быстро нашли общий язык и Бородин вошел в круг композиторов, называвших себя «балакиревским кружком». Впоследствии их содружество получило название «Могучая кучка».
М.Балакирев был на три года младше Бородина, но был уже опытным музыкантом и стал во многом учителем Бородина.
Благодаря дружбе с Балакиревым, Бородин утвердился в собственных композиторских силах и возможностях, хотя раньше считал свои произведения посредственными.
Благодаря влиянию и поддержке Балакирева и других членов кружка, Бородин перешёл к сочинению серьезных жанров музыки – таких, как симфония и опера. Результатом стало сочинение двух таких гениальных произведений, как опера «Князь Игорь» (не окончена, её дописывал Н.А.Римский-Корсаков) и Симфония №2 («Богатырская»).
В дальнейшем жизнь Бородина была наполнена самыми разнообразными делами и обязанностями, которых становилось все больше и больше. Они поглощали массу сил и времени, не давая сосредоточиться на творчестве. Зная его исключительную доброту и отзывчивость, к нему постоянно обращались с просьбами помочь, похлопотать, устроить. Бородин действительно никогда никому не отказывал, забывая о своем отдыхе и откладывая творческую работу.
Жизнь осложнялась еще и тем, что жена композитора, Екатерина Сергеевна, была тяжело больным человеком. Она страдала астмой, плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга и осенью обычно уезжала в Москву.
Во время её астматических приступов муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться.
Римский-Корсаков и Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение.
На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Бородин умер вечером 15 февраля 1887 в своей собственной казённой «академической» квартире, в самом разгаре общего веселья.
Он организовал костюмированную вечеринку по случаю Масленицы. Во время разговора с гостями Бородин внезапно потерял сознание и упал. Его долго пытались вернуть к жизни, но ничто не помогло.
Причиной смерти Бородина был признан разрыв сердца.
А.П.Бородин похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (г.Санкт-Петербург).