Распределение часов (по плану): 108 часов = 60 часов аудиторная занятость +48 часов самостоятельной работы. Форма промежуточного контроля: дифф. зачет
№ | Наименование вида работ | Количество баллов | ||||
ДМ «Социальная адаптация, реабилитация и профориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья» | 55-100 | |||||
Текущая аттестация | 55-90 | |||||
Конспектирование лекционного материала (в течение семестра) | 0,5–1 | |||||
Раздел (тема) 1. «Современные проблемы и пути развития реабилитации в России» | 3,5-6,5 | |||||
Виды самостоятельной работы: 1) Проанализировать и осуществить тезирование Федеральной базовой программы реабилитации инвалидов как гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета. 2) Подготовить реферат на одну из тем: - «Принципы государственной социальной политики в отношении инвалидов»; - «Государственная служба медико-социальной экспертизы: задачи, порядок организации и деятельности»; - «Медицинские показания для установления инвалидности; категории инвалидов классификация инвалидности по ВОЗ»; - «Актуальные проблемы реабилитации в России на современном этапе»; - «Реабилитация инвалидов как явление социальной политики» | 0,5-2 0,5-1 0-1 | |||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара 2) Составить схему «Нормативно-правовое обеспечение социальной реабилитации в России» | 3-4,5 2.5 - 3,5 0,5 - 1 | ||||
Раздел (тема) 2. «Методологические основы социально-реабилитационных технологий» | 3-5,5 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Проанализировать Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности» и составить схему классификации технических средств реабилитации. 2) Подготовить доклад на одну из тем: - «Барьеры городской среды, социальные барьеры»; - «Проблемы оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов»; - «Основные направления социально-реабилитационной деятельности». | 0,5-2 0,5-1 0-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара Дать характеристику реабилитационного пространства на разных его уровнях (микро-, мезо-, экзо- и макро-). | 2.5 - 3,5 2.5 - 3,5 | ||||
Раздел (тема) 3. «Основные современные концепции реабилитации» | 4-7 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Подготовить доклад по одной из современных концепций реабилитации. 2) Подготовить презентацию «Основные современные концепции реабилитации». | 1-2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара 2) Составить схему «Принципы социальной реабилитации инвалидов» | 3 - 5 3 - 4 0 - 1 | ||||
Раздел (тема) 4. «Основные компоненты комплексной реабилитации, и их соотношение на разных возрастных этапах» | 4-7 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Подготовить реферат на одну из тем: - «Медицинская реабилитация инвалидов»; - «Психологический аспект реабилитации инвалидов»; - «Педагогический аспект реабилитации инвалидов». 2) Подготовить презентацию «Компоненты комплексной реабилитации». | 1-2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) 2) Участие в дискуссии в течение семинара | 3 - 5 1 - 2 2 - 3 | ||||
Раздел (тема) 5. «Зарубежный и отечественный опыт социальной реабилитации» | 4-7 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Проанализировать опыт реабилитации инвалидов в США и Великобритании. Отметить ключевые направления социальной политики в зарубежных странах. 2) Подготовить реферат на одну из выбранных тем: - «Законодательная ответственность государственных учреждений и общественных организаций, работающих с инвалидами»; - «Опыт реабилитации инвалидов в США»; - «Опыт реабилитации инвалидов в Великобритании». | 1-2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара. 2) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) 3) Дать сравнительную характеристику терминов «социальная реабилитация», «трудотерапия», «оккупациональная терапия». Оформить в виде таблицы. | 3 - 5 1 - 2 1,5 – 2 05,-1 | ||||
Раздел (тема) 6. «Система реабилитационной работы в различных учреждениях» | 3-5 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Подготовить доклад на одну из выбранных тем: - «Система реабилитационной работы в учреждениях образования»; - «Система реабилитационной работы в учреждениях здравоохранения»; - «Система реабилитационной работы в учреждениях социальной защиты». - «Основные принципы, цели и задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»; - «Методы организации социально-реабилитационного процесса»; - «Работа с семьей как направление комплексной реабилитационной работы». 2) Подготовить презентацию «Система реабилитационной работы в различных учреждениях». | 1 - 2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара Провести сравнительный анализ содержания комплексной реабилитационной работы с детьми раннего, дошкольного, школьного возраста. | 2-3 2-3 | ||||
Раздел (тема) 7. «Роль общества в социальной адаптации и реабилитации лиц с ОВЗ» | 4-7 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Проанализировать нормативно-правовые документы относительно создания общественных организаций инвалидов. 2) Подготовить доклад на одну из выбранных тем: - «Роль отношения общества к людям с ограниченными возможностями в их социальной интеграции»; - «Общественные объединения инвалидов». | 1,5 - 2,5 1-1,5 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) 2) Участие в дискуссии в течение семинара 3) Составить анкету для изучения общественного отношения к инвалидам разных категорий и провести анкетирование из числа своих знакомых (5-7 человек) для выявления специфики отношения к различным категориям инвалидов. | 2,5 – 4,5 1 – 1.5 1,5 – 2 0 -1 | ||||
Раздел (тема) 8. «Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями зрения» | 3-5 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Подготовить реферат на тему: «Средства социальной реабилитации детей с нарушениями зрения». 2) Подготовить презентацию «Социальная адаптация и реабилитация лиц с нарушениями зрения». | 1 - 2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара Провести сравнительный анализ особенностей социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей. | 2 - 3 2 - 3 | ||||
Раздел (тема) 9. «Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха» | 4-7 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Подготовить реферат одну из тем: - «Особенности психического развития лиц с нарушениями слуха»; - «Средства социальной реабилитации детей с нарушениями слуха»; - «Современные вспомогательные технические средства социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха». 2) Подготовить презентацию «Социальная реабилитация и адаптация инвалидов с нарушениями слуха». | 1 - 2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) 2) Участие в дискуссии в течение семинара 3) Провести сравнительный анализ особенностей социальной реабилитации слабослышащих и глухих детей. | 3 - 5 1,5 - 2 1 – 2 05, - 1 | ||||
Раздел (тема) 10. «Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями речи» | 3-5 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Подготовить реферат одну из тем: - «Особенности социальной адаптации лиц с нарушениями речи»; - «Средства социальной реабилитации детей с нарушениями речи»; - «Использование компьютерных технологий в реабилитационном процессе с лицами, имеющими нарушения слуха». 2) Подготовить презентацию «Социальная реабилитация лиц с нарушениями речи». | 1 - 2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях
1) Участие в дискуссии в течение семинара
2) Заполнить таблицу «Средства реабилитации детей с нарушениями речи»
| 3 - 5 2 - 3 1 – 2 | ||||
Раздел (тема) 11. «Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями интеллектуального развития» | 4-6 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Подготовить реферат на тему: «Особенности психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями». 2) Подготовить презентацию «Социальная адаптация и реабилитация лиц с интеллектуальной недостаточностью». | 1 - 2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара 2) Провести сравнительный анализ особенностей социальной реабилитации детей с легкой и выраженной умственной отсталостью. | 3 - 4 2,5 - 3 0,5 – 1 | ||||
Раздел (тема) 12. «Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата» | 4-6 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Подготовить реферат на одну из выбранных тем: - «Специфика ограничения жизнедеятельности у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата»; - «Средства социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»; - «Интегрированное обучение детей с проблемами в физическом развитии». 2) Подготовить презентацию «Социальная адаптация и реабилитация лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата». | 1 - 2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара 2) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) | 3 - 4 2,5 - 3 0,5 – 1 | ||||
Раздел (тема) 13. «Творчество, как реабилитационная технология» | 3-5 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Подготовить доклад на одну из выбранных тем: - «Использование различных видов творчества в реабилитации лиц с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, ОДА» (вид нарушенного развития по выбору студента); - «Использование арттерапевтических технологий в реабилитационном процессе». 2) Подготовить презентацию «Творчество, как реабилитационная технология». | 1 - 2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара | 2 - 3 2 - 3 | ||||
Раздел (тема) 14. «Физическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. Спорт, как средство реабилитации» | 4-5 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Подготовить доклад на тему: «Спорт, как средство реабилитации и социальной адаптации». 2) Подготовить презентацию «Спортивные достижения людей-инвалидов». | 1 - 2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Проанализировать Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности» и составить схему классификации технических средств реабилитации. | 3-3 3-3 | ||||
Раздел (тема) 15. «Профессиональное самоопределение детей и подростков с ОВЗ» | 4-5 | |||||
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Подобрать диагностические методики по профессиональному самоопределению лиц с ограниченными возможностями здоровья. 2) Подготовить презентацию «Направления профессиональной реабилитации инвалидов». | 1 - 2 0,5-1 0,5-1 | ||||
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Составить библиографию статей периодической печати по дисциплине | 3-3 3-3 | ||||
Внутрисеместровая аттестация: тестирование - «отлично» - «хорошо» - «удовлетворительно» | 3-5 | |||||
Зачет | ||||||
ИТОГО | 55-100 |