ЛАБИРИНТЫ НАШЕГО ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА




 

Вероятно, все знакомы с широко распространенной детской игрушкой под названием «Калейдоскоп». Много лет назад для меня было загадкой, как образуются такие изумительно симметричные, разноцветные и законченные узоры. Но еще больше поражала легкость, с которой один узор сменялся другим. Достаточно было чуть повернуть игрушку, и появлялся новый рисунок. Причем не помню случая, чтобы узоры повторялись. Хоть чем-то, но они всегда были отличны. Однажды я разобрал игрушку и обнаружил там набор разноцветных стекляшек и три узких длинных зеркала. До сих пор помню удивление от простоты конструкции, порождающей столь сложные изображения.

Уже много позже, овладев специальными знаниями, я вновь вспомнил о «Калейдоскопе». Мне неожиданно открылся метафорический смысл игрушки. Она является хорошей моделью процесса порождения человеком образа мира. Конечно же, не всех его аспектов, а лишь некоторых, но очень важных. Ранее говорилось, что ребенок, родившись, воспринимает мир в первые месяцы и годы жизни не совсем таким, каким он предстает перед взрослым. Возможно, читатель, вы видели когда-нибудь большие картины, написанные маслом. Если к этой картине подходить все ближе и ближе, то на определенном расстоянии все изображение распадается на множество разноцветных мазков. Это сравнение позволяет понять, в каком непривычном виде предстает действительность перед маленьким человеком. Для ребенка в этом возрасте еще не существует предметного мира. Перед ним открывается разноцветная, текучая, совершенно бесформенная реальность. Реальность «голых» ощущений, еще не структурированных им ни в какие конкретные образы. Это можно сравнить с набором стеклышек различного размера, конфигурации, цвета.

А вот дальше с помощью взрослых ребенок начинает выстраивать систему «зеркал». У него формируются психологические механизмы, которые по определенным правилам собирают образ мира их хаоса ощущений. И важнейшими среди этих механизмов являются закономерности восприятия и внимания.

Любой психологический механизм первоначально существует в форме внешнего действия, разворачивающегося между взрослым и малышом. Родители, обучая ребенка общепринятым правилам поведения, одновременно направляют течение его внутренних процессов во вполне определенное русло. Ведь действие всегда осуществляется в рамках некоторой заданной последовательности. Взрослый, управляя внешними движениями ребенка, в то же время управляет, например, и его вниманием, перемещая фокус последнего с одних элементов действия на другие, с одних предметов или их качеств на другие предметы и качества.

В итоге, овладевая культурными формами поведения, ребенок вместе с этим овладевает и соответствующими психологическими механизмами. А как только последние оказываются сформированными, они уже начинают работать и определять не только поведение человека, но и его способ восприятия действительности. Именно особенности строения данных механизмов заставляют кого-то видеть черные, а кого-то белые полосы у тельняшки. Или для одного стакан оказывается наполовину пуст, а для другого наполовину полон. Результатом же работы целостной системы психологических механизмов является образ мира человека.

Удивительная вещь: люди, оказывается, способны из одних и тех же элементов опыта собирать совершенно разные узоры реальности. Что за процессы определяют таинственный рисунок нашего внутреннего лабиринта? Как обнаружить эти процессы? Где вход в лабиринт, и что является дверью?

Образно выражаясь, можно сказать, что вход в лабиринт - это органы чувств человека, а дверь - это наше внимание. Чтобы услышать, увидеть, почувствовать то, что мы раньше никогда не воспринимали, достаточно сместить внимание с обычно осознаваемых элементов опыта на что-то другое. Простейшая процедура, но порой она позволяет стать свидетелем самых интимных внутренних процессов человека.

Вновь обратимся к записи фрагмента одного из наших семинаров. Далее будет описано, как можно буквально увидеть протекание внутренних процессов человека. Причем процессов обычно нами неосознаваемых. Другими словами, речь идет об одном из способов доступа к бессознательному.

 

Ведущий: Подойдите, Лена, ко мне сюда. Повернитесь, пожалуйста, лицом к группе, так, чтобы вас все могли хорошо видеть. Сейчас я буду задавать вам вопросы. Ваша задача мысленно найти ответ. Произносить его вслух не надо. Понятно, что мы будем делать?

Лена: Я просто стою здесь и мысленно отвечаю на ваши вопросы.

Ведущий: Совершенно верно. Все остальные сядьте так, чтобы вам хорошо было видно лицо Лены. Особенно ее глаза. Я буду задавать вопросы, а вы наблюдайте за движением глаз. Ваша задача - выяснить, существует ли какая-либо повторяющаяся, систематическая реакция в ответ на мои вопросы. Все готовы? Начинаем.

Лена, какого цвета занавески в вашей комнате? Что за ручка на входной двери вашего подъезда? Сколько остановок троллейбуса от дома до работы? (После каждого вопроса глаза Лены поднимаются вверх и уходят вправо. Направление движения глаз дается с позиции наблюдателя). Вы все обратили внимание на особенность движения ее глаз? Очень хорошо. Пока запомните эту информацию, а мы продолжим свою работу. Лена, сейчас я задам еще несколько вопросов. Вы делаете то же самое. Какой звук издает закипающий чайник? А какой звук слышен, если разбить яйцо на раскаленную сковороду? Как хлопает входная дверь вашей квартиры? Вспомните свою любимую песню. (В ответ на первые три вопроса Лена смотрит вправо вбок. После последнего вопроса ее глаза уходят вправо вверх, а затем вправо вбок.) Я думаю, вы все заметили систематическое отличие в направлении движения ее глаз. Сейчас я задам еще несколько вопросов и мы приступим к обсуждению. Лена, ваши ощущения, когда вы гладите котенка? Ощущения от воды, если вы заходите в реку купаться? Вы идете по горячему песку босиком. Какие ощущения? (После всех вопросов глаза Лены уходят влево вниз).

Теперь мы прервемся, и я хочу услышать от наблюдателей, что вы заметили? Есть ли какая-нибудь связь между задаваемыми мной вопросами и движениями глаз Лены? Я вижу, все хотят высказаться. Ну, давайте, вы начните, Петр.

Петр: В ответ на первую группу ваших вопросов она поднимала глаза вверх и вправо. Как я понял, все эти вопросы связаны с какими-то зрительными образами. Для ответа ей нужно было увидеть некоторую картинку.

Вторая группа вопросов сопровождалась движенцем глаз вправо вбок. Ответ на эти вопросы предполагал получение доступа к воспоминаниям определенных звуков.

Ведущий: Вы что-то хотите добавить, Оксана?

Оксана: Да. В ответ на последний вопрос этого блока она посмотрела вверх и вправо, а лишь потом вбок.

Ведущий: Вы ведете речь о вопросе по поводу любимой песни? (Океана кивает головой, соглашаясь). Давайте спросим у Лены. Что вы сделали в поисках ответа на этот вопрос?

Лена: Я в начале увидела моего любимого певца, а потом услышала песню, которая мне особенно нравится в его исполнении.

Ведущий: Хочу лишь добавить, что в данном случае мы наблюдали последовательность протекания внутренних процессов. Вы продолжите, Петр?

Петр: В ответ на последние вопросы ее глаза двигались влево вниз. Эти вопросы предполагали доступ к тактильным ощущениям.

Ведущий: Лена, сейчас я задам вам еще несколько вопросов, а вы так же мысленно на них ответите. Все остальные наблюдают. Вы помните запах своих любимых духов? А запах апельсинов? Вспомните вкус апельсина. (После всех вопросов глаза Лены опускались вниз и уходили влево). Что вы можете сказать, Петр?

Петр: глаза сдвигались в том же направлении, что и при вопросах, связанных с тактильными ощущениями.

Ведущий: Совершенно верно. Если человеку необходимо получить доступ к информации, закодированной в форме тактильных или мышечных ощущений, запахов, вкусовых ощущений, то обычно при этом его глаза уходят вниз и влево. Конечно, не во всех случаях и не у всех людей. Человек все же более сложно организован, чем любые схемы, описывающие его. Мы с вами выяснили, какую позицию занимают глаза, если человек вспоминает что-либо, уже бывшее в его опыте ранее. Теперь давайте посмотрим, что произойдет, если коснуться несколько иной сферы нашего бытия. Лена, вы готовы еще к одному небольшому эксперименту? (Она кивает головой в знак согласия). Я снова попрошу вас мысленно отвечать на мои вопросы, а все остальные наблюдают за движением глаз. Как бы вы выглядели в ярко красном платье и шляпе со страусиным пером? Как выглядит наша планета из космоса? А как выглядит «лысый» медведь? (После каждого вопроса глаза Лены уходят на мгновение вверх и влево).

Теперь несколько вопросов иного плана. Как бы звучал ваш голос, если бы вы могли говорить под водой? Какой звук могла бы издавать тишина? Как кричали в древности динозавры? (В ответ на первые два вопроса глаза Лены уходят влево в сторону. В ответ на последний вопрос ее глаза вначале ушли вверх вправо, а затем вправо в сторону). Спасибо, Лена. Кто какие систематические реакции заметил? И чем отличались мои вопросы от заданных ранее? Пожалуйста, Николай.

Николай: Вы просили ее представить то, чего не было в ее прошлом опыте. Когда вопросы касались зрительных представлений, то ее глаза перемещались вверх и влево. А когда надо было услышать какой-то звук, то они перемещались вбок и влево. Но на последний вопрос движение глаз было в правую сторону.

Ведущий: Да, движение глаз в ответ на вопрос о динозаврах отличалось от других вариантов. Скажите, Лена, как вы представляли себе крик динозавра?

Лена: Я вспомнила мультфильм, где эти животные были героями. Увидела картинку из этого мультфильма, а потом услышала, как они там кричали.

Ведущий: Ну, вот и ответ, почему глаза ушли вправо вверх, а затем - вбок, опять-таки справа. Лена имела дело с образом воспоминания.

Николай: Вы ничего не сказали о позиции справа внизу.

Ведущий: Эта позиция связана со слуховыми сигналами. Лена, еще одно небольшое задание вам. Поговорите мысленно сами с собой. Одну-две минуты. (Лена молчит около минуты, ее глаза перемещаются вниз и вправо). Как вы могли убедиться, внутренний диалог сопровождается движением глаз вниз и вправо.

И еще один, часто встречающийся вариант. Иногда во время беседы вы замечаете, что собеседник как бы смотрит «сквозь» вас. Речь идет о взгляде перед собой. Если вы будете внимательны, то увидите, что в этот момент происходит расширение и расфокусировка зрачков, а также расслабление мышц лица. Иногда бывает и наоборот - сужение зрачков. Подобный взгляд указывает на то, что ваш собеседник получил доступ к каким-то своим зрительным образам.

Кстати, в эту минуту он вас не слышит. Имеет смысл остановиться и подождать, когда партнер снова вернется к реальности из своего внутреннего мира. Сейчас мы разделимся на группы по три человека и потренируемся в различении глазодвигательных реакций человека. Но прежде я хочу вот что сказать. Лена продемонстрировала нам реакции, характерные для «правши». У «левши» реакции будут инвертированы, то есть право и лево поменяются местами. Еще один момент. Вы можете получить реакцию, которая не согласуется с предложенной ранее схемой. Спросите человека, что он делал, ища ответ на ваш вопрос. Как вы заметили, Лена своими рассказами очень просто объясняла нам все свои, казалось бы, нетипичные реакции. В общем случае вам, конечно, могут встретиться люди, глазодвигательная реакция которых совершенно не соответствует приведенному здесь описанию. В этой ситуации вам предстоит самостоятельно выяснить, какому внутреннему процессу соответствует то или иное положение глаз человека. Допустим, вы обнаружили, что взгляд вправо-вниз соответствует доступу к зрительным образам воспоминания. Можете быть уверены, что у этого человека данное направление взгляда всегда будет означать, что во внутреннем плане он рассматривает картины из своей прошлой жизни. Люди систематичны в своих реакциях. Реакции могут быть бесконечно различными у разных людей. Но если у конкретного человека вы обнаружили, что он что-то делает определенным образом, то очень велика вероятность, что он это всегда делает именно так, а не иначе.

Итак, мы с вами сейчас будем работать в группах по три человека. Один человек делает то, что делала Лена. Другой - то, что делал я, т. е. задает вопросы разного типа. А третий слушает вопросы и, вместе с задающим вопросы наблюдает за движениями глаз отвечающего. Первая группа вопросов относится к работе зрительного анализатора. Здесь можно выделить два типа вопросов. Одни предполагают обращение к прошлому опыту человека, к воспоминаниям. Другие побуждают человека конструировать какие-то зрительные образы, так как в его опыте ничего подобного нет. Следующая группа вопросов связана с работой слухового анализатора. Здесь также задают два типа вопросов. Одни связаны с обращением к прошлому опыту, другие предполагают конструирование чего-то нового. И последняя группа вопросов, как обычно считается, связана с получением доступа к кинестетическим ощущениям. Хотя на самом деле сюда включается более широкий круг ощущений нашего тела. Кинестетические ощущения - это ощущения движения, положения частей тела в пространстве и ощущения производимых мышечных усилий. Также сюда относятся тактильные ощущения, то есть ощущения прикосновения, давления, вибрации. Температурные ощущения тепла и холода. И особо выделяют вкусовые и обонятельные ощущения. Здесь же можно упомянуть такое интегральное переживание, которое обычно именуется «самочувствием человека».

Сделайте это упражнение, а затем мы обсудим полученный вами опыт. Пусть каждый участник группы побывает и наблюдателем, и спрашивающим, и мысленно отвечающим. В результате, одну и ту же процедуру группа проделает три раза.

Читатель может сам сделать описанное выше упражнение и на личном опыте убедиться в существовании соответствующих эффектов. Для упражнения вполне достаточно одного партнера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: