1. Вид экзаменационного задания | Итоговое письменное задание (экзаменационный письменный тест) |
2. Количество вариантов заданий | Четыре-пять |
3. Требования к оформлению и содержанию ответов | По закрытым вопросам – выбор правильных вариантов ответа, фиксируемый в листе для письменных ответов; по открытым вопросам – краткое аргументированное изложение ответа на поставленный вопрос; четко сформулированное определение; Тест может включать решение практической задачи и разбор до двух экономико-математических моделей по темам курса. |
4. Правила проведения экзамена | Экзамен начинается для всех одновременно и идет без перерыва. Допускается опоздание по уважительным причинам до 10 мин. Студенты, имеющие допуск к экзамену, получают вариант письменного теста и выполняют его в отведенное время. Замена выданного варианта не допускается. |
5. Время проведения экзамена | 80 мин – согласно расписанию экзаменов в экзаменационную сессию |
6. Использование технических средств | Разрешается использование простейших калькуляторов. Использование радиотехники и возможностей беспроводной связи через сотовые телефоны не допускается. |
7. Использование дополнительных источников информации | Разрешено пользоваться списком вопросов и материалов, дополнительно собранных студентом для подготовки презентации по темам курса |
8. Критерии оценки письменного экзаменационного задания | Определяются числом набранных баллов за итоговый экзаменационный тест. Условие получения положительной оценки - набор по письменному тесту не менее 20 (из 40-ти) баллов |
9. Выставление итоговой оценки по дисциплине | Определяется общим числом набранных баллов, максимально: 70 баллов, в т.ч.: Письменный итоговый тест – 40 Лекции/ семинары (посещаемость) - 14 Презентация – 7 баллов (5 выступление; 2 вопросы/ ответы). Проект(анализ отраслевого рынка) – 9 баллов (6 выступление; 3 – ответы/ вопросы. Презентация и проект – обязательые условия допуска к экзаменационному тесту 70 – 63: «5» - отлично (А) 62 – 56: «4+» - очень хорошо (B) 55 – 49: «4» - хорошо (С) 48 – 42: «3» - удовлетворительно (D) 41 – 35: «3-» - посредственно (Е) < 35 «2» - неудовлетворительно (F) |
10. Форма пересдачи экзамена | Первая пересдача экзамена осуществляется в аналогичной форме по другим вариантам. Форма второй устанавливается комиссией. |
11.Сроки и форма доведения методики до студентов | Ознакомление с требованиями – первая лекция по дисциплине; детальное по итогам заключительного семинарского занятия |
«Отраслевые рынки и конкурентная политика (политика государства)»
Экзаменационные вопросы
1. Многообразие подходов к анализу рынков и конкурентной ситуации. Краткая характеристика и сравнительные достоинства. Специфика и преимущества отраслевого анализа
2. Экономика отраслевых рынков как теоретико-прикладная дисциплина, этапы развития и современная проблематика
3. Типология рынков по Шеферду и ориентиры для конкурентной политики.
4. Концепция жизненного цикла отрасли Портера. Растущие и «затухающие» отраслевые рынки. Новые сегменты глобальной экономики. Страны БРИКС и MIST
5. Рынки общедоступных, разыскиваемых, проверяемых и доверительных товаров (услуг): основные акценты анализа
6. Базовые параметры отраслевого анализа. Определение продуктовых и географических границ рынка. Эластичный и неэластичный спрос
7. Отраслевые классификаторы (США, ЕС, Россия). Базовые индексы концентрации, их практическое применение, значение для оценки интенсивности конкуренции.
8. Расчет и интерпретация индекса Херфиндаля-Хиршмана. Взаимосвязь между базовыми индексами концентрации
9. Индекс Лернера как мера монопольной власти. Индекс Лернера и ценовая эластичность спроса.
10. Систематические и стохастические детерминанты рыночной концентрации. Барьеры входа на рынок и выхода. Понятие погруженных издержек.
11. Классификация входных барьеров по Бейну и Шеферду. Вступление России в ВТО и ослабление входных барьеров
12. Эндогенные барьеры и ценовые стратегии предотвращения входа. Модель лимитного ценообразования и ее интерпретация
13. Теория состязательных рынков Баумоля и ее практические приложения
14. Отличительны характеристи и ключевые компетенции фирмы как детерминанты рыночной концентрации
15. Фирма как главное действующее лицо отраслевого рынка. Эффект масштаба, его разновидности, сетевой эффект и границы фирмы. Субаддитивность, понятие и границы естественной монополии.
16. Анализ фирмы с неоклассических позиций: сильные и слабые стороны. Менеджериальный, поведенческий подходы и теория стейкхолдеров. Модель Баумоля для случая максимизации фирмой TR
17. Стратегическое позиционирование фирмы в конкурентной среде. Специфика и этапы стратегического анализа. Анализ конкурентной ситуации. Ценовые и неценовые стратегии фирмы
18. Модернизированная модель пяти конкурентных сил Портера: базовые параметры, область практического применения, сильные и слабые стороны
19. Характер соперничества между действующими на отраслевом рынке конкурентами: оценка преобладающего типа конкуренции и выбор рыночной стратегии
20. Рост отрасли, интенсивность затрат «по собственному усмотрению» (включая НИОКР) и динамика уровня концентрации: подход Саттона
21. Олигопольные соглашения: понятие, формы, законодательное регулирование. Новое в законодательстве РФ Теоретико-игровая интерпретация картельных соглашений
22. Экономические модели картелей: модель максимизации совместной прибыли.
23. Экономические модели картелей: модель ценового лидерства доминирующей фирмы
24. Модель максимизации совместной прибыли и стабильность картелей
25. Картельные соглашения: переговорные модели (модель Фога). Интерпретация с учетом различий временного горизонта у участников картеля
26. Институциональный подход к картельным соглашениям
27. Конкурентоспособность фирмы: понятие, ценовые и структурные факторы. Оценка результативности деятельности фирмы и ее ключевые индикаторы. Бенчмаркинг
28. Коэффициенты Бейна и Тобина, сравнительные достоинства, воздействующие факторы, сфера применения.
29. Конкурентоспособность отраслевых сегментов и стран. Последствия вступления в ВТО для ключевых сегментов Российской экономики.
30. Понятие конкурентной политики. Рыночные структуры и конкурентная политика государства: теоретическое обоснование. Новые области конкурентной политики
31. Соотношение эффективности конкурентной модели рынка и монополии
32. Политика регулирования монополистической деятельности и поддержки конкуренции в России
33. Сделки слияний и поглощений (M&A). Специфика регулирования; современные тенденции