МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ




Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведе­ния от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жиз­ненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно.

Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий ма­лышу осознавать содержание произведений.

\ Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осоз­наваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.

Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это су­щественно усложняет восприятие, а порою приво­дит к непониманию произведения.

Определенную трудность вызывает у малышей, восприятие сказок с двухчастной композицией, где в сюжете существует несколько историй («Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза» и др.)..). Обычно ребе­нок улавливает и воспроизводит только одну из ис­торий (частей) сказки. Опора при этом происходит чаще всего на первую часть или на эпизоды, либо более простые по содержанию, либо знакомые детям.

1. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Де­тей интересуют его внешность, действия, поступ­ки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной { опоре — иллюстрациях,

2. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персона­жа, но не, понимает его переживаний, мотивов по­дведения.

3. Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному ис­ходу событий, торжеству добра над злом.

4. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются ино­гда вмешаться в события (прерывают чтение, за­крывают глаза, шлепают по картинке с изображе­нием «плохого» персонажа и т. п.). Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность пра­вильно понять произведение.

 

Своеобразие восприятия литературных произ­ведений у детей 2 — 4 лет заключается в том, что

1. при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющийся у него непосредственный опыт, еще очень ограниченный и узкий. Личный опыт превалирует над осознанием текста, мешая ребенку понять те литературные ситуации, кото­рые не совпадают с его жизненной практикой.

 

2. Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают ис­следователи детства, — это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звуч­ным ритмам и рифмам, выразительной интона­ции.

Человек, по утверждению К. Чуковского, на­чинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симме­тричному расположению гласных звуков явля­ются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо­бо и др. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного ма­териала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике ра­достной, плясовой. Оттого-то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребно­стям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ла­душкам», «Козе», «Сороке-белобоке», —это блестящий миниспектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, воскли­цания, интонации, ребенок усваивает националь­ный колорит русской поэзии, ее дух, отчего лите­ратура становится для него поистине родной.

 

Исходя из особенностей восприятия и понима­ния произведений литературы ребенком 2 — 4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

1. формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведе­ния;

2.обогащать жизненный опыт малышей знани­ями и впечатлениями, необходимыми для понима­ния книг;

3. учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произве­дениям;

4.помогать детям устанавливать простейшие (по­следовательные) связи в произведении;

5. помогать детям выделять наиболее яркие по­ступки героев и оценивать их;

6. поддерживать непосредственный отклик и эмо­циональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;

7. помогать детям мысленно представить, уви­деть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт де­тей и др.), учить рассматривать иллюстрации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: