ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ 6 глава




Иногда следователи в постановлении о назначении почерковедческой экспертизы сообщают сведения о предполагаемом исполнителе, где указывают его состояние здоровья, наличие увечий (например, отсутствует большой палец правой руки) и тому подобное. Если такие сведения не содержатся в постановлении о назначении экспертизы, эксперт должен выяснить их по материалам дела или послать запрос следователю.

Установить причину изменения почерка эксперт может и при осмотре рукописи, в частности, если рукопись выполнена на необычном материале (ткани, дереве) или непривычным пишущим прибором (спичкой, гвоздем).

Изучение признаков письма эксперт проводит по общим правилам методики — от общего к частному. При изучении общих признаков особое внимание следует обращать на координацию движений и темп письма, так как эти признаки наиболее подвер жены влиянию «сбивающих» факторов, и изучить их с учетом устойчивости. В случае обнаружения признаков нарушения координации движений, темпа письма, причем устойчивого их проявления на протяжении всей рукописи, эксперт на этапе раздельного исследования может высказать лишь предварительное суждение о том, что при выполнении рукописи на пишущего действовали какие-то необычные условия. Окончательное решение об условиях выполнения рукописи эксперт может принять лишь после тщательного сравнения с соответствующими образцами почерка предполагаемого исполнителя.

При оценке признаков эксперту, как правило, не удается разграничить признаки по действиям различных необычных условий, то есть установить конкретную причину, определенное «сбивающее» обстоятельство. Это объясняется тем, что многие признаки при воздействии разных причин изменяются одинаково. Комплексы таких признаков могут повториться в рукописях многих лиц. Эксперт лишь констатирует факт выполнения рукописи в каких-то необычных условиях без их конкретного определения.

В то же время нарушение признаков, связанное с необычными условиями, не препятствует установлению исполнителя.

В экспертной практике встречаются случаи, когда установление условий выполнения рукописей является самостоятельным заданием.

Например, могут быть поставлены вопросы:

1) выполнена ли рукопись лицом, находившимся в состоянии физической усталости?

2) не выполнена ли рукопись лицом в состоянии опьянения? и так далее.

Независимо от характера поставленной задачи эксперту необходимо выявить признаки, происхождение которых объясняется именно необычным состоянием писавшего. Для решения неидентификационной задачи необходимы также образцы почерка предполагаемого исполнителя. Исследование проводится по обычной экспертной методике: предварительное исследование, детальное исследование, оценка признаков и вывод.[97]

Умышленное изменение почерка связано с перестройкой уже имеющегося у пишущего письменно-двигательного навыка, то есть с изменением динамического стереотипа. Полного разрушения системы навыков, определяющих стереотипность движений при письме, здесь, как правило, не происходит и последняя сохраняется. В рукописях, выполненных умышленно измененным почерком, отображаются две группы признаков — измененные, возникшие в результате нарушения стереотипных движений, и неизменившиеся, свойственные обычному почерку пишущего.

Наличие в рукописи (подписи) признаков обычного почерка позволяет проводить исследование умышленно измененного почерка согласно основным положениям методики почерковедческой экспертизы. Вместе с тем исследование таких рукописей имеет особенности, связанные с изучением и оценкой изменившихся признаков, что в свою очередь заставляет решать и такие вопросы, как установление факта и степени изменения почерка, определение неизменившихся устойчивых признаков, изучение влияния изменения одних признаков на изменение других, определение вариационности признаков почерка. Следует заметить, что для рукописи, выполненной намеренно измененным почерком, характерна неестественная многовариантность признаков. При умышленном изменении письма пишущий, как правило, изменяет общие и отдельные частные признаки почерка.

Видами умышленного изменения почерка являются:

1) скорописная маскировка почерка;

2) подражание печатному шрифту;

3) перемена пишущей руки (леворучное письмо);

4) подражание почерку другого лица (имитация).

Выполнение рукописи путем изменения скорописи есть произвольное, комплексное изменение строения почерка. Изменению здесь подвергаются общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, а также структуру движений по их траектории, и отдельные частные признаки почерка. При установке пишущего на умышленное изменение выработанности почерка наблюдается ее снижение. Повысить степень выработанности почерка произвольно, без тренировки, пишущему не удается, так как его письменно-двигательный навык приспособлен к уже определенному уровню автоматизированного письма. Снижение степени выработанности почерка вызывает изменение других взаимозависимых признаков, в частности, координации движения и темпа письма, сложности, размера, разгона и другое. Почерк становится маловыработанным, как у плохо пишущего лица.

Нарушение координации движения проявляется в небольших отклонениях от принятого направления в пределах элементов букв (угловатость в овальных и полуовальных элементах, извилистость и угловатость прямых элементов, неточность движений при выполнении начальных и заключительных частей букв) и в неточности движений при выполнении сочетаний букв, слов, фраз на протяжении всей рукописи (неравномерность протяженности движений по вертикали и горизонтали, неустойчивость наклона, неравномерность размещения движений по вертикали).

Темп движения становится неравномерным в отдельных частях рукописи. Быстрое выполнение текста проявляется в таких признаках, как постепенное утолщение и утоньчение начал и окончаний элементов, упрощение строения букв, увеличение связности. Медленное письмо, наоборот, характеризуется тупым началом и окончанием элементов букв, строение букв при этом приближается к школьным прописям либо появляются усложненные варианты, связность снижается.

Эксперт должен учитывать, что при письме измененным почерком последующие части текста выполняются быстрее, чем начальная. Иногда встречаются случаи, когда начальная часть текста выполняется пишущим в более быстром темпе, чем остальная. Такой признак является очень существенным, так как в неизмененном почерке он не встречается.

Претерпевают изменения и отдельные частные признаки почерка. Наиболее частым искажениям подвергаются: строение букв «б», «д», «ж», «м», «х»; форма движений при соединении элементов в буквах «ж», «л», «м», «М», «н»; форма движений при выполнении начальных частей элементов в буквах «н», «и», «п» и заключительных частей элементов в буквах «б», «д», «р», «ц», «щ», «я», а также вид соединения движения при выполнении букв и их элементов (слитный вид изменяется на интервальный). Изменение указанных частных признаков почерка связано в основном с замедлением темпа движений при выполнении текста, а, следовательно, снижением выработанности.[98]

Эксперт должен помнить, что если рукопись велика по объему, в отдельных ее фрагментах, в заключительной ее части, сохраняются общие и частные признаки почерка. Сказывается утомляемость, зрительный контроль над процессом письма ослабевает, и пишущий возвращается к привычным, автоматизированным для него движениям, к обычному почерку.

При наличии в рукописи таких фрагментов эксперт должен проявлять осторожность в решении вопроса о необычности выполнения ее, то есть о действии каких-то «сбивающих» факторов на пишущего в процессе письма. Необходимо особенно тщательно и всесторонне исследовать такие фрагменты рукописи, ибо в них содержатся неизмененные признаки почерка исполнителя, по которым возможна идентификация личности.

Искажение почерка путем изменения формы и направления движений. В рукописи эксперт может заметить одновременное сочетание двух или более различных форм и направлений движений. Так, наряду с прямолинейно-дуговой в тексте могут встретиться выпрямленная и неоднократно-угловатая, либо округлая и извилистая формы движения, а также разное сочетание левоокружных и правоокружных движений. Любые из указанных выше форм и направлений движений могут встретиться не только как сочетание, но и как самостоятельный способ изменения почерка.

Наклон пишущий изменяет обычно с правого на левый или прямой, то есть на противоположный привычному наклону почерка. При этом способе изменения наблюдается неустойчивый наклон элементов букв, письменных знаков и их сочетаний; линия строки ступенчатая. Изменение наклона в свою очередь влечет за собой изменение и других признаков. Так, при изменении наклона с правого на левый уменьшается протяженность движений по вертикали и по горизонтали, связность, как правило, уменьшается. Частные признаки обычно сохраняются без существенных изменений, кроме таких, как размещение точек начала, окончания движений и точек пересечения движений, форма движений при выполнении и соединении элементов букв и букв между собой. Эти признаки наиболее сознательно контролируются пишущим в процессе письма и поэтому чаще подвергаются изменениям.

Искажение почерка путем изменения размера букв как самостоятельный способ маскировки встречается редко. Изменение высоты букв может проявиться в увеличении или уменьшении протяженности движений по вертикали. Изменение размера обычно протекает параллельно с изменением такого признака, как разгон, что объясняется взаимной зависимостью отношений протяженности по вертикали и горизонтали. Так, при увеличении размера почерка разгон уменьшается, а при уменьшении размера — увеличивается. При изменении размера почерка, как правило, сохраняется автоматизм письма, признаки обычного письма претерпевают незначительные изменения, поэтому несложно идентифицировать исполнителя рукописи.

Изменение связности проявляется в ее уменьшении, отрывистом выполнении букв в словах. Отрывистое выполнение предполагает как раздельное выполнение букв с интервалами в их размещении, так и присоединение букв. Изменение связности почерка иногда вызывает увеличение таких признаков, как размер и разгон почерка.

Изменение частных признаков является также одним из способов искажения почерка. Изменяются, как правило, наиболее «броские» признаки с точки зрения пишущего, то есть признаки, которые им осознаются. Изменению подвергаются: прямолинейная, дуговая и овальная формы движения в буквах «в», «г», «е», «ж», «и», «м», «л», «п», «р», «т», «у», «ф», «щ», «ы» изменяются на извилистую; в буквах «т», «п», «р», имеющих дуговую форму движений, появляется двойная угловатость; в буквах «ж», «к», «л», «н», «р», «х» появляются дополнительные петлевые движения (так называемая неоднократность петлевых движений); простое строение букв заменяется усложненным; слитный вид соединения движений заменяется интервальным; протяженность движений по вертикали увеличивается.[99]

Изменяя те или иные частные признаки почерка, пишущий не знает механизма их образования и поэтому сохраняет целый комплекс признаков, присущих его обычному почерку. В силу этого эксперту надо помнить, что в пределах одной рукописи одни и те же признаки в одних и тех же буквах будут встречаться в измененном и неизмененном вариантах.

Степень изменения признаков почерка, как общих, так и частных, зависит от объема рукописи: чем короче текст, тем легче пишущему выдержать изменение тех или иных признаков на протяжении всего текста и, наоборот, чем больше объем рукописей, тем труднее выдержать выбранный способ изменения. В большом тексте эксперт обязательно обнаружит наряду с измененными признаками и признаки неизмененные, то есть признаки, присущие обычному его почерку.

Признаки пространственной ориентации движений (размещение текста и его фрагментов в пределах листа бумаги, размер и конфигурация полей и другое) сохраняют устойчивость. Это объясняется тем, что они остаются за пределами внимания пишущего. Исследование рукописей, выполненных путем скорописной маскировки, в основном проводится по той же схеме, что и обычное почерковедческое исследование. Однако здесь есть и свои особенности.

При исследовании рукописей, выполненных умышленно измененным почерком, эксперт, прежде всего, устанавливает факт изменения почерка пишущим, то есть изучает рукопись на необычность условий выполнения. Предварительно этот вопрос эксперт решает уже при осмотре документа и в начале детального исследования (на этапе раздельного исследования). Необходимо обратить внимание на общие признаки почерка, особенно на темп выполнения и координацию движений, выявление и изучение отдельных частей рукописи, выполненных автоматизированными движениями. При этом фрагменты, исполненные автоматизированными движениями, должны в рукописи повторяться. Только в этом случае эксперт сможет сделать правильный вывод относительно действительной степени выработанности и вообще о почерке пишущего.

Неустойчивость общих признаков почерка еще не является основанием для вывода об умышленном изменении почерка пишущим, так как подобные отклонения этих признаков могут возникнуть под действием таких естественных факторов, как состояние опьянения, письмо в движущемся транспорте, необычность пишущего прибора и тому подобное. Окончательно сделать вывод об умышленном изменении почерка эксперт может только в процессе сравнительного исследования спорной рукописи с образцами почерка лица, подозреваемого в ее исполнении.

Исследуя признаки почерка, эксперт в целях установления факта умышленного изменения почерка составляет подробные таблицы-разработки признаков почерка, изучает эти признаки, выявляет идентификационные признаки (изменившиеся и неизменившиеся). Предпочтение отдается частным признакам почерка.[100]

Изучение образцов почерка предполагаемого исполнителя следует начинать со свободных образцов, так как они дают возможность эксперту установить (или исключить) факт умышленного изменения почерка. Эксперту нужно иметь большое количество таких образцов, они должны быть разнообразны по своему содержанию и выполнены в разное время, что необходимо для установления разных вариантов почерка. Следует располагать также экспериментальными образцами почерка предполагаемого исполнителя рукописи, которые должны представлять собой рукописные тексты, по возможности аналогичного содержания исследуемому. Отбор этих образцов следует производить в соответствии с предполагаемым видом искажения почерка. Далее эксперт переходит к сравнительному исследованию.

На стадии сравнительного исследования эксперт должен выявить все, без исключения, совпадающие и различающиеся признаки, независимо от их значимости, но с учетом дифференциации по принципу возможной зависимости их от намеренного изменения почерка.

Исходя из того, что в исследуемой рукописи имеются две группы признаков (изменившиеся и неизменившиеся), сравнение начинается с фрагментов рукописи, выполненных автоматизированными движениями, в которых есть признаки обычного почерка (неизмененные). В первую очередь сравнению подлежат устойчиво повторяющиеся признаки, а затем все остальные.

Так, установив совпадающие признаки, эксперт определяет, какие они: полные или неполные (частичные). Полное или так называемое «чистое» совпадение — это совпадение во всех деталях сравниваемых букв, и оно является наиболее существенным. Неполное или частичное — совпадение в отдельных элементах сравниваемых букв. Этот признак необходимо показать и в различиях, а само совпадение отмечается экспертом не как «чистое», а как возможно зависящее от фактора изменения. Совпадения таких признаков, которые редко встречаются в образцах почерка предполагаемого исполнителя (забытые варианты, которые пишущий употреблял ранее), эксперт также должен учитывать. Для рукописей, исполненных измененным почерком, характерна большая вариационность признаков. Основным критерием отнесения тех или иных вариантов признаков в буквах к числу неизмененных является их устойчивость, которая и определяет идентификационную значимость признаков. Идентификационная же значимость выявляемых совпадающих (различающихся) признаков определяется в совокупности со всеми признаками почерка.

Такая последовательность дает возможность эксперту правильно оценить установленные совпадающие (различающиеся) признаки и окончательно решить вопрос о факте изменения почерка и исполнителе рукописи.

Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту — один из распространенных способов умышленного изменения почерка. Под печатным шрифтом в данном случае понимается шрифт, произвольно выбранный исполнителем, который по конфигурации приближается к шрифтам, используемым в печатном деле. Подобное письмо связано с намеренным изменением общего строения букв со скорописного на печатное. Подражание буквам печатного шрифта, как правило, носит произвольный характер. Формирование так называемого «печатного» почерка происходит на базе ранее выработанного скорописного почерка. При этом, чем выше уровень овладения техникой письма скорописью, тем легче происходит формирование печатного почерка.[101]

Другим фактором, влияющим на формирование печатного почерка, является способ подражания — непосредственно по образцам стандартных шрифтов или по памяти — зрительному восприятию. В текстах, выполненных по образцам стандартных шрифтов, содержится мало идентификационных признаков почерка пишущего, а в рукописях, выполненных по памяти, появляется много особенностей, позволяющих идентифицировать исполнителя исследуемого текста.

Кроме указанных выше причин на формирование печатного почерка влияют степень тренировки и специальное обучение, то есть степень заученности: чем больше у пишущего тренировка в письме буквами печатной формы, тем устойчивее признаки почерка и наоборот. В результате тренировки у исполнителя вырабатывается новый, автоматизированный письменно-двигательный навык. При отсутствии тренировки, соответствующего навыка печатного письма рукопись только частично будет выполнена буквами печатной формы, в основном же здесь преобладают скорописные варианты букв. Следовательно, объем признаков скорописи при письме буквами печатной формы больше в том случае, если пишущий не имеет устойчивого автоматизированного письменно-двигательного навыка. И наоборот, чем больше у пишущего тренировка, степень заученности в письме буквами печатной формы, тем больше в тексте будет букв печатной формы, то есть у пишущего образуется совершенно новая устойчивая система движений, новый вариант почерка.[102]

Исследование текстов, выполненных печатным почерком, вызывает значительные трудности и ограничивает возможность установления их исполнителя. Трудности исследования таких текстов обусловлены самим строением букв. Элементы печатных букв и сами буквы выполняются в своем большинстве прямолинейными движениями, в медленном темпе, несвязными, отрывистыми движениями. Все это позволяет пишущему контролировать свои движения, что в свою очередь приводит к тому, что в рукописях, выполненных буквами печатной формы, содержится меньше идентификационных признаков письма, чем в текстах, выполненных скорописью. А это усложняет идентификацию исполнителя рукописи. Таким образом, лицо, переходящее на письмо печатным шрифтом, изменяет зрительно-двигательный образ письма.

При исследовании текстов, выполненных с подражанием печатному шрифту, исходя из особенностей формирования печатного почерка, эксперт встречается, как правило, с двумя группами признаков почерка. Первую группу составляют признаки, характеризующие особенности букв печатной формы, сознательно внесенные пишущим; вторую — признаки обычного скорописного почерка, сохранение которых обусловлено, прежде всего, динамическим стереотипом, а также темпом исполнения рукописи. Ускорение темпа письма приводит к значительному уменьшению зрительного контроля и, следовательно, к увеличению автоматизации движений. Эти признаки можно наблюдать как в письменных знаках, так и их элементах.[103]

При выполнении текста буквами печатного шрифта действует сознательный, зрительный контроль за движениями, не допускающий проявления элементов скорописи. Однако, если рукопись велика по объему, то сознательный контроль за движениями ослабевает, особенно в конце текста. Это происходит как в результате ускорения темпа, так и в результате утомления пишущего, снижения контроля за точностью выполнения букв печатной формы. Пишущий возвращается к привычным движениям, то есть к скорописи: от прямолинейных движений возвращается к криволинейным (дуговым, округлым и так далее), элементы букв и соединения букв между собой выполняются связными движениями. Таким образом, если в рукописи, выполненной печатными буквами, проявляются обе группы признаков, эксперт, как правило, может выявить устойчивость признаков почерка, а следовательно, решить вопрос об ее исполнителе. Особое внимание при этом эксперт должен обратить на признаки скорописи.

В случае выполнения текста каким-либо специальным шрифтом (библиотечный, архитектурный, стандартный и другие) с соблюдением требований стандарта лицами, владеющими письменно-двигательным навыком письма специальными шрифтами, идентификация исполнителя не исключается, а лишь затрудняется. В этом случае к признакам идентификационного значения будут относиться те, которые обусловлены отклонением от норм стандартного шрифта.

Выработанность почерка в тексте, выполненном печатным почерком, определяется так же, как в скорописном почерке, через ее показатели: координацию движений и темп письма. Претерпевают изменения такие общие признаки почерка, как строение, что обусловлено самим строением букв; размер букв увеличивается, разгон изменяется пропорционально размеру в основном за счет утраты соединительных элементов, связность также изменяется, так как буквы выполняются раздельными движениями, без соединительных элементов.

Частные признаки печатного почерка терминологически совпадают с частными признаками скорописного почерка. Наиболее существенными признаками для рукописей, выполненных печатным почерком, являются такие частные признаки, как направление и последовательность движений, количество и размещение движений, а также форма и протяженность движений при выполнении букв и их элементов. Такой признак, как сложность движений (строение букв) в рукописях, выполненных буквами печатной формы, несколько утрачивает свою идентификационную значимость, поскольку большинство лип, прибегая к такому виду письма, используют буквы различной конфигурации, что вызывает большое количество вариантов одноименных букв. Упрощения конструкции букв вследствие утраты элементов букв или их частей при письме буквами печатной формы либо совсем не наблюдаются, либо ведут к появлению скорописных вариантов.[104]

При исследовании рукописей, выполненных печатным шрифтом, отсутствует такой этап исследования, как решение вопроса о наличии или отсутствии в рукописи признаков необычного выполнения. Объясняется это тем, что изменение строения букв со скорописного на печатное уже само указывает на изменение почерка. Другим обстоятельством, определяющим особенности методики исследования таких текстов, является наличие двух групп признаков.

Эксперт в процессе раздельного исследования должен установить признаки печатного и скорописного почерков, как в исследуемом тексте, так и в образцах почерка предполагаемого исполнителя. На этом этапе эксперт составляет полную алфавитную разработку сравниваемых объектов с обязательной отметкой частоты встречаемости признаков. При этом зафиксированная экспертом неустойчивость признаков почерка свидетельствует, как правило, об отсутствии у пишущего навыка писать буквами печатного шрифта.[105]

Изучение документов, поступивших на исследование, целесообразно начинать с исследуемой рукописи в целях получения полного представления о почерке лица, исполнившего ее. Особенностью процесса сравнительного исследования является проведение его в два этапа: эксперт должен сопоставить выявленные признаки скорописи со скорописными образцами почерка, а признаки печатного шрифта, соответственно, с образцами почерка, исполненными печатными буквами.

Затем эксперт выделяет комплекс признаков, характерных для почерка писавшего. Результаты сравнения для печатных и скорописных букв в заключении даются отдельно, то есть указывается, какая конкретно, скорописная или печатная, буква описывается по тому или иному признаку.

При исследовании текстов, выполненных печатным почерком, эксперт для решения вопроса об исполнителе должен располагать достаточным количеством сравнительного материала соответствующего качества. Свободные и экспериментальные образцы почерка предполагаемого исполнителя представляются как в скорописном, так и в печатном вариантах. При этом эксперту необходимо выяснить у лица, вынесшего постановление о назначении экспертизы, является ли письмо печатными буквами привычным для пишущего, владеет ли предполагаемый исполнитель текста еще шрифтами и какими именно.

Образцы почерка проверяемого лица должны быть представлены эксперту выполненными как в быстром, так и в медленном темпе с разрывом во времени (1 - 3 дня) в связи с тем, что темп письма влияет на изменение почерка и на пределы проявления скорописи. Желательно представить образцы по содержанию аналогичные тексту исследуемого документа.[106]

Оценку выявленных признаков почерка эксперт проводит в соответствии с общими правилами оценки совпадающих и различающихся признаков почерка. При этом эксперту следует использовать таблицы частоты встречаемости проявлений признаков применительно к печатному почерку. Они дают экспертам возможность объективно оценить идентификационную значимость признаков почерка, оценить достаточность их для идентификации. Это обстоятельство эксперту нужно учитывать, так как чем реже встречается данный признак в рукописях разных лиц, тем более ценным он является.

 

3.2 Исследование рукописных текстов, исполненных левой рукой

 

В целях маскировки своего почерка преступник нередко прибегает к так называемому леворучному письму. Письмо левой рукой, как правило, является непривычным для пишущего и, следовательно, связано со значительным изменением механизма письма, с его перестройкой. Таким образом, развитие навыка письма левой рукой связано с выработкой нового варианта почерка. Формирование письма левой рукой не происходит изолированно от уже имеющегося навыка писать правой рукой. Умение писать правой рукой, мысленные образы букв облегчают овладение письмом левой рукой. При письме левой рукой пишущий стремится воспроизвести особенности движения правой руки. Затруднительным моментом в этом случае является то, что лица, пишущие правой рукой, выполняют движения в строго определенном направлении, следовательно, и левую руку надо натренировать в выполнении движений в нужном направлении.[107]

Руки человека одинаковы по строению и находятся в функциональной зависимости от различных полушарий головного мозга. Между отделами обоих полушарий имеется постоянная связь. Физиологи и психологи отмечают, что выработка навыка для одной стороны тела осуществляется при взаимодействии с другой: нервные центры, которые обеспечивают координацию движений правой руки, связаны с центрами координации движений левой руки. В силу этого и происходит так называемый «перенос» тренировочного эффекта с правой тренируемой стороны на нетренируемую. Динамический стереотип приспосабливается к имеющимся навыкам и использует их. Чем больше будет «перенос» признаков обычного почерка, тем легче эксперту установить исполнителя текста.

Специфическими признаками леворучного письма являются: некоординированность движений, особенно проявляющаяся в овальных и соединительных элементах букв; медленный темп письма; «зеркальность» движений (движение, обратное заданному), выражающаяся как в букве, элементе, так и в части элемента буквы; увеличение протяженности движений по горизонтали при выполнении заключительных частей элементов букв, строение букв (как правило, простое, а иногда в виде печатных букв); извилистая форма строки и другое.

В зависимости от степени развития письменно-двигательного навыка письма левой рукой и объема рукописи, указанные признаки будут проявляться по-разному, а при большой практике могут полностью исчезнуть.

Криминалистическое исследование рукописи, исполненной левой рукой, осуществляется в два этапа:

1) установление самого факта выполнения текста левой рукой;

2) установление исполнителя рукописи.

Установление факта выполнения текста левой рукой зависит от степени овладения пишущим письменно-двигательным навыком письма левой рукой.

При отсутствии у пишущего такого навыка эксперт может без труда решить вопрос о факте выполнения рукописи левой рукой. На это указывают резко выраженные деформированность букв, удлинения заключительных элементов букв, различная зеркальность» (полная или частичная) и другие признаки, характерные для леворучного письма. Наиболее существенным признаком для эксперта при установлении факта выполнения рукописи левой рукой является «зеркальность». Этот признак будет наблюдаться во всем тексте.[108]

Решение вопроса об исполнителе при отсутствии у пишущего навыка письма левой рукой является для эксперта сложной задачей. Это обстоятельство объясняется общей неустойчивостью признаков почерка, что в свою очередь ограничивает объем идентификационных признаков.

При средней степени владения письменно-двигательными навыками письма левой рукой в рукописи, наряду с общей некоординированностью, наблюдаются элементы автоматизированности движений. Такой признак, как «зеркальность», встречается очень редко. Вопрос об исполнении текста левой рукой может и не быть решен на стадии раздельного исследования. Для этого надо провести сравнительное исследование. Вопрос же об исполнителе экспертом может быть решен: в рукописи эксперт устанавливает признаки обычного почерка, а также их устойчивость, то есть в рукописи наблюдается большое количество неизмененных признаков почерка, возврат к общим и частным признакам обычного почерка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: