Изучение нового материала. Анализ предложения.




Тема урока: «Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях»

Ход урока:

Повторение (ответить письменно на эти вопросы):

-Дайте определение сложному предложению.

-На какие две большие группы делятся сложные предложения?

- С помощью чего соединяются и разделяются части сложного предложения? - Чем сложносочиненное предложение отличается от сложноподчиненного?

-Что такое бессоюзное сложное предложение?

- Укажите знаки препинания, которые используются в сложном бессоюзном предложении.

НОВАЯ ТЕМА

Предложения с различными видами связи еще называют многочленными сложными предложениями

ВЫПИСАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!

Многочленные сложные предложения – сложные предложения, в которых простые предложения могут быть соединены между собой различными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной), бессоюзной.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [ Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

Возможные комбинации видов синтаксической связи в многочленных сложных предложениях:

А) сочинительная и подчинительная

Б) сочинительная и бессоюзная

В) подчинительная и бессоюзная

Г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Изучение нового материала. Анализ предложения.

ВЫПИСАТЬ: Алгоритм анализа многочленного предложения:

1. Определите границы частей простых предложений в составе сложного.

2. Определите вид связи, союзная или бессоюзная.

3. Вид союзной связи: сочинительная и подчинительная.

4. В бессоюзном сложном предложении – смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания.

5. Начертите схему.

6. Охарактеризуйте вид связи.

ВЫПИСАТЬ: Пример разбора многочленного предложения

1. Сила памятивлечёт птиц из дальних краёв к месту, где ониродились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.

[ ], (где), [ ]. Сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

Закрепление изученного материала.

Работа с текстом (ТЕКСТ ПЕРЕПИСЫВАТЬ НЕ НУЖНО)

(1)Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. (2)В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны. (3) В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановскую. (4) Мы с товарищем выехали до восхода солнца.(5) Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался ледок, и там пробираться было еще труднее. (6) Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку. (7) Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны.(8) На прибрежном песке лежал поваленный плетень. (9) Я присел на него, хотел закурить, но сунув руку в правый карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка «Беломора» совершенно размокла. (10) Во время переправы волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой. (11) Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько досадуя на свою оплошность, я бережно извлек из кармана раскисшую пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне влажные папиросы. М. А. Шолохов «Судьба человека» Задания к тексту 1. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью между частями. Укажите номер этого предложения.2. Среди предложений 8-11 найдите сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью между частями. Укажите номер этого предложения.3. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: