Аннотация на хоровое произведение М. П. Речкунова




“Осень” на стихи А.A. Фета.

 

Жанровая характеристика хора ‘’Осень’’ (год создания неизвестен) – хоровая миниатюра, предназначенная для исполнения четырехголосным смешанным хором a cappella.

Автор произведения – Михаил Петрович Речкунов (1870-1921? гг.) – русский хоровой дирижер, педагог и композитор. В 1889 г. им был организован смешанный хор в составе сорока человек, который в 1906 г. выступил в Петербурге с циклом из пяти концертов, посвященных истории русской хоровой музыки. Исполнялись произведения отечественных композиторов за прошедшие 150 лет, обработки русских народных песен; стоит отметить также исполнение хором до-минорного Реквиема Л. Керубини и сочинений самого Речкунова.

Характерно, что в композиторской работе Речкунов не обращался к инструментальным жанрам, предпочитая им вокальные и в первую очередь хоровые. Среди сочинений – опера ‘’Ермак’’ (самый известный номер – ‘’Прощание Ермака с Волгой’’); романсы (‘’Серенада’’, ’’Варяг’’, баллада ’’Беглый’’, ‘’Море’’, ‘’Сомнение’’), где особо стоит выделить романс ‘’Не говорите мне – «Он умер»’’, посвященный памяти Бетховена; большое количество произведений для хора. Среди последних - хоровые миниатюры (‘’Острою секирой’’, ’’Сосны молчаливые’’, ’’Весна’’, ’’Грусть’’, ‘’Парус’’); более монументальный хор ‘’Лес’’ на сл. А. Кольцова (1916 г.); кантата памяти святейшего патриарха Гермогена на слова Е. Федотовой для баритона соло и четырехголосного хора; а также духовные сочинения – песнопения из Литургии и Всенощной, стихиры, многолетие (всего около 30).

Как характерную черту стиля стоит выделить стремление Речкунова к миниатюрной форме, в которую композитор хочет вложить огромный диапазон чувств и мыслей. Яркость миниатюр Речкунова обусловлена яркой контрастностью материала, достигаемой частыми агогическими изменениями, использованием характерных штрихов и акцентов, выразительной динамикой, остановками на паузах, ферматами. В качестве доказательного примера приводятся фрагменты хоров ‘’Осень’’ и ‘’Острою секирой’’.


 

 

 

Говоря о других индивидуальных чертах, стоит отметить преобладание аккордового склада письма, декламационность изложения, частые соло в партии и частые переклички между мужскими и женскими голосами. В миниатюре ‘’Осень’’ такая перекличка подготавливает кульминацию всего произведения.

 

Очень характерно для Речкунова использование выразительности септаккордов. Гармоническими красками композитор обращается поистине свободно - так, в хоре ‘’Осень’’ Речкунов после вводного септаккорда (на словах ‘’Валится, ночью ветер злится…’’) вводит новый вводный септаккорд путем движения всех голосов на малую секунду вверх - подготавливая модуляцию. Создается ощущение неустойчивости, напряженности гармонии. В миниатюре ‘’Острою секирой’’ на словах ‘’Не плачь’’, на тонком нюансе pp после тонического секстаккорда g-moll вводится редко употребимый тонический секундаккорд – причем септима возникает благодаря движению баса вниз. Такой гармонической краской достигается эмоциональность сказанных слов, подчеркивается их значение.

К жанру духовной музыки композитор подходит более строго, реже используя контрасты и выразительные средства, всецело подчиняя музыку образу произведения. Для его духовных сочинений характерно использование divisi (стихира ‘’Вся тварь изменяшеся страхом’’, заупойная ектения a-moll, антифон ‘’Благослови душе моя Господа’’). Хоровые миниатюры Речкунова, напротив, очень драматичны; важно, что в своих произведениях композитор часто отождествляет образы и картины природы с переживаниями человеческой души (хоры “Осень”, ‘’Весна’’, ‘’Лес’’, ‘’Острою секирой’’). Достижению выразительности миниатюры способствует обращение композитора к стихотворениям поэтов-лириков и реалистов – в первую очередь это А. Толстой, В. Мазуркевич и А. Фет, на стихи которого и написан анализируемый хор.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.) – великий русский поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской АН. Представитель так называемой ‘’чистой поэзии’’; в своем творчестве Фет стремился уйти от повседневной действительности. Основные темы в сочинениях – любовь и природа. Стихотворениями Фета восхищался П.И. Чайковский, в одном из писем назвав его ‘’поэтом-музыкантом, как бы избегающим даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом’’. К поэзии Фета в своем творчестве обращались, помимо Чайковского С. Танеев, А. Варламов, А. Аренский, С. Слонимский и др. композиторы. Среди известнейших стихотворений поэта можно назвать ‘’Шепот, робкое дыханье’’, ’’Я пришел к тебе с приветом’’, ’’На заре ты ее не буди’’, ’’Я тебе ничего не скажу’’. В 1854 г. Фетом было написано стихотворение ‘’Ласточки пропали’’, к которому впоследствии и обратился М. Речкунов.

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится И стучит в окно.  
Из 4 строф оригинала Речкунов в своей миниатюре использует только первые две. Интересна форма стихотворения – она напоминает так называемый лимерик, имеющий форму пятистишия, построенного по схеме AABBA. Приводится текст анализируемого хора.

 

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

 

Тема текста – передача состояния природы, ее изменений, которые у Речкунова в произведении даже более чем у Фета приравниваются к изменению состояния человеческой души. Предстают образы воспоминаний о прошедших днях; опустошенности, обреченности и в кульминации даже секундного отчаяния – на словах “Лист сухой валится, ночью ветер злится и стучит в окно”.

Если стихотворение Фета носит скорее элегический характер, то миниатюра Речкунова драматична – здесь стоит отметить мастерство композитора, который обогащает стихи Фета своей музыкой, ее внутренней силой, энергией. Как в тексте произведения можно выделить две части – две строфы, так и в миниатюре по тому же принципу можно выделить две части, которые разделяются ферматой на паузе (после слов ‘’Вон над той горой’’). Чутко Речкунов отзывается на изменения текста – первая часть, в которой после ярких, драматичных слов ‘’Ласточки пропали’’ следуют воспоминания о прошедшем лете, отражается в музыке постепенным замедлением и уменьшением динамического нюанса. Так и во второй части, начиная со слов ‘’Лист сухой валится’’ музыкальными средствами композитор достигает эффекта бушующего ветра, стучащего в окно.

 

 

Тональность произведения – f-moll. Во второй части происходит модуляция в тональность натуральной субдоминанты (b-moll) и автентическая каденция в ней. Этой модуляции предшествует DD вводный септаккорд, который путем эллипсиса попадает в квинтсекстаккорд вводного VII ст. уже в новой тональности. Приводится гармонический анализ модуляции и последующей каденции.

Преобладающий склад письма - акккордовый, который, однако, иногда сменяется одноголосным изложением мелодии; сама аккордовая фактура насыщена подголосками. Смена фактуры обусловлена тем воздействием, которое хотел на слушателя оказать композитор – одноголосные проведения идут на тонких нюансах pp и ppp – на словах ‘’Все грачи летали’’ и ‘’С вечера все спится, на дворе темно’’. Фразы звучат легко, возвышенно, элегично. В кульминационном эпизоде – строгая аккордовая фактура, заключающая в себе потенциальную энергию. Подголосочность, которая наиболее ярко проявляется в первой части и в каденции привносит изысканность, лиричность этой хоровой миниатюре.

В подголосочности проявляется главная особенность мелодизма - из голоса в голос будто ’’переливается’’ изложение мысли композитора (это как раз то, что не должно остаться вне внимания дирижера). В примере выделены голоса, которым поручается изложение основной мелодической мысли.

 

В мелодии отсутствуют широкие скачки, мелодии плавны и очень напевны в одноголосных проведениях.

 

Темп произведения – Andante; в кульминации – piu animato (Более живо), впоследствии дополняется ремаркой stringendo (напористее, ускоряя). После ферматы на паузе темповое обозначение ‘’Tempo I’’ (возвращение к первоначальному темпу), и ritenuto в двух последних тактах. Ремарка ritenuto присутствует также и в первой части - на словах ‘’да как сеть мелькали вон над той горой.’’.

Насколько контрастны темпы в ‘’Осени’’, настолько контрастна и динамика – очень широкий динамический диапазон (от ppp до FF), обилие crescendo и diminuendo (в том числе и на одной ноте); контрастные эпизоды, когда F моментально сменяется p (первые четыре такта произведения), и ppp - F (‘’На дворе темно. Лист сухой валится…’’). Внутри небольшой миниатюры Речкунов пользуется целым комплексом средств выразительности, позволяющим донести до слушателя содержание произведения, оттенки человеческих переживаний.

Традиционен тип и вид хора, для которого написано произведение – смешанный четырехголосный (сопрано, альты, тенора и басы). Divisi – в предпоследнем и последнем такте у альтов и басов – причем у басов это октавная дублировка вниз, исполняемая басами-октавистами. Нередки унисоны между женскими партиями, реже они у мужчин.

Диапазон всего хора – от C большой октавы до Ges второй октавы. Диапазон S – от C 1 октавы до Ges второй октавы; A – от As малой октавы до C второй; T – от C малой октавы до Ges малой октавы; B – от C большой октавы до Es первой. Тесситурно партии достаточно удобны – наименее удобной здесь следует считать партию теноров, так как у них преобладает пение в высокой тесситуре, зачастую это переходные регистровые ноты (F первой октавы). У басов октавная дублировка может быть не исполнена в связи с отсутствием исполнителей, в диапазоне которых есть нота C большой октавы.

Выше говорилось о подголосочности – при работе динамически надо выстроить партии таким образом, чтобы исполнители эти подголоски слышали. В унисонном проведении (‘’Все грачи летали’’) от хора, помимо точности интонирования, необходимо добиваться монолитности звучания, чтобы какая-либо партия не выходила на первый план. Композитор обогащает миниатюру тембровыми красками – звонкое, теплое звучание чистого тембра S на ppp с выразительным ходом на тритон вниз на слова ‘’С вечера все спится’’ и ответная реплика у T ‘’На дворе темно’’ чуть более насыщенного тембра, в которую потом добавляется краска альтового, ‘’густого’’ звука подготавливают кульминацию. Перекличка голосов сменяется хоровым tutti.

 

Как раз в чередовании унисонов, одноголосных проведений с аккордовым изложением состоит интонационная трудность. От исполнителей необходимо добиваться предслышания будущего унисона или аккорда, тогда проблем с интонацией возникнуть не должно. Полезной окажется работа по выстраиванию вертикали отдельных аккордов, представляющих наибольшую сложность. для вступления или интонирования. Трудным может оказаться вступление на сам первый аккорд, где сопрано вступает сразу на высокую тесситуру, и сам аккорд – в широком расположении. Здесь уже необходимо подключать работу дыхания, с помощью которого можно будет добиться не только интонирования, но и наполненности звука.

Большее число трудностей находится в интонировании отдельных партий. Сразу необходимо добиться верного интонирования подголосков, потому что они как раз определяют функцию аккорда и гармонический строй – ниже приведен подголосок у альтов, который исполнители могут ‘’занижать’’, и который очень важно выверить, и у теноров, где чередование бекара и бемоля должно быть хорошо осознано.

Певческое дыхание – цепное. Даже в тех местах, где фразы разделены паузами, нужно чтобы вдох хора не разрывал единую мысль – он должен быть коротким и легким. Помимо дыхания, один из важнейших факторов в достижении художественной цели произведения – дикция. От исполнителей надо просить понимания каждого слова не только в артикуляции, но и эмоционально. Хорошее слово здесь намного облегчит работу коллективу в передаче образа. Характер звука будет сообразно меняться от слова – свободный, слегка матовый в первой части, легкий, естественный в перекличке голосов и плотный, насыщенный в кульминации. Звуковедение – legato, которое в кульминации приобретает характер marcato.

Перед дирижером, который хочет взять ‘’Осень’’ для работы с хором главной задачей должна стать передача содержания стихотворения и музыки, раскрытие образа, который создавал музыкальными средствами композитор в миниатюре. А значит, нужно темпово, динамически, агогически выверит это произведение в воображении, учесть ремарки композитора, выверить жест и его характер, наполнив небольшое хоровое произведение чувством. В этой работе и состоит главная дирижерская трудность. Необходимо добиться цельности звучания миниатюры и непрерывности развития музыкальной и литературной мысли.

Дирижерская схема – 4/4. От характера нужного звучания и зависит жест – упругий, насыщенный жест в кульминации и первых четырех тактах произведения, мягкий, с плавной работой кисти в одноголосном проведении, подголосках и перекличках; весомый, глубокий в каденции. Подготавливает жест показ дыхания, который происходит уже в характере – в характере необходимо показывать и снятия. Три ферматы в миниатюре, две из которых на паузе - выдерживаются сообразно чувству дирижера.

Главным в работе над произведением мне представляется создание монолитного звучания миниатюры, единству мысли в ней. Необходимо чтобы едино здесь думал весь хоровой коллектив. В процессе работы над текстом и его тонкостями понимание содержания будет углубляться – и это поспособствует яркости в исполнении миниатюры, тому, что она дойдет до внимания слушателя.

Это произведение рекомендуется к исполнению в смешанных хорах учебных заведений, профессиональными и опытными самодеятельными хорами как образец яркой русской хоровой миниатюры a cappella.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: