Департамент образования города Москвы
Принята на Педагогическом совете ГБОУ Школа № 185 «___»_____________2018 г. | Утверждена приказом директора ГБОУ Школа № 185 от «___»_________2018 г. №_____ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 185 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В.С. Гризодубовой»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Развитие связной речи
"Путешествие в речь"
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год.
Количество часов в год: 36 ч.
Педагог, реализующий программу: Пустовойт Евгения Ивановна, учитель-логопед
Москва, 2018 г.
Пояснительная записка
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию детей.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память ребенка каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – развитие гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
Связная речь имеет огромное значение для дальнейшего общения с окружающими людьми, формирования личностных качеств, социализации.
Большое значение для развития связной речи имеет мотивация, желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при наличии у ребенка достаточного активного словаря, внутреннего плана высказывания, желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве
Связная речь - не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта.
Основные характеристики связного развернутого высказывания:
— тематическое и структурное единство;
— адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
— произвольность, плановость и конспективность изложения;
— логическая завершенность;
— грамматическая связность.
Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.
Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного её восприятия, что возможно при достаточно высоком умственном и речевом развитии.
Связная речь является фундаментом для полноценного формирования письменной речи, а если письменная речь строится на дефектном фундаменте устной речи, то это служит препятствием в освоении школьной программы.
Согласно требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров литературы.
Актуальностью программы является то, что связная речь необходима для подготовки дошкольников к дальнейшему обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.
Педагогическая целесообразность позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Цель программы: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи:
- формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;
- формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;
- развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;
- формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развитие воображения и творческих способностей.
- адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря.
- развитие диалогической и монологической речи;
- научить грамотному построению предложений;
- стимулирование активности речи;
- научить пересказывать близко к тексту с опорой на картинку или серию сюжетных картинок.
Общеразвивающая программа по развитию связной речи «Путешествие в речь» ориентирована на детей от 6 до 7 лет. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю (рассчитана на 36 тем). Продолжительность одного занятия 30 минут. С целью предупреждения утомляемости и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей на занятиях проводятся физкультурные минутки.
Ожидаемые результаты к концу года.
Дети овладевают умением:
1) Слушать, запоминать и пересказывать близко к тексту услышанное.
2) В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова.
3) Говорить простыми и сложными предложениями;
4) Правильно согласовывать слова в предложении;
7) Высказывать свое мнение, рассуждать, задавать вопросы, делать выводы.
8) Использовать правильные варианты словообразования;
9) Сочинять небольшие сюжетные рассказы по картинке, серии сюжетных картинок, из опыта; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме;
10) Внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения, уметь придумать продолжение к рассказу.
Попутно у детей развивается общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.
Методы занятия.
1. Словесные методы обучения беседа).
2. Наглядные методы обучения (показ иллюстраций; показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу).
3. Практические методы обучения (тренировочные упражнения).
Структура занятия:
1. Организационный момент:
- артикуляционная гимнастика / дыхательные упражнения;
- лексические игры и задания
2. Основная часть:
- Чтение произведения;
- физкультминутка;
- обобщающая беседа по прочитанному;
- рассказ ребенка;
3. Итог занятия