Теоретическое обоснование опыта Галилея.




Задачи урока.

Образовательные:

  • повторение темы “Гравитационные явления”
  • изучение, систематизация знаний, полученных при изучении темы “Свободное падение”;
  • повторение тем “Структура программы на языке Паскаль. Описание констант и переменных”.

Воспитательные

  • формирование системы взглядов на мир;
  • формирование чувства товарищества, умения работать в команде.

Развивающие:

  • развитие речи, мышления;
  • совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация полученных знаний, способность наблюдать, делать выводы, выдвигать гипотезы, проверять результаты;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, используя информационные технологии.

Оборудование:

  • компьютерный класс:
  • мультимедийный проектор, экран;

Ход урока:

I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.

II. Повторение пройденного материала.

Выполнение тестовой работы на компьютере, выставление оценок, обсуждение характера ошибок.

Самостоятельная работа по теме: "Закон всемирного тяготения".

Вариант- 1

1. Тело массой 3 кг имеет гравитационный заряд:

а) 2 кг б) 3 кг в) 6 кг

2. Гелиоцентрическую систему мира открыл

а) Коперник б) Птолемей в) Аристотель

3. Три тела 1,2 и 3 с массами 1т, 2 т и 3 т соответственно расположены вдоль одной прямой на расстояниях, указанных на рисунке. Между какой парой тел гравитационная сила максимальна?

а) 1 и 2 б) 1 и 3 в) 2 и 3

4. С какой силой притягиваются 2 тела массой по 500 г каждое, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга?

а) 1,7E-13 Н б) 1,7E-11 Н в) 1,7 Н

5. Что следует понимать под r в формуле закона всемирного тяготения?

а) Радиусы взаимодействующих тел

б) Расстояние между взаимодействующими телами

в) Радиус Земли

(Контрольные тесты выполнены в программе Excel. Второй вариант приведен в Приложении №1)

III. Объяснение нового материала:

Развитие взглядов на природу явления свободного падения. Опыт Галилея. Сообщение ученика. Электронная презентация. (Приложение №2)

Галилей Галилео (15.2.1564-8.1.1642) – итальянский физик, механик, астроном и математик, один из основателей точного естествознания, поэт, филолог и критик.

Родился в Пизе. Отец был талантливым музыкантом. До 11 лет Галилей жил в Пизе, где учился в школе, затем семья переселилась во Флоренцию. Дальнейшее воспитание получил в монастыре Валломброза. В 17-летнем возрасте, по настоянию отца, Галилей обратился к чтению сочинений других математиков - Евклида и Архимеда. Архимед стал его учителем, определившим в значительной мере содержание и стиль его работы. В занятиях естественными науками ему помог Гвидо Убальди (1545-1607гг.), уже тогда прославившийся своим сочинением по статике простых машин. Покровительство последнего дало возможность Галилею получить в 1589г. кафедру математики в Пизе. Три года спустя он переехал в Падую, а затем в Венецию.

Галилей впервые выяснил, что тяжелые предметы падают вниз так же быстро, как и легкие. Чтобы проверить это предположение Галилео Галилей сбрасывал с Пизанской башни в один и тот же момент пушечное ядро массой 80 кг и значительно более легкую мушкетную пулю массой 200 г. Оба тела имели примерно одинаковую обтекаемую форму и достигли земли одновременно. До него господствовала точка зрения Аристотеля, который утверждал, что легкие тела падают с высоты медленнее тяжелых. “Проделав опыт, вы найдете, что больший опередит меньший на два пальца, так что когда больший упадет на Землю, то меньший будет от нее на расстоянии толщины двух пальцев. Этими двумя пальцами вы хотите закрыть девяносто девять локтей Аристотеля и, говоря о моей небольшой ошибке, умалчиваете о громадной ошибке другого…”

Нес Галилей одной рукою
Маленький шар из свинца,
А сзади ядро другое
Тащили три молодца...
Ядра, различные весом,
Сбросить решил Галилей.
Какое из них, профессор,
Может упасть скорей?
Из стихотворения "Опыт Галилея" Е. Ефимовский

 

Теоретическое обоснование опыта Галилея.

Используя компьютерную демонстрацию “Свободное падение первоначально покоящегося тела”, учитель рассказывает об опыте Галилея и вместе с учениками анализирует результаты опыта. Основываясь на полученных результатах, учитель выводит формулу обобщенного закона Галилея на доске. Адрес страницы с компьютерным опытом в Интернете: http:/www.college.ru

Практическое применения закона на примере гравиметрической разведки залежей полезных ископаемых. Учитель поясняет как с помощью обыкновенного маятника и гравитационных аномалий можно определить залежи полезных ископаемых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: