Подготовительный этап (3 часа)




Технологическая карта урока по литературному чтению (УМК РО Эльконина-Давыдова)

Класс

Учитель: Моисеева Юлия Викторовна

Раздел: «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…» (5 часов)

Тема: Урок – встреча с красноярским писателем Еленой Шумкиной (5й урок раздела)

Межпредметные связи:

- литературное чтение (чтение и анализ произведения, анализ характера и поступков героев, работа на выразительными средствами);

- русский язык (обогащение словарного запаса, моделирование устных и письменных высказываний, составление вопросов, освоение диалоговых форм);

- краеведение (знакомство с архитектурными и историческими объектами города Красноярска, памятниками, историческими личностями проживавших или посещавших город);

- изобразительное искусство (макет открытки);

- информатика (работа в программе CANVA, Microsoft Word).

Этапы изучения темы:

Подготовительный этап: 3 часа. Форма организации: внеурочная деятельность в МОАУ Лицей №11.

Основной этап: 1 час. Форма организации: урок в Детской библиотеке им.В.Ю.Драгунского.

Подготовительный этап (3 часа)

Тема: Знакомство с произведением Елены Шумкиной. (1 час из 3 часов)

Тип урока: Постановка учебной задачи

Оборудование: книга Е.Шумкиной «Сказка о городе К», проектор, компьютер.

Цель: формировать представление учащихся о современных красноярских авторахи их произведений через первичное знакомство с произведением Е.Шумкиной «Сказка о городе К».

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представление о жанровых признаках авторской сказки; в ходе коллективного обсуждения прочитанного отрывка, выделяют некоторые элементы сюжета произведения, дают первоначальную характеристику персонажей.

Личностные: интересуются литературой, историей, культурой Красноярска; понимают нравственные ценности автора, отраженные в произведении; следуют этическим нормам поведения при слушании, просмотре и обсуждении произведения.

Метапредметные: создают устные высказывания в единстве логических законов построения собственной речи; выступают с рассуждением по предложенной теме; анализируют прочитанный отрывок с точки зрения его эстетической ценности; строят модель ключевого понятия, доказывают свою точку зрения, опираясь на модель; планируют собственную деятельность.

Этап урока Виды работы, формы, методы, приёмы Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Мотивация к деятельности Фронтальная работа/ беседа - Ребята, произведения какого жанра вы любите читать больше всего? Дети называют жанры (сказки, фэнтэзи, фантастика, детективы.
2. Актуализация знаний Фронтальная работа/ беседа, моделирование с помощью «Паук-карты» - Люди всех возрастов любят сказки. А что такое сказка? По каким признакам вы отличаете сказку от других жанров? Какие бывают сказки?   А каких сказочных персонажей вы помните?   - А знаете ли вы сказки, в которых главный персонаж – дом? Дети называют признаки данного жанра и фиксируют с помощью «паук-карты».   Отмечают на модели признаки народной и авторской сказки.   Дети называют героев сказок   Дети предлагают: Теремок, Баба Яга (избушка на курьих ножках).
3. Постановка учебной задачи. Коллективная работа, фронтальная работа/дискуссия - А хотите познакомиться с ещё одним сказочным домом, который существует в реальном мире, да ещё и в нашем городе? - Сегодня я хочу представить вам произведение Елены Шумкиной, нашей красноярской писательницы которое называется «Сказка о городе К». Ну что, начнём читать.   Учитель читает начало сказки.   - Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.   - Произведение называется «Сказка о городе К». Вы согласны, что это авторская сказка? Докажите своё мнение с помощью нашей модели.   - Какие герои встретились в сказке? Какой герой вас больше заинтересовал? Почему?   - Дом Пахом действительно необычный персонаж. А хотите познакомиться с ним лично? Тогда внимание на экран.   Учитель демонстрирует презентацию с фотографией и адресом дома. Рассказывает исторические сведения о здании.   -Такова реальная история этого сказочного персонажа.     Учащиеся выражают согласие.   Учащиеся слушают.     Дети высказываются.     Дети высказывают своё мнение. Аргументируют его опираясь на модель «Паук-карта»     . Ученики отвечают, объясняют своё мнение.   Учащиеся слушают, смотрят презентацию, задают уточняющие вопросы.
4. Рефлексия Фронтальная работа Наше занятие подошло к концу. -Что для вас было новым на уроке? - О чём бы вы могли рассказать родителям дома после нашего урока? А у кого появилось желание узнать продолжение сказки?   - А дома, я предлагаю вам взять эту книгу в библиотеке, дочитать произведение и заполнить читательский дневник по сказке. Учащиеся отвечают на вопросы, записывают домашнее задание.

 

Тема: Читательская конференция по произведению Е. Шумкиной «Сказка о городе К». (2 час из 3 часов)

Тип урока: Решение частных задач

Оборудование: книги Е.Шумкиной, листы заданий для групп.

Цель: формировать умение анализировать содержание самостоятельно прочитанного произведения; формировать умение характеризовать персонажей, опираясь на их поступки и авторскую позицию.

Планируемые результаты:

Предметные: в ходе коллективного (группового) обсуждения прочитанного самостоятельно произведения, выделяют некоторые элементы сюжета, анализируют и противопоставляют характеристики персонажей; выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к ним; выборочно (в соответствие с заданием) пересказывают сюжет произведения.

Личностные: способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая своё мнение о персонаже, поступках; ощущают потребность в сопереживании художественному персонажу, автору; следуют этическим нормам поведения при слушании, просмотре и обсуждении произведения.

Метапредметные: дают развёрнутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному произведению, с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно следственныхсвязей; создают устные высказывания в единстве логических законов построения собственной речи; выступают с рассуждением по предложенной теме; выступают с сообщением перед аудиторией класса, применяя приёмы привлечения внимания слушателей во время выступления.

Этап урока Виды работы, формы, методы, приёмы Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Мотивация к деятельности   - Ребята, в течении недели вы читали произведение Елены Шумкиной «Сказка о городе К». Сегодня я предлагаю обсудить это произведение в форме «Читательской конференции». Предлагаю объединится в группы. Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек по привычной для них схеме.
2. Актуализация знаний Фронтальная работа/ беседа   - Дайте краткую характеристику этому произведению?     - Что вам особо понравилось в этом произведении? Показалось необычным?   Дети рассказывают о том, что это авторская сказка, написала которую красноярская писательница Елена Шумкина.   Отмечают, что персонажи сказки, это реальные архитектурные объекты и памятники нашего города Красноярска.   Учащиеся высказывают своё мнение, делятся впечатлениями.
3. Постановка и решение учебной задачи. Фронтальная работа, групповая работ - На прошлом занятие мы познакомились только с тремя героями: Домом Похомом, Полиной, домовым Иннокентием. А каких героев вы ещё встретили?   - Распределите в группе персонажей сказки и согласно плану представьте своего литературного героя в группе. Время работы 15 минут.     Учитель выполняет роль тьютора, Наблюдает, отвечает на вопросы и т.д.     Учащиеся называют персонажей (тополь Корней, леший Иван Иваныч и т.д., записывают их имена на доске)   Учащиеся получают индивидуальные листы с планом характеристики литературного героя и лист оценки каждого члена группы. План: 1. Описание внешности (портрет) 2. Поведение, поступки героя 3. О чём и как говорит герой. 4. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу. 5. Отношение к герою других действующих лиц. Учащиеся готовят характеристику своего персонажа по плану. Защищают свою работу в группе, аргументируя текстом из книги. Группа определяет удачное, по их мнению, представление литературного героя, согласно листу оценки, который включает Ф.И участника группы, критерии представления: полнота характеристики, соответствие плану, наличие примеров из текста. Фиксируют в оценочном листе.  
4. Представление результатов Публичное выступление/ приём «Два вопроса» -Давайте знакомые книжки откроем И снова пройдем от страницы к странице. Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, узнать, подружиться… - Итак, кто готов всему классу представить одного из главных героев произведения – Полину?   - Спасибо. Переходим к следующему герою. Таким образом учащиеся характеризуют каждого персонажа.     Группа, в которой этот персонаж был представлен лучше всего, высказывает желание. Выступающий представляет персонажа по плану. После выступления учащиеся других групп дополняют, или опровергают мнение выступающего. Каждая группа задает два вопроса выступающему.  
5. Рефлексия Фронтальная работа/ Приём «Рефлексивный экран» - Наша читательская конференция подошла к концу. Прошу вас сдать оценочные листы каждой группы. - С помощью экрана выскажите своё мнение об этом уроке.     - Ребята, спасибо за активную и интересную работу на читательской конференции. И у меня для вас приятная новость. Я рассказала в библиотеке им.В.Ю,Драгунского, о том что мы читаем книги Елены Шумкиной. Лорина Александровна, заведующая библиотеки, обещала организовать встречу с писательницей. Подумайте, что нам нужно подготовить к встрече с Еленой Шумкиной.К следующему уроку жду ваших предложений. Дети с помощью экрана формулируют своё мнение. Например: «Меня удивило, что в этой сказке нет злых героев». «Мне захотелось посетить те места, о которых говорится в сказке» «Было интересно услышать мнение одноклассников о героях сказки» «Я попробую найти все книги Елены Шумкиной и прочитать их» «Мне захотелось познакомится с этой писательницей»  

 

 

Тема: Урок – проект «Интервью с писателем» (3 час из 3 часов)

Тип урока: Решение частных задач

Оборудование: книги Е.Шумкиной, листы А3, стикеры, компьютер, проектор.

Цель: развивать общеучебные компетенции младших школьников в условиях проектной деятельности на основе литературоведческого материала.

Планируемые результаты:

Предметные: самостоятельно работают с информационными источниками, составляют вопросы, опираясь на самостоятельно прочитанное произведение и информацию из интернет-ресурсов.

Личностные: понимают нравственные ценности автора произведения, демонстрируют уважительное отношение и взаимопомощь при работе в группе, проявляют выраженный интерес к произведению и автору своего края.

Метапредметные: запрашивают у учителя необходимую дляработы справочную информацию, выступают с рассуждением по предложенной теме; подбирают иллюстративный материал в соответствии с поставленной задачей; выступают с сообщением перед аудиторией класса, применяя приёмы привлечения внимания слушателей во время выступления.

Этап урока Виды работы, формы, методы, приёмы Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Мотивация к деятельности Фронтальная работа/беседа - Ребята, ровно через неделю Детская библиотека им. В.Ю.Драгунского приглашает нас на встречу с красноярской писательницей, нашей землячкой Еленой Шумкиной. - Как вы готовитесь к встрече с гостями, значимыми для вас людьми?       Учащиеся отвечают, приводят примеры.
2. Актуализация знаний Фронтальная работа/ беседа, составление плана - А если это известный, знаменитый человек? Что можно у него узнать, о чём спросить?   Учитель на доске фиксирует ответы детей. В результате обсуждения появляется план подготовки к встрече. План: 1. Знать содержание произведений автора, его творческие проекты. 2. Знать биографические сведения об авторе. 3. Составить вопросы к автору (интервью). 4. Взять автограф автора (подготовить открытку) Дети предлагают свои варианты.
3. Постановка и решение учебной задачи. Фронтальная работа, групповая работа/ разработка и создание продукта, модель Фраера - Какие пункты нашего плана мы уже выполнили?   - Как нам подготовится по второму пункту? Ваши предложения?   - Где обычно мы получаем биографические сведения о знаменитых людях? - Почему нет сведений о Елене Шумкиной?     - Тогда предлагаю посмотреть соцсети Вконтакте и Instagram. - Итак, с помощью соцсетей мы вычислили возраст Елены Шумкиной, школу, образование, и можем предположить, что у неё есть семья и ребёнок.   Учитель выносит сведения на доску.   - Достаточно ли мы узнали о писателе? Какие ещё сведения вам были бы интересны?   - На какие группы можно поделить все вопросы к писателю?   - Итак, мы получили краткую биографическую информацию о Елене Шумкиной, определились с направление вопросов для интервью. Осталось подготовить открытку для автографа.   -Как вы думаете, что на ней будет изображено?   Учитель фиксирует предложения детей с помощью модели Фраера.     - Чтобы выполнить сразу две задачи. Предлагаю разделится на 4 группы. Две группы будут художники-дизайнеры. Они работают над открыткой. Две группы – журналистами. Они готовят вопросы для интервью. Наши составленные модели будут вашими помощниками.   Учитель выполняет роль тьютора   Дети отвечают, что работали 2 урока и самостоятельно дома над первым пунктом. Дети говорят о том, что в книге нет биографии автора, и обращаются за помощью к учителю.   Учащиеся предлагают обратиться к энциклопедиям, Википедии.   Дети отвечают, что писательница современная, а энциклопедии изданы очень давно. В Википедии нет, так как она не очень знаменита и неизвестна за пределами края.   Дети с помощью гаджетов отыскивают страницы в соцсетях. Находят информацию.     Учащиеся вносят предложения   Дети выделяют группы вопросов и фиксируют информацию с помощью модели Фраера.   Группы вопросов: 1. о детстве 2. о личной жизни, семье 3.о профессиональной сфере 4. о хобби и увлечениях 5. о написанных книгах   Учащиеся предлагают свои идеи: герои книги, обложка книги, символы нашего города, портрет писателя и т.д.     Учащиеся распределились на группы. Распределили обязанности и приступили к созданию продукта
4. Представление результатов Фронтальная, коллективная, групповая работа/ публичное выступление, дискуссия Учитель выполняет функции модератора, наравне с учениками включается в обсуждение.     Группы представляют свои продукты. Идёт их обсуждение. Учащиеся задают вопросы, вносят предложения.    
5. Рефлексия Фронтальная работа Подсчитывает голоса. Объявляет работу – победителя.     - Ребята, вы можете к основному интервью составить свои вопросы, спросить, что интересует именно вас. - Группы, чьи работы получили большее количество голосов, оформляют свои продукты с помощью компьютерных программ Microsoft Word, CANVA. Можете обратится за помощью к участникам других групп.   - Спасибо за работу! Работы групп размещаются на доску. Учащиеся голосуют стикерами за понравившийся продукт.   Учащиеся в течении недели в группе продлённого дня работают над созданием открытки и листа вопросов.

 

Основной этап (1 час)

Тема: Урок – встреча с красноярским писателем Еленой Шумкиной (1 час)

Тип урока: Решение конкретно-практических задач.

Оборудование: листы с вопросами интервью, открытки для автографа

Цель: скоординировать встречу учащихся и писателя на территории Детской библиотеке им.В.Ю.Драгунского

Планируемые результаты:

Предметные: создают в устной форме высказывания на заданную тему по прочитанному и обсуждаемому в классе произведению, способны поддерживать диалог, обсуждение на определённую тему.

 

Личностные: понимают нравственные ценности автора произведения, проявляют выраженный интерес к произведению и автору своего края, способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая своё мнение о персонаже, поступках, следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушание и обсуждении художественных произведений и заданной темы вне школы.

Метапредметные: анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства, создают отзыв на заданную тему, принимают правила и нормы установленные организатором мероприятия.

Этап урока Виды работы, формы, методы, приёмы Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Мотивация к деятельности Фронтальная работа Учитель на данном уроке выполняет роль тьютора.   Учащихся в библиотеке встречает заведующая Поважнюк Лорина Александровна. Предлагает пройти в гардероб. Собирает ребят в холле библиотеке.   Лорина Александровна: - Ребята, Сейчас мы пройдём в конференц-зал где вас ждёт автор книги «Сказка о городе К». Вы готовы к встрече?   Учащиеся в сопровождении учителя приходят в библиотеку, проходят в гардероб и собираются в холле.     Ребята выражают согласие и в сопровождении учителя проходят в конференц-зал.
2.Актуализация знаний. Решение практических задач Фронтальная работа/слушание, беседа Елена Шумкина рассказывает о себе, своём детстве, творчестве. Учащиеся слушают, задают заранее подготовленные вопросы, обсуждают произведение и литературных героев.
3. Контроль и оценка Фронтальная работа/викторина Поважнюк Л.А. (заведующая библиотекой) и Елена Шумкина проводят викторину по произведениям писателя.   Учитель вместе с учащимися подсчитывает количество жетонов.   Елена Шумкина вручает победителям призы. Дети за правильные ответы получают жетоны.     Ученики считают жетоны, выявляются 3 победителя.    
4.Рефлексия Фотосессия с писателем, получение автографа Учитель фотографирует учащихся   Учитель предлагает учащимся написать отзыв о встрече с писателем в качестве домашнего задания. Ученики фотографируются, берут автограф на заранее приготовленных открытках, выражают благодарность писателю за интересную творческую встречу.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: