РЕГЕНЕРАТИВНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ




 

По принципу действия все регенеративные дыхательные аппараты можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся аппараты ИП-46, «Днепр» и др. Они не имеют клапанов и баллонов с газообразным кислородом. Газовая смесь, используемая при дыхании, на вдохе и выдохе движется по одному каналу (маятниковое дыхание). Вторую группу составляют аппараты ИДА-51 и ИДА-57, а третью–ИДА-64, ИДА-71у и др. Аппараты последних двух групп имеют клапаны для направления движения дыхательной смеси по замкнутому кругу и баллоны с газообразным кислородом и искусственной газовой смесью. В разные группы они объединены по способам подачи кислорода и искусственной газовой смеси из баллонов в дыхательный мешок и восстановления газовой смеси в системе «аппарат – легкие».

Назначение и устройство дыхательного аппарата ИДА-71у (рис. 67). Комплект аппарата предназначен для обеспечения дыхания пловца на глубинах до 40 м. Вес заряженного аппарата на воздухе – 20 кг, а в воде аппарат обладает положительной плавучестью 0,5 кгс. Время плавания в аппарате под водой на чистом кислороде на глубинах до 20 м при легочной вентиляции 30 л/мин составляет 4 ч. При использовании азотно-кислородной смеси на глубинах 20–25 м – 2 ч, а на глубинах 30–40 м – 1 ч. Время пребывания пловца на этих глубинах без проведения декомпрессии составляет: на глубинах 20–25 м – 1,5 ч. на глубинах 30–40 м – 30 мин.

Аппарат состоит из следующих основных узлов и деталей: корпуса, клапанной коробки, дыхательного мешка, двух регенеративных патронов, кислородного баллона, дыхательного автомата, предохранительного клапана,

 


Рис. 67. Дыхательный аппарат ИДА-71у: 1 – регенеративные патроны; 2 – шайба; 3 – дыхательный мешок; 4 – гофрированные трубки (вдоха и выдоха); 5 – клапанная коробка; 6 – ось для крепления крышки корпуса; 7– кислородный баллон; 8 – пряжка; 9 – шланг; 10 – разъем; 11 – кронштейн; 12 – карабин; 13 – манометр; 14 – нагрудник; 15 –ремень для крепления гофрированной трубки; 16 – крышка аппарата; 17 – петля; 18 – колпачок; 19 – корпус аппарата; 20 – шланг манометра; 21 – скоба; 22 – ремни (поясной и брасовый); 23 – пряжка


разъема и нагрудника. К аппарату присоединяется с помощью разъема азотно-кислородный баллон с автоматом промывки.

Корпус предназначен для монтажа в нем узлов и деталей аппарата и предохранения их от механических повреждений. Он выполнен в виде коробки, внутри которой прикреплены скобы для придания корпусу жесткости и для крепления отдельных узлов и деталей аппарата. Корпус аппарата закрывается крышкой при помощи петель и осей. С внешней стороны на нем имеются петли, скобы и пряжки для крепления нагрудника, поясных и брасового ремней и ремней подвесной системы аппарата.

Клапанная коробка предназначена для соединения дыхательных путей пловца с системой аппарата, направления вдыхаемой или выдыхаемой газовой смеси по соответствующим каналам и переключения на дыхание атмосферным воздухом. Коробка состоит из корпуса, крана, рукоятки, боковых и переднего отводов, двух патрубков и фланца с резьбой.

Переключение дыхания «На воздух» или «На аппарат» производится поворотом рукоятки вправо или влево. В местах соединения патрубков с отводами корпуса коробки установлены клапаны вдоха и выдоха. Оба клапана одинаковой конструкции и представляют собой слюдяные кружки, удерживаемые пружинами в крестообразных направляющих. Патрубки соединены с дыхательной системой аппарата с помощью гофрированных трубок.

При плавании у поверхности воды к переднему отводу клапанной коробки присоединяется дыхательная трубка. Корпус коробки имеет фланец с резьбой для соединения его со штуцером шлема гидрокомбинезона или маски ВМ-5.

Дыхательный мешок служит резервуаром газовой смеси для дыхания. Он представляет собой 8-литровую мягкую емкость, выполненную из эластичной прорезиненной материи. На мешке смонтированы: дыхательный автомат, предохранительный клапан, патрубки вдоха и выдоха с накидными гайками для присоединения регенеративных патронов, штуцер вдоха и ниппель выдоха, ниппель для подвода газа к дыхательному автомату и на промывку дыхательной системы, угольник для выхода газа от предохранительного клапана. Патрубки вдоха и выдоха соединяются соответственно со штуцерами вдоха и выдоха регенеративных патронов. К штуцеру вдоха присоединяется гофрированная трубка вдоха, а к ниппелю выдоха – гофрированная трубка выдоха от клапанной коробки.

Для предупреждения прямого попадания воды из дыхательного мешка (в случае его негерметичности) в регенеративные патроны и в шланг вдоха на патрубке вдоха вмонтированы резиновые трубки, а в штуцер вдоха ввернута втулка.

Регенеративные патроны. В голубом – размещается вещество О-З, в сером – поглотитель ХПИ. Конструкция патронов одинаковая. Каждый патрон состоит из двух коробок (внешней и внутренней) и двух крышек. На верхней крышке размещены штуцеры вдоха и выдоха, которыми патрон подсоединяется к дыхательному мешку. На нижней – смонтирован штуцер с колпачковой гайкой, предназначенный для зарядки и очистки патрона от отработанного вещества.

Выдыхаемый пловцом газ вначале проходит внутреннюю коробку, затем по кольцевому зазору между коробками через штуцер вдоха попадает в дыхательный мешок. При наличии пластинчатого химического вещества, поглощающего углекислый газ и выделяющего кислород вместо патрона применяют регенеративную коробку. В отличие от патрона коробка имеет прямоугольную форму, ее внутренняя полость разделена перегородкой на две половины. Нижняя крышка выполнена разъемной.

Кислородный баллон емкостью 1 л рассчитан на рабочее давление 200 кгс/см2 и окрашен в голубой цвет. В горловину баллона ввернут редуктор. К тройнику хлорного вентиля подсоединен манометр. Зарядка баллона кислородом производится через штуцер тройника, который заглушен колпачковой гайкой с цепочкой. К штуцеру низкого давления присоединяется шланг, идущий от редуктора к разъему аппарата.

После открытия вентиля баллона кислород высокого давления поступает в полость манометра и далее в редуктор, где с помощью мембраны, пружины и клапана давление его понижается и поддерживается в пределах 6 кгс/см2. При чрезмерном повышении давления газа (до 10–15 кгс/см2) срабатывает предохранительный клапан.

Дыхательный автомат предназначен для автоматической подачи газообразного кислорода или азотно-кислородной смеси, а также для выравнивания давления в дыхательном мешке с давлением окружающей среды при погружении пловца в глубину.

Автомат состоит из корпуса, рычагов, клапана и седла. Высота расположения рычагов и сопротивление открытию клапана регулируются винтами, упирающимися в шток клапана и в пружину нижнего рычага. Подвод газа в камеру входного клапана дыхательного автомата осуществляется через штуцер, а в дыхательный мешок – из внутренней полости автомата через отверстия в основании корпуса.

Предохранительный клапан осуществляет автоматическое вытравливание избытка газовой смеси из системы дыхания. Он монтируется на дыхательном мешке и крепится к корпусу аппарата. Внутри корпуса размещена мембрана и клапан, предохраняющие дыхательный мешок от попадания в него воды.

С целью более полного использования емкости дыхательного мешка в различных положениях аппарата предохранительный клапан имеет компенсатор – гофрированную трубку для стравливания газа в окружающую среду. Трубка крепится к корпусу аппарата с помощью угольника.

Разъем размещается в корпусе аппарата в нижнем правом углу и служит для подключения к аппарату аналогичного разъема подвесного азотно-кислородного баллона. Разъем состоит из корпуса, внутри которого в гнездах размещены клапаны, закрывающие входы в трубопроводы аппарата. Также в нем имеется полость и отверстие, куда входит направляющий выступ разъема баллона. Открытие клапанов происходит при соединении разъемов. Для отсоединения разъемов на задней части корпуса имеется кнопка.

Нагрудник предназначен для крепления аппарата и груза (нагрудного) на пловце. Он представляет собой пластину, изготовленную из прорезиненной материи. На нагруднике смонтированы: кронштейн для нагрудного груза, пряжки для поясных и брасового ремней, ремни для гофрированных трубок вдоха и выдоха, петли для крепления нагрудника к корпусу аппарата и держатель для шланга с манометром.

Азотно-кислородный баллон предназначен для хранения запаса газовой смеси и используется при погружениях на глубины более 20 м. Конструктивно азотно-кислородный баллон аналогичен кислородному.

Автомат промывки предназначен для замены газовой смеси дыхательной системы аппарата и автоматического переключения кислородного баллона на азотно-кислородный при погружении и всплытии.

Автомат промывки состоит из датчика глубины, механизмов кислородной и азотно-кислородной промывки.

Разъем баллона состоит из корпуса, внутри которого в гнездах размещены клапаны, закрывающие вход в шланги автомата промывки.

 

ПРЕДМЕТЫСНАРЯЖЕНИЯ

Ласты представляют собой резиновые плавники, надеваемые на ноги для увеличения площади опоры и скорости плавания (рис. 68). Ласт состоит из полости для ступни, лопасти и ребер жесткости. Ласты отличаются большим разнообразием: способом крепления на стопе, эластичностью лопасти, формой, размерами и профилем. В последнее время широкое распространение среди спортсменов-подводников получили ласты, армированные стеклотекстолитом (длиной до 80 см с рабочей площадью 1200– 1600 см2), и моноласты (два ласта объединены в один).

 

 

Рис. 68. Ласты: а – заводского производства; б – удлиненные для плавания способом кроль; в – моноласт для плавания способом дельфин

 

Дыхательная трубка предназначена для плавания и ныряния в комплекте № 1. Она приучает пловца держать загубник во рту и дышать через трубку. Изготавливается она из сплава легких металлов или пластмассы, имеет изогнутую форму (рис. 69). Нижняя часть трубки оканчивается прямым или боковым загубником, верхняя часть открытая. Длина трубки 30–35 см, внутренний диаметр 18–20 мм. Стандартная трубка располагается с левой стороны от головы и удерживается ремнем полумаски; спортивная – перед лицом пловца и удерживается с помощью металлической планки с ремнем. Планка с внутренней стороны прокладывается пористой резиной и изгибается по форме лба.

Рис. 69. Дыхательные трубки: а – стандартная с прямым загубником;

б – стандартная с боковым загубником; в – спортивная с прямым загубником

Рис. 70. Подводные очки, полумаска и маска

Маска ВМ-5 входит в комплект гидрокомбинезонов с открытой лицевой частью. Она предназначена для изоляции лица от непосредственного соприкосновения с водой, улучшения видимости под водой и соединения дыхательных путей пловца с аппаратом (рис. 70). Корпус маски изготовлен из упругой резины. Края ее загнуты внутрь, что обеспечивает герметичность прилегания маски к лицу. С внешней стороны с помощью хомута к маске крепится смотровое стекло желтого цвета. Справа вверху расположен предохранительный клапан, внизу смонтирован ниппель с накидной гайкой для присоединения маски к дыхательному аппарату. На внутренний конец ниппеля надевается загубник или обтюратор. Для снятия конденсата со смотрового стекла при его запотевании в корпус маски вделан стеклоочиститель. Внутри маски на высоте носа расположены 2 эластичных резиновых выступа для зажима носа при выравнивании давления на уши.

Полумаска изолирует от воды глаза и нос, оставляя нижнюю часть лица открытой для взятия загубника в рот. В нашей стране и за рубежом изготовлено большое количество образцов полумасок. Они отличаются: формой смотрового стекла, клапанами для удаления воды из-под масочного пространства и т. д.

Подводные очки защищают только глаза и применяются при плавании на поверхности воды и при нырянии.

Гидрозащитная одежда предназначена для изоляции тела пловца от окружающей среды и предохранения от возможных травм. В легководолазной практике используются гидрокостюмы и гидрокомбинезоны. По способу герметизации различают одежду «сухого» и «мокрого» типов. Одежда «сухого» типа полностью изолирует тело от воды, «мокрого» – негерметична, вода проникает под гидрокостюм, но не имеет возможности свободно циркулировать, поэтому она быстро нагревается телом.

Гидрозащитная одежда имеет шлем, куртку, аппендикс, штаны и чулки. Шлемы бывают трех конструкций: закрытые, с головным разъемом и с открытой лицевой частью (подшлемник). Закрытые шлемы состоят из капюшона и вклеенной в него резиновой маски с ремнями. Во всех шлемах в затылочной части капюшона имеется травящий клапан, а в верхней части – предохранительный для стравливания воздуха из-под шлема.

Куртка и штаны изготавливаются из прорезиненной материи на трикотажной основе темно-зеленого или оранжевого цвета. Рукава оканчиваются резиновыми перчатками или манжетами, нижняя часть штанин – чулками с наклеенными резиновыми подошвами. В области голеностопных суставов расположены травящие клапаны. В гидрокомбинезонах в грудной части вклеен аппендикс, который зажгутовывается и закрывается фартуком. Аппендикс предназначен для надевания и герметизации гидрокомбинезона.

Гидрокостюмы ГКП-4м и «Садко» – «сухого» типа (рис. 71). Соединение штанов и куртки в ГКП-4м осуществляется с помощью упругого герметичного кольца и жгута, в «Садко» – способом закатки. Гидрокостюмы «Нептун», «Чайка», «Дельфин», «Калипсо» – «мокрого» типа (рис. 72). Изготовлены из пористой резины (неопрена), соединенной с трикотажем из синтетических материалов.

Рис. 71. «Сухой» гидрокостюм

Рис. 72. «Мокрый» гидрокостюм

 

Под гидрокомбинезоны (гидрокостюмы) «сухого» типа надевается теплозащитная одежда (свитер, рейтузы, чулки, носки, феска и перчатки), изготовленная из шерстяной пряжи или из трикотажного полотна и пенополиуретана (рис. 73).

 

Рис. 73. Теплозащитная одежда и способ герметизации гидрокостюма

 

Поясной груз применяется для погашения положительной плавучести и придания пловцу устойчивости во время плавания. Он представляет собой капроновый ремень, на который надеваются свинцовые или чугунные грузики соответственно массой в 0,5 и 1 кг (рис. 74). Ремень имеет пряжку, позволяющую быстро расстегивать и сбрасывать поясной груз.

Рис. 74. Поясной груз
Рис. 75. Подводные ножи и крепление ножа на ноге

Водолазный нож является рабочим инструментом и средством обеспечения безопасности. Он предназначен для перерезания растительных тросов, контрольного (сигнального) конца, сетей и водорослей в случае запутывания в них. Существующие типы легководолазных ножей отличаются друг от друга формами лезвий и рукояток. Крепятся ножи на поясной ремень или к голени (рис. 75).

Контрольный (сигнальный) конец обеспечивает связь с поверхностью и безопасность плавания под водой. Он изготавливается из капронового фала диаметром не менее 6 мм, с прочностью на разрыв в 180 кг. На концах фала делаются петли.

С помощью одной петли конец удавкой набрасывается на талию пловца, а другой удерживается пловцом, обеспечивающим страховку.

Подводные приборы ориентирования предназначены для определения направления движения под водой, пройденного расстояния, глубины погружения и времени плавания. К приборам ориентирования относят: компас, лаг, глубиномер, часы и т. д.

Компас предназначен для ориентирования пловца под водой. В практике подводного плавания чаще всего используются магнитные компасы, основной частью которых является картушка. Своим центром она опирается на иголку, являющуюся осью вращения. Картушка помещена в незамерзающую жидкость. Градуировка подводных компасов предусматривает деления в 1, 2 или 5°.

Лаг, или счетчик пройденного расстояния под водой, состоит из вертушки с червячной передачей или системы шестеренок, шкалы и сбрасывающего устройства.

Глубиномеры предназначены для измерения погружения. В подводном плавании применяются манометрические, барометрические и мембранные глубиномеры. Наиболее совершенным и надежным является мембранный, представляющий собой водонепроницаемый корпус, дно которого заменено мембраной, воспринимающей внешнее давление.

Подводные часы для плавания помещены в водонепроницаемый корпус, рассчитанный на глубину погружения до 300 м. Часы крепятся на руке ремешком.

Акваплан – это комбинированный прибор ориентирования, позволяющий пловцу одновременно определять необходимые параметры своего движения. В спортивной практике применяются различные приборы ориентирования: «Дельфин», «Подводный лоцман» и др. (рис. 76 и 77). Они оснащены компасом (см. рис. 76 – 7 и 77 – 6), лагом (76 – 4 и 77 – 4), глубиномером (76 – 1, 77 – 2), часами, планшетами, различными обтекателями и другими приспособлениями.

 

Рис. 76. Акваплан «Дельфин»

 

Рис. 77. Приборный узел

для ориентирования

 

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СНАРЯЖЕНИЯ

 

Правильное использование легководолазного снаряжения обеспечивает безотказную его работу на протяжении гарантийного срока.

Подготовка снаряжения к спуску. Все без исключения спуски, в том числе учебные, тренировочные и спортивные, должны быть обеспечены необходимым исправным и комплектным снаряжением. В день предстоящих спусков под воду производится подготовка снаряжения к погружению. В подготовку входит: зарядка аппарата, выбор ластов, гидро и теплозащитной одежды по росту, регулировка поясного груза, плечевого и поясного ремней аппарата. В воздушных аппаратах баллоны заряжаются сжатым воздухом; в регенеративных: голубой баллон заряжается кислородом, черный – азотно-кислородной смесью; регенеративные патроны: голубого цвета – веществом О-3, серого цвета – поглотителем ХПИ, а регенеративная коробка – пластинчатым веществом ВПВ-1.

Разборка и сборка аппарата. Для зарядки, промывки, дезинфекции, ремонта, регулировки и замены износившихся деталей производится неполная и полная разборка аппарата. Неполная разборка выполняется пловцами-подводниками и заключается в следующем:

в воздушных дыхательных аппаратах закрываются вентили основной и резервной подачи, сбрасывается давление во внутренних полостях редуктора нажатием на кнопку дыхательного автомата, отсоединяется редуктор от выходного штуцера вентилей основной и резервной подачи;

в регенеративных аппаратах снимается крышка с корпуса аппарата; разбирается дыхательный автомат и предохранительный клапан (без демонтажа их с дыхательного мешка); снимаются регенеративные патроны (голубой и серый) и кислородный баллон, предварительно закрывается вентиль баллона и отсоединяется шланг от разъема; отсоединяется от аппарата клапанная коробка вместе с гофрированными трубками. Сборка воздушных и регенеративных аппаратов производится в обратной последовательности. Полная разборка выполняется в мастерской.

Зарядка аппарата. Воздушные дыхательные аппараты заряжаются воздухом, пригодным для дыхания. В воздухе, нагнетаемом в аппараты, не должно содержаться паров масла, угарного газа (окиси углерода) и других вредных примесей. Зарядка аппарата производится обычно от компрессора. При этом используется фильтр для очистки воздуха. В тех случаях, когда компрессора нет, зарядку можно производить из транспортных баллонов перепуском.

В регенеративных аппаратах кислородный баллон наполняется медицинским (не ниже 98%) кислородом, а азотно-кислородный – газовой смесью, состоящей из 40% кислорода и 60% азота.

Регенеративные патроны заряжаются веществом О-3 и ХПИ.

Рабочая проверка. Для определения исправности легководолазного снаряжения, особенно дыхательных аппаратов, перед каждым спуском они подвергаются рабочей проверке. Проверку снаряжения производит лично спускающийся под воду пловец.

В воздушных дыхательных аппаратах проверяются: давление воздуха в баллонах по манометру; действие дыхательного автомата; работа кнопки принудительной подачи воздуха, крышки клапана – переключателя на дыхание атмосферным воздухом (в дыхательных автоматах с резьбовым кольцом), клапанов выдоха, механизма резервной подачи и герметичность соединений аппарата.

В кислородных дыхательных аппаратах рабочая проверка осуществляется в соответствии с Правилами водолазной службы (ПВС-87).

Уход за снаряжением. По окончании каждого занятия все используемое снаряжение должно быть очищено от грязи, промыто в пресной воде, просушено и убрано в специально отведенные места.

В воздушных дыхательных аппаратах закрываются вентили баллонов, протирается ветошью аппарат, снимается крышка дыхательного автомата и протирается ее внутренняя полость и мембрана.

В кислородных дыхательных аппаратах производится неполная разборка. Каждая деталь тщательно промывается чистой водой, особенно клапанная коробка, гофрированные трубки, дыхательный мешок и регенеративные патроны. Промытые детали аппарата подвешиваются для сушки. Гидрозащитную одежду обычно подвергают сушке с внутренней, а затем с наружной стороны. Другие предметы снаряжения сушатся на деревянных полках или стеллажах.

Все легководолазное снаряжение должно храниться в сухом, отапливаемом и проветриваемом помещении. Допустимая температура в помещении – от 3 до 20°С, относительная влажность воздуха – 50–65%. Окна помещения занавешиваются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: