Приложение № 1
ЗАДАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ТУРА,
КАТЕГОРИИ УЧАСТНИКОВ
Номинация I «От аза до ижицы: как я знаю русский язык»
Категории участников: студенты колледжей и вузов, в том числе изучающие русский язык как неродной и иностранный.
Цель: выявление талантливых студентов, демонстрирующих высокий уровень знания русского языка и владения им; развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, популяризация русского языка как науки и школьной / вузовской дисциплины.
Участники Универсиады по данной номинации в дистанционном туре должны продемонстрировать знание орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических норм русского языка, умения осуществлять эффективную коммуникацию на русском языке для решения задач профессиональной деятельности, создавая тексты разных жанров и стилей, показав знакомство с историей, развитием и современным состоянием русского языка и способность воспринимать язык панхронически, владение сведениями в области языкознания и представлениями о месте русского языка в кругу других языков, лексическом и стилистическом богатстве и разнообразии русского языка в разные периоды развития.
Работы в рамках данной номинации выполняются по одному из трех направлений: «История языка», «Современный русский язык», «Русский язык как иностранный (русский язык глазами иностранца)». Участнику необходимо выбрать одно из представленных направлений и выполнить соответствующие задания.
В рамках направления «История языка» от участника требуется написать три лингвистические стилизации (1. язык “Слова о полку Игореве”, 2. русский язык XIV-XVII вв., 3. русский язык XVIII в.). На выбор даются следующие ситуации: 1) репортаж с международной космической станции, 2) с чемпионата мира по футболу, 3) с гастролей балета Большого театра за рубежом, 4) с открытия выставки робототехники и нанотехнологий.
|
Участнику необходимо написать три стилизации одного репортажа языком разных эпох.
В рамках направления «Современный русский язык» от участника требуется написать сочинение-миниатюру в трех разных стилях (научном, официально-деловом, публицистическом), представив себя 1) зданием университета или колледжа, где вы учитесь, 2) мячом, отбитым ногой И. Акинфеева в матче с Испанией, 3) купюрой в 2000 рублей. Необходимо выбрать одну из предложенных ситуаций.
В рамках направления «Русский язык как иностранный (русский язык глазами иностранца)» от участника требуется написать 2 эссе от лица носителя иностранного языка (болельщика чемпионата мира, студенческой универсиады и т.п.), в котором описываются сложность / простота изучения русского языка на разных языковых уровнях для представителей тех или иных народов.
В первом эссе должен быть описан носитель иностранного языка, относящегося к той же языковой семье, что и русский (например, английский, французский, польский, хорватский и т.п.), во втором – другой языковой семьи (японский, китайский, финский и т.п.).
Эксперты оценивают работы в соответствии с заданными критериями. Авторы работ, набравших наибольшее количество баллов, будут приглашены на очный тур Универсиады.
Номинация II «Педагогическая мастерская»
|
Категории участников: конкурс ориентирован на студентов старших курсов филологических специальностей, молодых преподавателей колледжей и вузов, способных к профессиональному творчеству в области использования новых технологий в процессе обучения русскому языку, в том числе как неродному и иностранному.
Цель: конкурс «Педагогическая мастерская» нацелен на выявление талантливых студентов и преподавателей-словесников, успешно применяющих инновационные методики в преподавании русского языка. Конкурс призван также способствовать сохранению лучших российских традиций в изучении русского языка в системе школьного и профессионального образования, формировать положительный имидж учителя русского языка в общественном сознании.
В рамках дистанционного тура участники конкурса «Педагогическая мастерская» предлагают свою оригинальную методическую разработку по любой форме обучения русскому языку (урок, внеклассное мероприятие, образовательное событие).
Номинация III «Шагни в мир науки»
Категории участников: конкурс открыт для студентов вузов и колледжей, магистрантов, аспирантов, молодых преподавателей (без ученой степени); возраст конкурсантов – от 14 до 30 лет.
Цель: выявление способной к научному поиску молодежи, проявляющей активность в интеллектуальной и исследовательской деятельности, в освещении современных лингвистических проблем, в том числе на стыке лингвистики с другими науками, а также привлечение внимания общественности к активным процессам в современном русском языке, актуальным проблемам русистики и наиболее значимым функциям русского языка в современном мире.
На дистанционном этапе участники конкурса в данной номинации представляют результаты своего научного исследования в жанрах:
· научной статьи;
· научного отчета (о результатах социологического исследования, лингвистического или психолингвистического эксперимента и т.п.);
· научного обозрения (разных аспектов одной проблемы);
· словаря собранных языковых единиц или речевых явлений с научным резюме на его основе.