Программа дисциплины «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Раздел 1. Введение в научную психологию
Тема 1. Психология как наука
Основные (ключевые) понятия: структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология, отечественные психологические школы.
Основные этапы становления психологии как науки. Развитие психологии в конце XIX - начале XX века: основные направления зарубежной психологии - структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология.
История отечественной психологии
Тема 2. Предмет, задачи, методология и структура
Современной психологии
Основные (ключевые) понятия: психика, индивид, личность, субъект, индивидуальность, психические процессы, психические свойства, психические состояния, сознание, бессознательное, методы психологии.
Предмет, основные задачи психологии. Психика человека как предмет системного исследования.
Принципы психологии. Методы психологического познания. Общие требования к методам психологии. Классификация методов психологии. Наблюдение и эксперимент как основные эмпирические методы психологии. Опрос, тесты, анализ продуктов деятельности и др. дополнительные методы психологии.
Соотношение понятий психики человека: организм, индивид, личность, субъект, индивидуальность в современной отечественной психологии.
Функции психики. Психическое отражение. Формы психического отражения. Характеристика психики как идеального, субъективного и активного отражения. Регуляция поведения и деятельности.
Психика как продукт и фактор эволюционного процесса. Этапы развития психики в филогенезе. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики в эволюции.
Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга. Три блока мозга по А.Р. Лурия.
Структура психики. Сознание и бессознательное, проблема их соотношения.
Раздел 2.1. Познавательные психические процессы
Тема 3. Ощущения
Основные (ключевые) понятия: ощущения, сенсорная депривация, анализатор, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, качество ощущений, длительность ощущений, интенсивность ощущений, абсолютный и разностный пороги ощущений, адаптация ощущений, сенсибилизация, синестезия, компенсация ощущений.
Понятие об ощущениях. Сенсорная депривация.
Физиологические механизмы ощущений. Рефлекторная природа ощущений. Анализаторы.
Классификация ощущений.
Свойства ощущений. Чувствительность и пороги ощущений. Адаптация ощущений. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений. Компенсаторные возможности в области ощущений.
Тема 4. Восприятие
Основные (ключевые) понятия: восприятие, перцептивные движения, предметность восприятия, целостность восприятия, структурность восприятия, константность восприятия, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии.
Понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии.
Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Апперцепция. Объект и фон восприятия.
Виды восприятия. Восприятие пространства, движения и времени. Зрительные иллюзии.
Тема 5. Память
Основные (ключевые) понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание, забывание, реминисценция, сенсорная память, кратковременная память, долговременная память, оперативная память, непроизвольная и произвольная память, двигательная память, эмоциональная память, образная память, эйдетическая память, словесно-логическая память.
Понятие о памяти, ее значение. Физиологические и психологические теории памяти.
Виды памяти: по длительности хранения информации, по степени волевых усилий, по характеру психической активности.
Процессы памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание. Смысловое и механическое запоминание. Мотивы запоминания. Условия эффективного запоминания. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Сохранение и забывание. Кривая забывания Эббингауза. Ретроактивное и проактивное торможение. Эффект края. Зависимость забывания информации от психофизиологического состояния человека. Реминисценция.
Тема 6. Мышление
Основные (ключевые) понятия: мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, понятие, суждение, умозаключение, алгоритмическое мышление и эвристическое, дискурсивное и интуитивное мышление, широта и глубина мышления, быстрота ума, гибкость и критичность мышления.
Понятие о мышлении. Связь мышления с процессами чувственного познания, речью и практической деятельностью человека.
Характеристика мыслительных операций. Психология и логика мышления. Понятие, суждение, умозаключение.
Динамика мышления при решении задач. Различные способы решения мыслительной задачи.
Виды мышления, индивидуальные особенности мышления. Алгоритмы и эвристика в процессе мышления: алгоритмическое мышление и эвристическое, дискурсивное и интуитивное мышление.
Тема 7. Воображение
Основные (ключевые) понятия: воображение, активное и пассивное воображение, преднамеренное и непреднамеренное воображение, воспроизводящее и творческое воображение, мечта, грёзы, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование, схематизация.
Природа и своеобразие воображения как познавательного психического процесса. Понятие о воображении. Виды воображения, их специфика и взаимосвязь. Мечта. Роль мечты в практической деятельности. Фантазия и грезы.
Психологические механизмы воображения. Приемы (способы) создания образов воображения. Воображение и личность.
Тема 8. Внимание
Основные (ключевые) понятия: внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, устойчивость внимания, концентрация внимания, объём внимания, распределение и переключение внимания, отвлекаемость и рассеянность.
Понятие, сущность, функции и сферы внимания. Виды внимания и условия их организации. Основные свойства внимания.
Тема 9. Речь
Основные (ключевые) понятия: речь, язык, центры речи, интериоризация и экстериоризация речи, афазия.
Речь как процесс вербального общения. Речь и язык. Функции речи. Физиологические основы речи. Динамическая локализация речи. Афазии. Виды речи и их характеристика. Психологические условия производства и понимания речи.
Раздел 2.1. Регулирующие психические процессы