Религия и образ жизни славян.




Внутренняя и Внешняя политика

Российских правителей.

(с IX по XXI вв.)

ЕГЭ на «отлично» История
«ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ» Исторические источники о древнейшей истории славян. А) «Повесть временных лет»: Нестор, Киево-Печерская лавра, написана в XII веке, сохранялась и переписывалась более 500 лет, содержит события с VI века – «откуда есть пошла земля русская...». Б) Археологические раскопки: древнеславянские города – Киев, Новгород, скифские курганы. В) Античные историки: исторические записи, сохранившиеся в греческих городах-колониях – Ольвия, Пантикапея (Керчь), Херсонес (Севастополь), Танаис. Г) Византийские историки.
Различные точки зрения на происхождение славян вызваны: а) недостаточностью и противоречивостью источников и археологических данных о происхождении славян б) затруднения в вопросе определения прародины славян   Основные точки зрения на этногенез славян: 1) восточные славяне – коренные жители Восточной Европейской равнины 2) восточные славяне пришли из Азии в результате Великого переселения народов IV-VI в. 3) восточные славяне – потомки скифов-пахарей 4) восточные славяне пришли из Центральной Европы из верховий Дуная, Вислы, Одера и Эльбы   Славяне двигались двумя потоками o через Карпаты на Днепр o с южного побережья Балтики к берегам Волхова Ладоги
Славяне появились на территории Европы в период неолита, в составе индоевропейской группы народов, в 6-3 тыс. до н.э. В связи с усовершенствованием орудий труда, в период энеолита, в 3-2 тыс. до н.э., индоевропейская группа разделилась на 3 подгруппы: западная, восточная, славянская. Развитие восточных славян идет достаточно медленно, причина: не слишком удачное расселение, по-стоянная борьба «со степью», с кочевниками: • VI – IV вв. до н.э. – скифы, • III в. до н.э. – II в. – сарматы, VI вв. – новое нашествие с востока (гунны, готы, авары, хазары). Великое переселение народов – массовое движение варварских племён, приведшее к распаду Западной Римской империи и образованию новой территории варварских государств. В связи с дальнейшим усовершенствованием орудий труда, славянская группа делится в 7 веке на западную, южную и восточную. Восточные славяне – наши предки – праславяне. В результате миграций они заняли территорию в долинах рек Одер, Висла, Днепр, Днестр, Припять, Волга, Десна. О местах поселения складываются легенды. Легенда об основании Киева (Кий, Щёк, Хорыв, Лыбедь). В 7-8 веке на территории Руси сложилось 15 крупных племенных союзов: 1. Поляне «живущие в полях» – Среднее Поднепровье - Киев 2. Древляне «живущие в лесах – к северо-западу от полян (жители лесов) - Искоростень 3.Дреговичи «живущие в болотах» – на территории современной Беларуси (дрягва – болото) 4.Полочане – в долине Западной Двины - Полоцк 5.Кривичи – в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины - Смоленск 6.Словене – у озера Ильмень - Новгород 7.Вятичи – междуречье Оки, Клязьмы, Волги 8. Радимичи – в долинах рек Сож, Сейм 9. Северяне – в долинах рек Десна, Сейм, Сула - Чернигов 10. Волыняне 11.Бужане – в долине реки Буг 12. Уличи «живущие в углу» 13. Тиверцы – между Днестром и Дунаем 14. Хорваты 15. Дулебы – Прикарпатье
  На формирование древнерусской народности оказали   - скифы (VIII век до н.э.-III век н.э.) - сарматы (III-IV вв.) - готы (III вв.) - хазары (IV-V вв.) - гунны (IV вв.) - болгары (V-VIII вв.) - авары (VI-VII вв.) - венгры (VII-X вв.) -печенеги(VIII-X вв.) - половцы (IX-XIII вв.)
Славяне в VIII веке. Занятия славян: Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную (перелог) систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной (подсечно-огневой) системе, при которой приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. Заметную роль среди занятий славян играли пушная охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Развиваются ремёсла: железоделательное, кузнечное, гончарное, ткачество, выделка мехов и кожи.   Активно участвовали славяне в работорговле. В качестве «товара» выступали обычно военнопленные.     Торговые пути славян: 1. Из варяг в греки: Чёрное море - Днепр – Ловать - Ильмень-Волхов – Ладожское озеро – Нева – Финский залив – Балтийское море 2. Восточный: Днепр – Чёрное море – Дон- Волга - вверх по течению – ВолжскаяБулгария -вниз по течению - Каспий – страны Востока 3. Прибалтийский: Волга - верхнее течение – Западная Двина-Прибалтика -нижнее течение – воронежские леса – Киев – страны Западной Европы Торговля – мед, воск, меха, рабы   В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла крестьянская община (вервь). Земля находилась в коллективном владении всей общины и делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей. Управление в славянских племенах. Общественно-политическое устройство – «военная демократия»: - переходный период от соседской общины к государству.   Во главе союзов стояли военные вожди – князья, которые осуществляли управленческие и военные функции. 1. Вече (народное собрание; решение вопросов на основе обычаев), 2. племенное военное ополчение (из свободных общинников –воев, отсюда – войско, воинство, 3. воевода– руководитель ополчения), 4. старейшины (родоплеменная знать), 5. князья (военные вожди, выделившиеся из родоплеменной знати), 6. княжеская дружина (слой профессиональных военных, подчинявшихся князю, состояла из отроков – младшей дружины, мужей – старшей дружины), 7. волхвы (жрецы, служители языческого культа).
Вече

 

Вождь
Старейшины
Народное ополчение
Дружина

 

 

 


Объединение сил отдельных племен привело к росту военной мощи славян. Они переходят от оборонительной тактики по отношению к соседям, к наступательной и это приводит к изменениям в жизни общества. Постоянные войны способствовали росту влияния военных вождей (князей) и их дружин. Так создание племенных союзов создает предпосылки для возникновения государственности у восточных славян, которое имело место в начале IX в. сразу в двух центрах – в Киеве и Новгороде.

 

Изменения в славянском обществе свидетельствуют о разложении первобытно-общинного строя и зарождении раннеклассовых отношений.

Следствие – возникновение государства.

Религия и образ жизни славян.

 

Основой мировоззрения являлось язычество (вера во множество богов). Языческие жрецы – волхвы.

Жертвоприношения, ритуалы происходили на капищах, в окружении идолов (каменные или деревянные изображения божеств ).

· Сварог – создатель вселенной, верховный бог, бог-прародитель,

· Ярило – бог солнца,

· Перун – бог грома и молнии,

· Стрибог – бог ветра,

· Волос (Велес) – бог скота и скотоводства,

· Даждьбог – податель благ, опекун имущества,

· Макошь – богиня плодородия.

 

Домовые, русалки, водяные, лешие.

Главные праздники: Коляда, Масленица, праздник Ивана Купала.

Тризна – повиновение умершего.

Соседи восточных славян.

Север: финно-угорские племена (чудь, мурома, мордва), балты, норманны (варяги).

Восток («степь», постоянные набеги кочевых племен): авары – Аварский каганат,

хазары – Хазарский каганат, булгары – Волжская Болгария (Казань).

Запад – Дунайская Болгария.

Ю г – Византия.

Больше всего сведений о славянах оставили византийцы и арабы.

 

  «Повесть временных лет» (автор – Нестор, 1113г.) содержит рассказ о том, как словене ильменские в 862 г.призвали варягов для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв, и пришли в новгородские земли вместе со своим племенем – Русью, давшим название всей Восточной Европе. От старшего, Рюрика, севшего в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. Династия Рюриковичей – первая правящая династия на Руси (с 862 до 1598 г. до царя Федора)
Предпосылки формирования Древнерусского государства 1. Развитие производительных сил (орудий труда, технологии пашенного земледелия). 2. Формирование соседской общины (семья трудилась на участке общинной земли своими орудиями труда). 3. Развитие торговли. 4. Рост имущественного неравенства. 5. Появление системы управления. 6. Наличие союзов славянских племен. 7. Выделение племенной знати.
Теории о возникновении государства у восточных славян. «Норманнская теория». XVIII век. Авторы – Мюллер, Байер, немецкие ученые, сотрудники Российской Академии наук, созданной по указу Петра I. Суть теории: славяне – дикий, отсталый народ, который не мог самостоятельно создать государство и призвал на помощь норманнов-европейцев. Сторонники теории: Нестор, Карамзин, Ключевский, Соловьев. «Норманнская теория» всегда была не только исторической, но и политической теорией. «Славянская теория». XVIII век. Автор – М.В.Ломоносов.Суть теории – славяне сами создали свое государство, и варяги не сыграли в истории Руси никакого значения. Современная теория. Суть теории: варяги сыграли в истории Руси большое значение, но славянское государство возникло бы и без помощи варягов. Аргументы: 1. государства вокруг Киева и вокруг Новгорода было создано самими славянами еще до пришествия варягов, процесс создания государства был закономерным историческим событием, так как имел обоснованные предпосылки.
Этапы становления государства 1. Разложение родоплеменного строя 2. Выделение и обособление племенной знати 3. Стремление знати закрепить за собой в частную собственность части общинной земли 4. Заинтересованность знати в силе, способной оградить их собственность от посягательств соплеменников 5. Поддержка знатью притязаний на верховную власть 6. Отрыв князя и дружины от общинников 7. Превращение князя в наследного правителя, а дружины в постоянное профессиональное войско 8. Возникновение государства РЮРИК (862 – 879 гг.)
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  Начало русской государственности. Первый в правящей династии на Руси. 862 г. – утверждение Рюрика в Новгороде, Синеус – Белозеро,Трувор – Изборск.   К 8 веку у славян появляется военная демократия.   Военная демократия – переходный период от соседской общины к государству.     Приглашен новгородцами. Объединил под своей властью все северо-западные восточнославянские племена.
Военные Князь – руководитель племени; власть пока не передаётся по наследству. Воевода – предводитель племенного войска (народное ополчение) Дружина – воины, лично преданные князю, для которых война является профессиональной деятельностью   Народ.Свободные (люди, смерды) Мужи – главы больших патриархальных семей Вои – имели право участвовать в войске и вече; вече – народное собрание Челядь – женщины, дети, слуги,сироты, Холопы – не имеющие родственных связей Рабы Рабство не получило распространения  
ОЛЕГ (Вещий) (879 (882) – 912 гг.)
Создание и укрепление государства Киевская Русь. 1. В 882г. Олег совершил поход на Киев и убил правящих там князей Дира и Аскольда, скорее всего – потомков Кия. Объединил Киев и Новгород, создал единое государство – Киевскую Русь (882г.). «да будет Киев матерью городов русских».   2. Подчинил и обложил данью племена словен, кривичей, древлян, северян, радимичей.   3. Из-за контроля над северянами и радимичами вступил в конфликт с Хазарией и одержал победу, сохранив эти племена под влиянием Руси.   4. Принял титул великого князя, его верховную власть признали остальные племенные князья, то есть он создал основу государства.   5. Киев стали называть матерью городов русских, т.к. через него проходили важнейшие торговые пути, стал центром нового государства.   Защита Киевской Руси от набегов соседей.   1. Урегулировал отношения с варягами, выплатив им 300 гривен, после этого они перестали вмешиваться во внутренние дела Руси. 2. Урегулировал отношения с венграми, создав русско-венгерский союз, направленный в первую очередь, против Византии. 3. Вел успешную борьбу с хазарами. Активная внешняя политика.   907г., 911г. – возглавил два похода на Византию, одержал победу («щит на вратах Царьграда»), Византия вынуждена платить дань Руси и предоставить льготы для русских купцов.  
ИГОРЬ (Старый) (912 – 945 гг.)- сын Рюрика
Укрепление государства.   945 г. – Восстание древлян. Первое письменное (летописное) свидетельство о народном восстании. Игорь собрал дань, но вернулся «желая больше имения». «Повадится волк к овцам, так и перетаскает все, если не убить его». Дружина перебита, Игорь казнен. Полюдье – объезд князя с дружиной по зависимым территориям для сбора дани. Полюдье с осени до весны, дань с каждого дыма, по землям древлян – дреговичей - кривичей-радимичей-северян.   Активная внешняя политика. Война с Византией (941 – 944г.г.), сначала русские рати потерпели поражение («греческий огонь»), но помощь венгров позволила заключить мирный договор, условия: отменены торговые льготы для русских купцов, но дань сохранена и создан союз с Византией для совместной борьбы с хазарами.   Вел борьбу с печенегами.
ОЛЬГА (Святая) (945 – 962 гг.) - жена Игоря
1. Легенда «О мести княгини Ольги». Отомстила древлянам за смерть мужа, обложила древлян данью, их разгром. Первое посольство (предлагало князя Мала в качестве нового мужа) – закопано заживо в землю. Второе посольство – перебито после пьяного пира на тризне. Сожгла столицу древлян Искоростень (дань: голуби с зажженной паклей). В Княжение Игоря и Ольги к Руси присоединены тиверские, уличские и древлянские земли. Ольга первой из русских правителей приняла христианство в Константинополе (957 г., Елена). Уговаривала сына креститься, сын её Святослав остался верен язычеству и христианства не принял, но мать похоронил по христианскому обычаю.  
2. Население стало уплачивать дань по твердым нормам (урокам)
3. Созданы погосты (становища) – место для сбора дани. Ольга создает экономическую основу единого государства
СВЯТОСЛАВ (Воитель) Александр Македонский Восточной Европы. (962 – 972 гг.)- сын Ольги
Создание новой системы управления государством. 1.Ещё при жизни Святослав поделил государство на три удела между сыновьями Ярополком (Киев), Олегом (Коростень) и Владимиром (Новгород).   2. После его смерти на Руси началась первая усобица между сыновьями Олег-Ярополк – Владимир (972 – 980 гг.).   Активная внешняя политика Задача: - защитить Русь от печенегов - очистить торговые пути в другие страны. 1. Вел особый, спартанский образ жизни и был знаменит своими постоянными и успешными военными походами. 2. 964 – 966 гг. – подчинил племя вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, на захваченной им Тамани возникло Тмутараканское княжество. 3. 967 – 969 гг. – совершил походы на Дунайскую Булгарию, разрабатывал планы переноса столицы на Балканы. Военные успехи Святослава вызвали тревогу у Византии и привели к конфликту. 4. 970 – 972 гг. – поход на Византию, подписан мирный договор, но на обратном пути князь был убит печенегами. – (попал в засаду печенегов у днепровских порогов у крепости Доростол (печенегам помогала армия византийского императора Ионна Цимисхи) и был убит. Из черепа убитого печенежский хан велел сделать себе чашу и пил из нее на пирах). 5.Получил прозвище Александра Македонского Восточной Европы, т.к. осуществлял дальние походы. «Иду на вы» или «Мертвые сраму не имут»  
ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВОВИЧ (Красное солнышко) (980 – 1015 гг.)
Борьба за власть. 1.Владимир провел трудное детство сына рабыни, столь же трудное утверждение в Новгороде, участвовал в «первой усобице» и вел борьбу за власть с Ярополком и Олегом. После восьми лет усобицы утвердился в Киеве. Изгнал из Киева варягов - наемников. В начале правления укреплял языческую религию. Защита Киевской Руси от набегов соседей.   1. Создал систему защиты границ государства, то есть систему «богатырских застав» на границе для оповещения при набегах. Былины о трёх богатырях: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка.
2. Разгромил печенегов и прекратил их набеги.
3.Вступил в борьбу с Польшей за пограничные земли.
4.Расширение связей с Византией и другими христианскими странами.
2. Заменил племенных князей своими сыновьями, которые должны укреплять власть киевского князя на местах. Сыновья – наместники: Ярослав-Новгород, Борис-Ростов, Глеб-Муром, Святослав - древляне, Всеволод - Владимир-на-Волыне, Мстислав - Северный Кавказ.  
Укрепление государства. 1. Подавил восстания вятичей и кривичей. 2. Покорил и присоединил племена хорватов и волынян. 3. Ликвидированы многие местные княжения, укреплено единство страны. 4. Провел крещение Руси (988 год). Причины христианизации: — потребность дальнейшего развития русского государства и общества, необходимость идеологического средства консолидации господствовавшего класса и распространения его власти на все общество.   Историческое значение крещения Руси. 1. Необходимость поднятия международного авторитета Руси. 2. Единобожие способствовало созданию единого государства. 3. Новая религия объясняла складывающееся социальное расслоение. 4. Способствовала приобщению к богатой культуре. · появилась письменность (Кирилл и Мефодий), · строились школы, развивалась грамотность, создавались первые библиотеки (при монастырях), · под влиянием Византии развивалась церковная каменная архитектура и иконопись. Первая – святого Василия. 996 год – византийскими мастерами в Киеве построен первый каменный храм – собор Святой Богородицы (Десятинная церковь).   5. В прошлое уходили многие дикие обычаи язычества, в обществе утверждалась христианская мораль, с гуманным отношением к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще. 6. Церковь становится крупнейшим феодалом. Таким образом, принятие христианства сыграло огромное положительное значение в развитии Киевской Руси.
СВЯТОПОЛК (Окаянный) (племянник Владимира) 1015 – 1019гг.
1015-1019- Вторая междоусобица на Руси. 1. Организовал убийство своих сводных братьев Бориса и Глеба и Святослава. Борис и Глеб (убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. Канонизация – причисление к лику святых. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.   2. Выступил против Ярослава с нанятыми печенегами. 1019 – Ярослав из Новгорода разбивает Святополка, становится Великим киевским князем. 1024 – договор между Ярославом и Мстиславом о разделе Руси. 1036- после смерти Мстислава власть переходит к Ярославу.  
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 – 1054 гг.)
1. Укрепил управление страной 1036 г. – сокрушительный удар попеченегам
2. В 1016 г ввел в действие первый в истории письменный свод законов «Русская Правда», ограничена кровная месть, защищались права новгородцев. Русское государство расширило свои пределы. В 1030 в Прибалтике построен г. Юрьев (Тарту). Присоединил города Юго-Западной Руси. В1036 – Черниговские и Тмутараканские земли.
3. К Киеве был построен новый Ярославов город Возрастает международный авторитет Руси. Этому способствуют многочисленные династические браки детей Ярослава с европейскими королями и принцессами (Анна Ярославна стала королевой Франции).
4.Ведется активное каменное строительство, построены Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийские соборы в Киеве (1037 г., по образцу Константинопольской Софии) и Новгороде (1045 - 1050 г.)   Киевская Русь имела широкие торговые связи - Германией, Норвегией, Швецией, Венгрией, Болгарией, Чехией, Францией, Англией Византией, арабскими странами.
  5. Воздвиг золотые ворота в Киеве.   6. «Лествичное право» наследования, т.е. власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников (старший в роду).   7. 1051- Избрание Иллариона митрополитом всея Руси. Он же известен и как автор первого философского трактата на Руси – «Слова о законе и благодати». Главная тема произведения – обоснование духовного превосходства православия над католицизмом и права Руси на достойное место среди Европейских государств, обусловленное ее христианизацией.   8. Развивал книжное дело.   9. Проводит обояривание, т.е. начинает передачу боярам земли на правах вотчины (в наследственное владение). Бояре составляют элиту дружины – старшую дружину. Из них же формируется совещательный орган при князе – Боярская дума. Кроме нее есть так же младшая дружина, состоявшая из отроков и гридей. В своих ставках великий князь назначает управляющих – огнищан.   10. Разделил Русь между сыновьями: Изяслав-Киев, Святослав - Черниговские и Тмутараканские земли, Всеволод –Переяславль. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).  
  В 9-12 веке на Руси складывается раннефеодальное государство.   Признаки феодального строя: 1.Достаточное низкое развитие техники 2.Господство натурального хозяйства 3.Наличие 2 классов: феодалов и зависимых крестьян 4.Личная зависимость крестьянина от феодала Этапы феодального строя: 9-12 век - раннефеодальное государство 12-15 век – феодальная раздробленность 15-17 век – централизованное государство   15-16 век – сословная монархия 16-17 век – абсолютная монархия.  
феодалы крестьяне
Великий киевский князь Племенные князья Дружина Старшие дружинники - бояре Боярская дума – совет крупнейших бояр при князе. Младшая дружина Воеводы, тысяцкие Духовенство Кормление – право сбора налогов на определённой территории. Феодальная вотчина – земельное владение, передающееся по наследству. Огнищанин – управляющий вотчиной. Тиун – кладовщик Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты производятся не для продажи, а для собственного потребления. Свободные - налоги - обязаны нести военную службу - живут в общине Вервь – община; круговая порука Зависимые Поземельно зависимые -рядович – поземельно зависимый крестьянин, который заключал договор -закуп – крестьянин, который брал в долг Лично зависимые -холопы Холопом можно стать: •Женившись на холопке •Продав себя от великой нужды •Дети холопов •Нарушившие договор рядовичи и закупы Повинности– принудительные обязанности. Барщина – все работы крестьян на земле феодала Оброк – плата феодалу частью продуктов или приплода скота

 

Изяслав (1054-1073, 1076-1078), Святослав(1073-1076) и Всеволод(1078-1093)- сыновья Ярослава Мудрого
  В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.   В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.
1. 1072 - Разработали новый свод законов – русскую Правду Ярославичей. Кровная месть заменена штрафом за убийство – вирой. Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси. Боролись с полоцким князем
  1073-1076 - Третья междоусобица на Руси между сыновьями Ярослава: Изяславом, Святославом, Всеволодом.
  1078 - Четвёртая междоусобица на Руси между внуками Ярослава.   1097 – Любечский съезд князей: за каждым из князей сохраняются земли отцов, князья объединяются на случай внешней опасности. Цели съезда: 1) Прекращение усобиц. 2) Организация походов против Степи (против половцев). Князья договорились о совместных походах. Они состоялись:   1103– первый совместный поход против половцев   1111- получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.   В 1113 г. умер Святополк, и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.
ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1113-1125)- внук Ярослава Мудрого.
1. Выступал против усобиц, своих сыновей рассадил по крупным городам. 1116 г. Поход против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.
2. «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах») – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную. «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.   3. Подчинение русских князей, воссоздал единство Руси   4. Снизил % за взятые в долг деньги   5. «Поучение детям» (как вести хозяйство, отношения между людьми)   6. Власть стала передаваться старшему сыну, а не старшему в роду.
  Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ План ответа: 1) исторические условия развития культуры; 2) основные достижения в развитии культуры Древней Руси; 3) историческое значе­ние культуры Древней Руси. Основные даты и события: · XI в. — первые берестяные грамоты на Руси; · середина XI в. — древнейшее из дошедших до нас произведений русской литературы — «Слово о законе и благодати» Иллариона; · середина XI в. — сооружение Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Спасского собора в Чернигове. Исторические деятели: Владимир Святой; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; Иларион; Нестор. Основные термины и понятия: летопись; зернь; скань; перегород­чатая эмаль, фреска, мозаика.   Материал к ответу: Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытностии самостоятельности. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза. Основу этого синтеза составилаязыческая культура восточно-славянских племен. Второйважнейшей составляющая явиласьхристианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав, таким образом, мощный импульс для развития культуры в целом. ПИСЬМЕННОСТЬ Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавшихпервую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения. О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяныеграмоты XI века,содержащие бытовые записи характера, письма и т.д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий - граффити. Первые шко­лы появились в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была со­брана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только со­временные ему рукописи, но и ряд древнегреческих сочинений. ЛИТЕРАТУРА Фольклор, героический эпос Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины (старины), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV века служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью (Остромирово Евангелие XI в. и Мстиславово Евангелие XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным. Древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: · летописание, · житие, · слово (поучение), · хождения · исторические повести.     - Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные (по летам) записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца. Древнейшая русская летопись - Повесть временных лет, составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора и датируют 1113 г. Повесть временных лет дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них - Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения - единство и величие русской земли. С ХII в. расцвет получает летописание местных феодальных центров.   - Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)   - Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра - торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия - Слово о законе и благодати, которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI в.). Слово первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором - представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей. Яркий образец нравоучительного красноречия - Поучение Владимира Мономаха (1096 или 1117г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии. -Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения)- разновидность литературы путешествий. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - Хожение игумена Даниила в Палестину.   - Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является Слово о полку Игореве, (конец ХII в.) призывающее к единству русских земель, выступающее против усобиц, противопоставляющее два состояния человечества - мира и войны. Своеобразие Слова о полку Игореве обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.   К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Наличие произведение, стоящих вне жанровых систем (Поучение Владимира Мономаха, Слово о полку Игореве), свидетельствует об интенсивном творческом поиске отечественных авторов. АРХИТЕКТУРА Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Каменное строительство начинается в конце X в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых сооружений и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Конец X века - первый каменный храм – Десятинная церковь в Киеве. XI в.– Софийские соборы в Киеве при Ярославе Мудром (1037) и Новгороде (1045). Одновременно с храмами из камня строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. Выдающимся памятниками гражданского строительства стали Золотые ворота в Киеве (XI в.).     ЖИВОПИСЬ Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами. Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Основная тематика


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: