Структура правоотношений




Правоотношения.

Понятие, виды и содержание правоотношений. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения (юридические факты). Действия и события. Правонарушения. Понятие и признаки правонарушения. Мотив. Виды правонарушений. Состав правонарушения. Вина. Прямой и косвенный умысел. Неосторожность.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с понятием правоотношения, правонарушения, их особенностями. Формировать умение работать с понятиями, разрешать правовые ситуации, воспитывать уважительное отношение к праву.

Формировать умение выделять основные признаки явления, сравнивать, делать выводы, формировать интерес к предмету.

Формируемые УУД: учащиеся поясняют понятия, называют признаки правоотношений, их структуру, состав правоотношений, поясняют правовые ситуации, выделяют основные признаки явлений

Планируемые методы, приемы, технологии: деятельностный подход, работа с понятиями, разрешение правовых ситуаций, беседа, рассказ

Ключевые дефиниции: Правоотношения, правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Юридические факты. Действия и события. Правонарушения. Мотив. Состав правонарушения. Вина. Прямой и косвенный умысел. Неосторожность.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Контроль знаний и умений

Понятие и принципы правотворчества. Стадии правотворческого процесса. Законодательный процесс в Донецкой Народной Республике. Особенности формирования законодательной базы в Донецкой Народной Республике

 

III.Изложение нового материала

Понятие и виды правоотношений

Понятие. Признаки Виды
1.Отношения, регулируемые правовыми нормами 2.Возникают на основе норм права или договора, на основе юридических фактов 3.Участники наделены правами и обязанностями 4.Субъекты-дееспособные лица 5.Обеспечиваются государством   1.По предмету правового регулирования: Административные, Конституционные, гражданско- правовые, уголовные, семейные… 2.По предмету правового регулирования: -диспозитивные (договорные), - императивные (отношения с инспектором ГАИ).  

Структура правоотношений

Субъекты Объекты Содержание
Участники правовых отношений (физические лица, юридические лица) Могут быть только дееспособные лица, правосубъектные учреждения. Правосубъектность- способность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей Дееспособность полная, неполная, ограниченная Дееспособность лица – способность приобретать своими действиями права и обязанности Знать понятия деликтоспособность- способность нести юридическую ответственность. Договороспособность – право заключать договор обязанности Знать понятия деликтоспособность- способность нести юридическую ответственность. Договороспособность – право заключать договор Материальные (движимое и недвижимое имущество), духовные (произведения литературы, изобразительного искусства, научные открытия,)или социальные блага (здоровье, честь, достоинство). Юридическое содержание – поведение субъекта в соответствии с правовыми нормами   Фактическое содержание - деятельность субъекта, в которой он реализует субъективные права и обязанности   Юридические факты предусмотренные юридическими нормами конкретные жизненные обстоятельства, которые вызывают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. События и действия События не зависят от воли людей Действия – факты, наступление которых зависит от воли людей

1.Гражданин К. и гражданин Б. заключили договор купли – продажи, в соответствии с которым гражданин А. продал гражданину Б холодильник.(Субъекты, объекты, возникли субъективные права и обязанности у покупателя. Юридический факт. Действие.)

2.По договору найма жилого помещения гражданин С. предоставил дом в пользование гражданину П. на определенный срок за плату. (Объект, субъект, юридическое содержание. Фактическое содержание. Факты. Действия.)

3.Гражданин И. заключил брак с гражданкой К..

3.Понятие и признаки правонарушения. Мотив. Виды правонарушений. Состав правонарушения. Вина. Прямой и косвенный умысел. Неосторожность.

Правонарушение, его признаки Состав правонарушений
Противоправное, виновное, общественно опасное действие или бездействие, за которое предусмотрена юридическая ответственность   Виды правонарушений: 1.Административные 1.Уголовные Состав правонарушения — совокупность его элементов. Структура правонарушения такова: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. 1.Объектом правонарушения являются социальные блага, явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Об объекте конкретного правонарушения можно говорить предметно: объектами посягательства являются жизнь человека, его здоровье, имущество гражданина, организации, атмосфера, загрязняемая правонарушителем, лес, им уничтожаемый, и т. п. 2.Субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние. Им может быть индивид или организация. Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью). a. 3. Объективная сторона правонарушения — это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения — очень сложный элемент состава Правонарушения, требующий для его установления очень много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются: деяние (действие или бездействие); b. противоправность, т. е. противоречие его предписаниям правовых норм; c. вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.); d. причинная связь между деянием и наступившим вредом, т. е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя, устанавливающего, предшествовало ли по, времени то или иное поведение наступившему результату или нет; e. место, время, способ, обстановка совершения деяния. 4. Субъективная сторона правонарушения — ее составляют вина, мотив, Цель. Вина как психическое отношение лица к совершенному правонарушению имеет различные формы. Она может быть умышленной и неосторожной. Умысел бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность. Именно субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса (случая). Казус — это факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица. Кроме вины как главного элемента в субъективную сторону правонарушения включаются также мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения и цель — конечный результат, к которому стремился правонарушитель, совершая противоправное деяние.  

Казус может быть как следствием действия природных явлений (наводнение, пожар), так и результатом поступков других людей и даже результатом действий формального причинителя вреда, которые человек не осознавал либо не пред-видел возможные их последствия. Казус — это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым своим формальным признакам случай сходен с правонарушением. Будучи лишен вины (умышленной или неосторожной), он не влечет ответственности лица, по отношению к которому рассматривается.

Пример казуса. Следуя на автомашине по тихому переулку, водитель неожиданно увидел, как из-за кустов на дорогу выкатился мяч, а следом за ним выбежала девочка лет пяти. Желая предотвратить наезд на девочку, водитель резко вывернул руль влево. Девочка осталась жива и невредима, но сидевший на заднем сиденье подросток в результате такого резкого поворота ударился головой о стойку салона автомобиля и получил тяжкие телесные повреждения. Родители просили привлечь водителя к уголовной ответственности. Суд, рассмотрев дело, признал водителя невиновным, указав, что хотя водитель должен был предусмотреть все последствия его резких действий, он не мог этого сделать по причине малого промежутка времени (доли секунды), разделяющего момент появления девочки на дороге и момент принятия решения — резко повернуть руль.

Пример умысла. Собственники дачи, которую они оставляют на зимний период, озабоченные проблемой сохранности имущества и желающие наказать возможных похитителей, оставили недопитую бутылку спиртного, в которую всыпали яд. В случае смерти кого-либо из пожелавших «отведать» содержимое бутылки собственники дачи будут отвечать за умышленное убийство.

Пример неосторожности. Подростки, достигшие 15 лет, на квартире одного из них осматривали охотничье ружье. Один из друзей, с интересом ощупывая приклад, ствол оружия, нажал на курок... Ружье оказалось заряженным. Пуля влетела в живот стоящего напротив подростка. От полученного ранения тот скончался. Нажавшего на курок следует считать виновным (неосторожность в форме небрежности) в совершенном убийстве.

IV.Подведение итогов

1. Какие из перечисленных действий являются проступками, а какие – преступлениями?
Укажите виды правонарушений. Охарактеризуйте их.
А. Во время начавшегося пожара в панике школьник покинул помещение и скрылся. Оставшихся в горящей квартире малолетних детей спасли пожарные;
Б. В разговоре с прохожим старшеклассник употребил нецензурную брань.
В. Введя в заблуждение редакцию, гражданин опубликовал в газете заведомо ложные сведения о честном человеке;
Г. Грузовик, управляемый подвыпившим шофёром с сынишкой в кабине, перевернулся. Ребёнок погиб. Водитель остался инвалидом.
Д. Юный футболист случайно разбил мячом стекло в окне квартиры;
Е. Пьяный водитель, превысив скорость, сбил человека и скрылся. Пострадавший умер.
Ж. Подросток украл личные вещи из школьной раздевалки;
З. «Фанаты» испортили краской стены дома;
2. Заполните пропуски:
Группа подростков решила обворовать личный автомобиль. Двое их них вскрыли машину, похитили вещи. Третий наблюдал за окнами ближайшего дома, не прикасаясь к вещам. Ему казалось, что он «ни при чём». На самом деле он_________преступления. Остальные двое-__________________преступления. К мысли о краже и её «выгодах» их подвёл посторонний, т.е._________________. Кто-то предложил план похищения. Он___________
преступления. Все они________________преступления.
3. Законны ли требования администрации магазина?
Восьмиклассник Николай, проходя мимо хозяйственного магазина, заметил, что в нём начался пожар, Николай не стал терять времени на вызов пожарной команды, разбил витрину и ликвидировал очаг пожара. Однако в пылу схватки с огнём он разбил фарфоровый сервиз. Администрация магазина потребовала от Николая возместить ущерб в сумме 700 руб.
4. Какие меры принудительного воздействия в одних обстоятельствах могут быть административным взысканием, а в других – уголовным наказанием:
1. Предупреждение
2. Штраф
3. Конфискация имущества
4. Лишение свободы
5. Исправительные работы
6. Административный арест
7. Лишение права занимать определённую должность
5. Какие обстоятельства являются смягчающими вину, а какие – отягчающими;
1. Предотвращение виновным последствий совершенного преступления;
2. Совершение преступления лицом, ранее уже совершившим преступление;
3. Совершение лицом преступления, находящимся в состоянии опьянения;
4. Добровольное возмещение нанесённого ущерба;
5. Совершения преступления организованной группой;
6. Совершение преступления из-за зависти, мести, хулиганских побуждений;
7. Чистосердечное раскаяние;
8. Явка с повинной;
9. Подстрекательство несовершеннолетних к совершению преступления;
10.Тяжкие последствия, вызванные преступлением.
6. Решите следующие обстоятельства:
А. «…Трое преступников проникли в кассу и, угрожая кассиру ножом, завладели дневной выручкой. Уйти им помешал молодой рабочий. Завязалась борьба. Это вынудило молодого человека, защищаясь, пустить в ход какой-то тяжёлый предмет. Один из преступников упал. Два других убежали. Деньги были спасены».
1. Какое обстоятельство: смягчающее или отягчающее вина преступников. Почему?
2. Что совершил молодой человек? Было ли преступлением нанесение тяжких телесных повреждений преступнику? В каких пределах действовал молодой человек?
Б. «..На автостоянке загорелся бензовоз. Взрыв неминуем, а рядом люди, техника. Проходивший мимо шофёр сумел завести двигатель и направил машину к берегу реки. У самого обрыв он выпрыгнул из кабины. Бензовоз упал в воду»
1. Последует ли наказание шофёру? Было ли это преступлением? Почему?
2. В каких условиях действовал водитель?

V.Домашнее задание: прочитать конспект, знать понятия

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: