INFLUENCE OF THE PEDAGOGICAL STYLE OF COMMUNICATION ON THE EMOTIONAL WELFARE OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE




ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Научный руководитель:

Мишанова О.Г.

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства ЮУрГГПУ

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос об особенностях педагогического общения, в том числе его стилях, и влиянии этих стилей на эмоциональную среду и психическое состояние ребенка в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: общение, стили, эмоции, эмоциональное благополучие.

Chuykina M.V.

Student of the faculty of preschool education, 1 course

Chelyabinsk

INFLUENCE OF THE PEDAGOGICAL STYLE OF COMMUNICATION ON THE EMOTIONAL WELFARE OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Scientific adviser:

Mishanova O.G.

doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and psychology of childhood, Ural state pedagogical University

Abstract: The article discusses the peculiarities of pedagogical communication, including its styles, and the influence of these styles on the emotional environment and the mental state of the child in the preschool age.

Key words: communication, styles, emotions, emotional well-being.

Общение – это неотъемлемая часть нашего общества. Каждый день мы сталкиваемся с данным понятием, не задумываясь о том, что же на самом деле оно значит? Может ли этот процесс как-то повлиять на развитие подрастающего поколения?

В энциклопедии социологии определение слова «общение» трактуется как процесс взаимодействия социальных групп или отдельных индивидов, удовлетворяющийглавную потребность человека – быть включенным в социум и культуру. По мнению многих педагогов, общение является важнейшим фактором развития личности в ребёнке, формирующим его психику. Большое воздействие на детей и их эмоции имеет педагогическое общение, которое выступает главным «инструментом» при работе с детьми.Возникает вопрос, что такое эмоциональное благополучие ребенка?Психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности людей, в психологии называют эмоциями. Под эмоциональным благополучием детей дошкольного возраста понимают такую характеристику, которая может дать качественную оценку психического и эмоционального состояния ребенка.

В современной педагогике вопрос о педагогическом общении и его влиянии на эмоциональное благополучие детей остается актуальным уже несколько десятилетий. Мы считаем, что наиболее важной задачей педагога в его деятельности является создание благоприятных условий для воспитания и обучения детей и развития в них личности. Проблемы такого рода могут решиться только при правильном взаимодействии с ребенком.От того, как мы будем общаться с ребёнком, зависит не только его психическое состояние, но и становление какого-то определённого типа поведения.

Общение педагога должно быть направлено на формирование личности обучаемого, на развитие у него уверенности в себе и своих словах. Кроме того общение, организуемое педагогом имеет определенную цель – «не для себя», а «для других»: не для себя рассказать полезную информацию, а вызвать интерес у детей, не самому узнать что-то новое, а научить.

Продуктивность деятельности педагога зависит от стиля его общения. Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. «Стиль – это метод, совокупность приемов какой-нибудь деятельности». Под стилем общения педагога следует понимать индивидуальные особенности взаимодействия педагога с обучающимися. Рассмотрим общепринятое деление стилей общения на авторитарный, демократический и либеральный. Такое деление предложил известный американский психолог немецкого происхождения Курт Левин.

Под авторитарным стилем понимают жесткое контролирование ситуации. Авторитарный педагог сам решает все вопросы, связанные с учащимся, не позволяя проявить ему инициативу и самостоятельность, и ориентируется только на негативные поступки детей, не обращая внимания на мотивы данных действий. Основные формы взаимодействия при таком стиле – приказ, указание, выговор. Такой стиль ставит огромную преграду в воспитании личности в ребенке. У него формируется повышенная агрессия и нежелание работать в коллективе, так как чрезмерное контролирование и давление со стороны педагога создают неблагоприятные эмоциональные условия для развития и воспитания ребёнка. Общение в авторитарном стиле может привести к конфликтности и недоброжелательности воспитанников.Данный стиль приводит к негативным эмоционально-поведенческим реакциям ребенка. В случае, когда педагог доминирует над детьми и требует от них беспрекословного послушания и повиновения, не может быть и речи об эмоциональном благополучии. Ситуация приведет только к нарушению в эмоциональной сфере ребенка и внутреннему дискомфорту. А в результате это может сложитсянежелание посещения детского сада или школы.

При демократическом стиле общения педагога с детьми наблюдается широкий контакт, появление взаимопонимания, уважения и доверия. Педагог-демократ стремится получить обратную связь от детей, не подавляя их строгостью и наказаниями.Он не станет говорить ученику, который нарушает дисциплину на занятии: «Ты плохо себя ведешь! Встань и подумай над своим поведением!». Он скажет: «Кто мешает нам работать?». В таком случае дети будут понимать и оценивать свое поведение по отношению к другим. Кроме того, такое общение будет формировать в ребенке уверенность в себе и своих поступках, развитие общительности и коммуникабельности, доверительных отношений в коллективе. Демократический стиль воздействует на успешное формирование психики ребенка и благоприятствует обучению.

Либеральный или попустительский стиль общения характеризуется минимальной вовлеченностью педагога в работу. Он безынициативен, равнодушен и безответственен. Это приводит к падению авторитета учителя в глазах учеников. Такой педагогстарается не портить ни с кем отношения, он ласков и доброжелателен в общении. Всегда воспринимает детей инициативными и самостоятельными. При взаимодействии с таким учителем, ребенок очень рано может проявить самостоятельность и независимость, но у него не будет способности к сопереживанию другим людям и участию в группе.

В процессе изучения материала мы пришли к выводу о том, что педагогу необходимо придерживаться правила трех «П»:

1. Понимать ребенка изнутри. Видеть мир с двух сторон – своей собственной и ребенка.

2. Принимать самого ребенка и его индивидуальные особенности независимо от того, какое отношение к нему сложилось

3. Признавать право ребенка в решении тех или иных проблем. Давать ему возможность самостоятельно действовать, но не пренебрегать этим.

В заключении мы хотим сказать, что стиль общения не является врожденным как и некоторые характеристики человека, он формируется и воспитывается в процессе практики. Учителю необходимо владеть всеми тремя стилями общения и уметь гибко владеть ими, регулировать их. Ребенок больше времени проводит в общении со своими сверстниками и педагогами. Поэтому так важно, чтобы действия, эмоции и общение педагога стали ключом к решению многих ситуаций и конфликтов. Ведь именно педагог занимает одно из основных положений в жизни ребенка-дошкольника.

Список литературы:

1. Мишанова, О.Г. Основы педагогического управления общением обучающихся: Учебное пособие / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011. – 163 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: