В.С. Нечипоренко,
Т.П. Вернигорова
Социальное лидерство и
управленческая элита
Учебное наглядное пособие
Москва
Издательство РАГС
2010
УДК | |
ББК | |
Н |
Материалы рекомендованы к изданию
кафедрой государственной службы и кадровой политики
Рецензент
Б.Т. Пономаренко – доктор исторических наук, профессор;
А.П. Брежнева – кандидат социологических наук, доцент
Нечипоренко В.С., Вернигорова Т.П.
Н | Социальное лидерство и управленческая элита: Учебное наглядное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 162 с. |
Учебное наглядное пособие составлено в соответствии с программой спецкурса «Социальное лидерство и управленческая элита», который читается для студентов, слушателей и аспирантов РАГС. В форме схем, таблиц, графиков показано место и роль элитологии в системе наук, объект и предмет этой дисциплины, место лидеров и элиты в социальной структуре общества.
Схемы отражают основную проблематику курса, содержат дополнительные данные, раскрывающие его содержание. Формализация положений теории должна помочь лучшему запоминанию и творческому усвоению материала.
Материалы рассчитаны на преподавателей, студентов, слушателей и аспирантов РАГС. Могут быть использованы в учебном процессе в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственной власти и местного самоуправления.
УДК | |
ББК |
© Нечипоренко В.С., 2010
© Вернигорова Т.П.., 2010
© Издательство РАГС, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………… | ||
Организационно-методические указания ………………………….. | ||
Учебно-тематический план …………………………………………... | ||
Содержание тем учебной программы ………………………………. | ||
Логико-графические схемы ………………………………………….. | ||
Тема 1. | Социальное лидерство: понятие, природа и место в обществе ………………………………………………………. | |
Тема 2. | Типы, уровни и механизмы социального лидерства ……. | |
Тема 3. | Технологии социального лидерства ……………………… | |
Тема 4. | Выборы как механизм обеспечения лидерства ………….. | |
Тема 5. | Элита и лидерство в системе властных отношений …….. | |
Тема 6. | Генезис управленческой элиты России ………………….. | |
Тема 7. | Современная управленческая элита: характерные черты и проблемы формирования ……………………………….. | |
Тема 8. | «Элитная инженерия» как технология формирования управленческих кадров ……………………………………. | |
Тема 9. | Социологический анализ результативности лидерства … | |
Тема 10. | Место лидерства и элиты в кадровой политике государства и организации ………………………………………… | |
Вопросы к зачету ……………………………………………………… | ||
Литература ……………………………………………………………... | ||
Понятийный аппарат …………………………………………………. |
Введение
Закономерен и естественен интерес общества к роли тех руководителей, которые участвуют в принятии решений во всех жизненно важных областях социальной жизни, оказывая огромное влияние на поведение миллионов людей.
В научной литературе эти социальные слои называют «правящим классом»; «активным меньшинством», но наиболее употребим термин «элита», под которым понимают самую влиятельную часть социальной структуры, которая на всех этапах истории общества играет ведущую, консолидирующую роль по обеспечению его стабильности и развития.
В XX в. понятие элиты вошло во все социологические и политологические словари, но не стихают острые дискуссии, связанные с его толкованием.
На XIX Всемирном философском конгрессе справедливо отмечалось, что все говорящие и пишущие об элите интуитивно понимают, о чем идет речь, но как только пытаются эксплуатировать это понятие, так неминуемо возникают разногласия, обнаруживается огромный разброс мнений и точек зрения, порой диаметрально противоположных.
Помочь их разрешить призван спецкурс «Социальное лидерство и управленческая элита».
В учебном пособии исследуется место и роль лидеров и элиты в социальной структуре общества, их влияние на социальный процесс. Определяя элиту как особый социальный слой людей, занимающих высшие позиции, осуществляющих руководство и управление, рассматривается проблема качественных характеристик: компетентности, образовательного и культурного уровня. От эффективности деятельности лидеров и элиты во многом зависит качество жизни населения, авторитет страны в мировом сообществе.
Особое значение проблемы элиты и лидерства имеют для современной России, переживающей сложный процесс модернизации.
Одна из главных задач предлагаемого спецкурса – попытаться найти ответ на вопрос: являются ли трудности постсоветского периода результатом влияния объективных причин, неотвратимых факторов перехода от тоталитаризма к демократии или же это во многом действие субъективных факторов, в том числе – низкого качества управления. В последнем случае важнейшая задача общественных наук – определение путей и возможностей повышения этого качества, разработка моделей оптимального управления.
Исследование элиты и лидерства – междисциплинарная проблема. В спецкурсе выявляются различные уровни ее решения: философско-исторический, на котором она обычно связывается с проблемой роли выдающихся людей, лидеров исторического развития; политологический, где она выступает как исследование роли лидера и элиты в определенной политической системе; социологический, где выявляется связь лидерства и элиты с социальной структурой, место и роль их в функционировании социального организма, а также проблема лидерства в малых группах; социально-психологический, анализирующий лидерство и элиту как элементы межличностных отношений; психологический, рассматривающий особенности личности лидера и представителей элиты. Все эти аспекты лидерства и элиты рассматриваются в рамках спецкурса.
Организационно-методические указания
Учебное наглядное пособие «Социальное лидерство и управленческая элита» разработано в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации.
Учебная дисциплина обеспечивает преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом».
Целью обучения слушателей по данной дисциплине является систематизация и углубление знаний, формирование навыков и умений в сфере государственного управления.
Воспитательной целью учебной дисциплины является повышение управленческой культуры, укрепление правосознания, нравственных качеств, развитие ценностных ориентаций, необходимых специалисту.
Предметно-содержательная составляющая учебной дисциплины предполагает изучение следующих основных проблем:
– рассмотрение общеметодологических проблем элиты и лидерства, прежде всего, их сущности, типологии и структуры, роли и места в общественной системе, факторов, детерминирующих эволюцию руководящего кадрового состава государственного управления;
– анализ социально-политических корней, этапов и моделей элитообразования, закономерностей смены элит, их воспроизводства;
– изучение особенностей и роли современной административно-управленческой элиты и лидеров России как важнейших факторов целостного и устойчивого развития современного российского общества;
– определение элитной инженерии как специальной технологии формирования высших административно-управленческих кадров, механизма преодоления во властных структурах карьеризма, коррупции и бюрократизма.
При организации и проведении учебных занятий по дисциплине «Социальное лидерство и управленческая элита» необходимо:
− учитывать категорию обучаемых на программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации – слушатели имеют высшее профессиональное образование, определенный жизненный опыт и опыт работы в должностях руководителей и специалистов различных организаций;
− максимально увязать рассматриваемые учебные вопросы с особенностями и практикой их реализации на государственной службе;
− в ходе проведения учебных занятий использовать инновационные подходы и методы, направленные на повышение качества обучения и профессиональной компетентности слушателей, а также средства мультимедиа, современные информационные и коммуникационные технологии;
− с учетом незначительного количества учебных часов, отводимых на учебную дисциплину, а также категории обучаемых, по каждой теме учебных занятий давать рекомендации слушателям по более углубленному самостоятельному изучению рассматриваемых проблем;
− к каждому учебному занятию преподавателю совместно с методистом готовить дидактический и раздаточный материал, который слушатели могут использовать при самостоятельном изучении рассматриваемых вопросов.
Занятия по темам учебной дисциплины осуществляются в формах лекций, практических занятий.
Форма итогового контроля знаний слушателей – зачет.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество учебных часов | Контрольные формы | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
Лекции | Активные формы | |||||
1. | Социальное лидерство: понятие, природа и место в обществе | |||||
2. | Типы, уровни и механизмы социального лидерства | |||||
3. | Технологии социального лидерства | |||||
4. | Выборы как механизм обеспечения лидерства | |||||
5. | Элита и лидерство в системе властных отношений | |||||
6. | Генезис управленческой элиты России | |||||
7. | Современная управленческая элита: характерные черты и проблемы формирования | |||||
8. | «Элитная инженерия» как технология формирования управленческих кадров | |||||
9. | Социологический анализ результативности лидерства | |||||
10. | Место лидерства и элиты в кадровой политике государства и организации | |||||
11. | Зачет | 2 Зачет | ||||
Аудиторные занятия: 16 часов | Лекции: 4 часа Активные формы занятий: 14 часов | |||||
Итого: |
Содержание тем учебной программы
Тема 1
Социальное лидерство:
понятие, природа и место в обществе
Природа лидерства. Потребность в лидерах в процессе совместной деятельности людей, организации общественных связей.
Понятие лидерства как формы реализации субъектно-объектных общественных отношений. Субъекты и объекты лидерства. Отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Сферы влияния лидера.
Теории лидерства: теория «черт»; ситуационная теория; теория определяющей роли последователей; синтетическая теория лидерства.
Тема 2