Материально-техническое и методическое обеспечение: «Русский язык» Н.А. Герасименко, «Методика обучения преподавания русского языка в начальных классах» Львова М.Р., В.Г.Горецкого, О.В.Сосновской,
Содержание занятия
1. Основные вопросы лекции
1. Классификация предложений.
2. Виды работы с предложением на уроках русского языка.
3. Варианты изучения однородных членов предложения.
4. Анализ и синтез структуры сложного предложения.
5. Прямая и косвенная речь.
В тетради для лекций (русский язык) составьте опорную схему на основе §§ 113, 114, 115, 117 (дополните).
Предложения
По цели высказывания
По эмоциональной окраске
По структуре
простые сложные
двусоставные односоставные
По наличию второстепенных членов
распространённые ………..
По полноте высказывания
……… неполные
Запишите:
Виды односоставных предложений
Способы выражения сказуемого | |||
1.О-л 2. Н-л 3. Об.- личн. 4. Безл. | Люблю широкое раздолье и в рощах трели соловья. Звонят. В дверь постучали. Добро на худо не меняют. Тише едешь - дальше будешь. За ночь сильно вызвездило. От воды веяло свежестью. Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. На дворе темно. Сильнее кошки зверя нет. Никого уже не было во дворе. | Действие отнесено к определённому субъекту Действие отнесено к неопределённому субъекту Действие отнесено к обобщённому субъекту, ко всем Действие или состояние, возникающее независимо от производителя действия | Гл. 1, 2 л. ед. и мн. ч. изъяв. накл.; гл. повел. накл. Гл. 3л. мн.ч. наст. и буд.вр.; гл. пр.вр. мн.ч.; гл. в сосл. накл. Гл. 1, 2л. ед. и мн.ч.; 3л.; гл. пр. вр. мн.ч. Безличн. гл.; личный глаг. в безличном знач.; слово категории состояния; отрицательное слово |
Если что-то непонятно, то прочитайте §§ 126-128.
|
Схема разбора простого предложения
Дать характеристику предложения по цели высказывания.
Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске.
Определить структуру предложения.
Указать, какое предложение по наличию второстепенных членов предложения.
Дать характеристику предложения по полноте высказывания.
Указать, чем осложнено предложение.
Объяснить знаки препинания.
Далее рассмотрим, какие виды упражнений используются в начальной школе. Перейдём к методике.
Запишите выделенное жирным шрифтом в тетрадь для лекция (методика).
Виды упражнений:
Работа над интонацией предложения.
Вычленение предложения из потока речи.
Редактирование предложения.
Составление рассказа с последующим анализом предложений определённой структуры.
Распространение предложений.
Восстановление деформированного предложения.
Анализ предложения и составление его схемы.
Составление предложений по данной схеме.
- Какие 3 подхода возможны к изучению однородных членов предложения в начальной школе? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике и запишите его.
«Методика обучения преподавания русского языка в начальных классах» Львова М.Р., В.Г.Горецкого, О.В.Сосновской, раздел III, глава 11, с. 281 – 282.
Если нет учебника, воспользуйтесь электронным учебником.
|
Ссылка:
academia-moscow.ru ›ftp_share…fragments/fragment…
Сложное предложение подробнее изучается по программе «Начальная школа 21 века». Программой «Школа России» предусмотрено практическое изучение сложных предложений. Учитель не должен обходить молчанием сложные предложения, употребленные учащимися в устной и особенно в письменной речи. Практически он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями сложных предложений, в частности наличием в таких предложениях двух частей: 1) две самостоятельные части объединены в одно предложение, например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие; 2) в предложении одна часть зависит от другой, например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник на силос. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно.
Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям о постановке запятой в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа письменных работ, выполненных учащимися (изложений, сочинений), а также при подготовке к написанию разного вида творческих работ сообщается о постановке запятой в сложном предложении, вторая часть которого начинается со слов: который, если, потому что, так как.
- Какую работу проводит учитель по построению и оформлению прямой речи? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике и кратко запишите его.
«Методика обучения преподавания русского языка в начальных классах» Львова М.Р., В.Г.Горецкого, О.В.Сосновской, раздел III, глава 11, с. 283 – 284 (верхние 2 абзаца).
Задание на дом
«Методика обучения преподавания русского языка в начальных классах» Львова М.Р., В.Г.Горецкого, О.В.Сосновской, раздел III, глава 11, с. 281 – 284.
Записи лекции присылать не нужно.