Особенности поэтики О. Э. Мандельштама




Г. Литература

Тема урока: О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Стихотворения.

Цель

Образовательная

- познакомить обучающихся с творчеством О. Мандельштама, представить поэтику его стихов, музыкальную природу эстетического переживания.

Мандельштам Осип Эмильевич (1891–1938 гг.) – русский поэт, прозаик, переводчик, критик. Один из крупнейших представителей русской литературы ХХ века — Серебряного века. Был дважды репрессирован из-за своего резкого стихотворения о

Детство и образование

Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве в еврейской семье. Отец будущего поэта был мастером перчаточного дела, купцом. В 1897 году Осип Эмильевич вместе с семьей переехал в Петербург.

В 1900 году Мандельштам поступил в Тенишевское училище. В 1907 году несколько месяцев посещал лекции в Санкт-Петербургском университете. В 1908 году Осип Эмильевич уезжает во Францию, поступает в Сорбонну и Гейдельбергский университет. В этот период Мандельштам, биография которого как писателя только начиналась, посещает лекции Ж. Бедье, А. Бергсона, увлекается творчеством Ш. Бодлера, П. Верлена, Ф. Вийона.

В 1911 году из-за сложного финансового положения семьи Мандельштаму пришлось вернуться в Петербург. Он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, однако к учебе относился несерьезно, поэтому курса так и не окончил.

Начало творческой деятельности

В 1910 году стихотворения Осипа Эмильевича были впервые опубликованы в петербургском журнале «Аполлон». Раннее творчество Мандельштама тяготеет к символистской традиции.

Познакомившись с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой, Мандельштам становится постоянным участником заседаний «Цеха поэтов». В 1913 году увидел свет дебютный сборник стихов поэта – «Камень», который затем дописывался и переиздавался в 1916 и 1921 годах. В это время Мандельштам принимает активное участие в литературной жизни Петербурга, знакомится с Б. Лившицем, Мариной Цветаевой.

В 1914 году в краткая биография Мандельштама пополнилась важным событием – писатель был избран членом Всероссийского литературного общества. В 1918 году поэт сотрудничал в газетах «Страна», «Вечерняя звезда», «Знамя труда», работал в «Наркомпросе».

Годы гражданской войны. Зрелое творчество

В 1919 году во время путешествия в Киев Мандельштам посещает поэтическое кафе «ХЛАМ», где знакомится со своей будущей женой, художницей Надеждой Хазиной. Во время гражданской войны писатель скитался с Хазиной по России, Украине, Грузии. У Осипа Эмильевича был шанс сбежать с белогвардейцами в Турцию, однако он предпочел остаться в России. В 1922 году Мандельштам и Хазина женятся.

Стихи Мандельштама периода революции и Гражданской войны вошли в сборник «Tristia» (1922 г.). В 1923 году вышли сборники «Вторая книга» и третье издание «Камня». В 1925 году увидела свет автобиографическая повесть писателя «Шум времени». В 1927 была закончена повесть «Египетская марка». В 1928 году вышли последние прижизненные книги Мандельштама – «Стихотворения» и «О поэзии».

Последние годы и смерть

В 1933 году Мандельштам написал антисталинскую эпиграмму, за которую был отправлен в ссылку. С 1934 по 1937 год писатель находится в ссылке в Воронеже, жил в нищете, но не прекращал литературной деятельности. После разрешения на выезд был снова арестован, на этот раз сослан на Дальний Восток.

27 декабря 1938 года Осип Эмильевич Мандельштам скончался от тифа в пересыльном лагере на Второй речке (сейчас окрестности Владивостока). Место захоронения поэта неизвестно.

Интересные факты

  • В поэтический кружок В. Иванова юного Мандельштама привела бабушка будущего поэта – Софья Вербовская.
  • Мандельштам в совершенстве владел французским, английским и немецким языками, переводил произведения Ф. Петрарки, О. Барбье, Ж. Дюамеля, Р. Шикеле, М. Бартеля, И. Гришашвили, Ж. Расина и др.
  • Мандельштам был влюблен в Марину Цветаеву и очень тяжело переживал разрыв отношений – из-за неудачного романа писатель собирался даже уйти в монастырь.
  • Произведения и личность поэта Мандельштама были под строжайшим запретом в России почти 20 лет. Его жена, Надежда Яковлевна издала три книги воспоминаний о муже.

Особенности поэтики О. Э. Мандельштама

О. Э. Мандельштам являлся уникальным создателем поэтической системы в русской литературе первой половины XX века. В его лирике весьма умело сочетаются классичность стиля и мотивов с модернистскими тенденциями. Сложнейший поэт, глубокий мыслитель, нетипичный прозаик, Мандельштам никогда не перестанет быть актуальным. «Стиль сдвинутостей», «поэтика реминисценций», «поэтика пропущенных звеньев», «парадоксализм», «семантическая поэтика», «синтетическая поэтика» [М. Л. Гаспаров, Н. Струве, Р. Д. Тименчик, В. Н. Топоров, К. Тарановский] - все эти многочисленные определения поэтической манеры О. Э. Мандельштама свидетельствуют о том, что в его творчестве особым образом воплотилось некое новое знание о мире.

Свой творческий путь Осип Эмильевич Мандельштам начинал как приемник символистов, однако на тот момент распад символизма был уже для всех очевиден. Стихотворения, вошедшие в первый сборник «Камень» 1913 года, были уже лишены идеологии и философии, характерной для символизма. В стихотворениях этого периода часто преобладали музыкальные образы. По утверждению поэта, музыка является первоосновой всего живого. При создании данных образов Мандельштам обращался к творчеству таких композиторов, как Моцарт, Бетховен, Бах и другим.

В 1912 году Мандельштам примыкает к акмеистам. В связи с чем меняется тональность и содержание его лирики. В этот период творчества для Мандельштама характерно стремление к изображению трехмерного мира. Эта трехмерность понимается писателем в различных значениях, в том числе и как архитектурная пропорция и ее материал. Действительность мыслилась Мандельштамом архитектонически, в виде законченных структур. В это время значительно меняется тематика стихотворений, образный стиль и колорит, однако методическая основа при этом остается прежней. Характерной особенностью поэтики этого времени является предметность и вещественность изображаемого. Поэт склонен наделять предметы ощутимой тяжестью, весом. Большое значение при этом уделялось фактуре вещи, ее плотности и материалу. Поэт размышляет о философской сути камня, глины, дерева, яблока, хлеба. Наделяя предметы весом, Мандельштам пытается найти в камне философско-мистический смысл [Гинзбург, 1972, с. 309].

Стихотворения того времени характеризуются строгостью отбора слов и замедленным ритмом, что придает торжественность звучанию. Параллельно с данной тематикой представлена архитектурная образность. Однако Мандельштам не просто использует архитектурные образы, он при этом делится своим впечатлением посредством цепи ассоциативных деталей. Отсюда вытекает такая особенность его поэтики как ассоциативность, а также импрессионизм письма. Благодаря ассоциативному мышлению, с помощью ряда предметов, наименований, различных признаков, цепи связей, создаваемой воображением, поэту удается умело соединить образы мировой культуры и явления жизни.

Ассоциативность Мандельштама, его поэтика сцеплений была истори-чески подготовлена. Будучи учеником символистов, поэт отбрасывает на второй план чувствительность, однако при этом у него остается особенность слова вызывать неназванные представления, ассоциации. Ассоциативность является важнейшим элементов поэтического наследия символистов [Гинзбург, 1972: с. 314].

Поэт размышляет о времени, о победе высокого над низким, света над тьмой, жизни над смертью. Ценность его стихотворений составляет философское и культурно-историческое содержание. Мандельштам верит в возможность познания необъяснимых, иррациональных фактов, стремится раскрыть тему космоса, при этом пытаясь выяснить, какую роль занимает в нем личность. В поэзии Мандельштама имеется множество различных отсылок к мировой культуре. Его стихотворения вступают в диалог не только с литературными произведениями, но и имеют иконографический, исторический, музыкальный, биографический, мифологическими подтексты.

Стихотворения поэта пропитаны образами античной мифологии. Античность служит фоном и исполняет, казалось бы, номинативную функцию, подчеркивая историческую достоверность описаний. Однако, сопоставив содержательные ряды, поэт делает философское обобщение: «жизнью, событиями движет любовь». О. Мандельштам заимствует из античности традиционные символы, обогащая их содержание новыми смыслами.

Мандельштам соединил привычные делали и предметы повседневности с античными памятниками и произведениями культуры Европы. Античное искусство и культуру эпохи Возрождения сам поэт называл «блаженным наследством». Данную особенность своего творчества Осип Эмильевич объясняет «тоской по мировой культуре». Стихотворения поэта с многочисленными историко-литературными образами и реминисценциями рождают ощущение живой и органической сопричастности поэта к великим творениям человечества, с одной стороны, а с другой - рождают чувство внутренней связи между историческими событиями и современностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: