Власть и ее социальная природа. Политическая власть




Предмет и объект политологии

Термин «политология» образуется из сочетания двух греческих слов: politica – «полис» (город-государство) и logos – «знание». Поэтому политологию этимологически определяют как науку о политике.
Для того чтобы понять, что собой представляет политология как наука, необходимо четко установить объект и предмет изучения политологии. В качестве объекта любой науки выступает определенная область реальной действительности. Предмет науки является результатом исследовательских действий.
Объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни, включающая:
1) сферу государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений;
2) сферу властных отношений как фундаментальных в политической жизни;
3) сферу деятельности политических организаций и их идеологических учений.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения. Политическая наука относится к исследованию данных проблем как к социальным феноменам, обеспечивающим реализацию всеобщего интереса.
К предмету науки принято относить результат исследовательских действий, в процессе которых выделяются те или иные стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.
На международном коллоквиуме ведущих западных политологов, проведенном в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО, в предмет политической науки были включены:
1) политическая теория (политическая теория и история политических идей);
2) политические институты (конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, сравнительный анализ политических институтов);
3) партии, группы и общественное мнение (политические партии, группы и ассоциации, участие граждан в управлении, общественное мнение);
4) международные отношения (международная политика, политика и международные организации, международное право).

Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются.
При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Политика как социальное явление

Политика – многомерное явление. Она – главный объект и предмет изучения политологии. Понимание природы, роли и сущности политики, ее предназначения и функций в обществе – важное условие понимания и анализа политического конституционного устройства государства, политической системы и власти, изучения всех процессов и явлений политической жизни.

Практически невозможно дать однозначное определение политики. В научной литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по своему, в зависимости от того, что берется за основу: государство, связь с властью и функции, цели и роль политики в обществе. Отсюда множественность определения понятий политики, одни из которых носят общий, другие – частный характер.

Приведем несколько кратких, наиболее известных и популярных определений политики, в которых выделяется одна из ее характерных сторон: «политика как выражение разума» (Гегель), «политика – это наука государственного управления» (В. И. Даль), «политика есть концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин), «политика – это цепь компромиссов» (А.А. Богданов), «политика это не наука, а искусство» (О. Бисмарк). Существует также точка зрения, что политика – это искусство жить вместе, искусство достижения возможного. Но это определение, наиболее полно воплощенное в марксизме – «о социализме и коммунизме, как справедливом и вечном общественном устройстве», спорно. Политика не исчерпывает себя и тогда, когда общество подошло к сложнейшим проблемам, и, разрешая их, выступает как «искусство достижения возможного и невозможного».

Таким образом, следует отметить, что политика является важной составной частью всей общественной системы, основные параметры которой взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

 

Власть и ее социальная природа. Политическая власть

В качестве средства регулирования социальных взаимоотношений власть может возникнуть лишь в тех типах человеческой коммуникации, которые исключают сотрудничество, партнерство и аналогичные способы общения, обесценивающие самою установку на превосходство одного субъекта над другим. Более того, в условиях конкуренции власть также может возникнуть лишь в тех случаях, когда действующие субъекты связаны между собой жесткой взаимозависимостью, которая не дает одной стороне достичь поставленных целей без другой. Эта жесткая функциональная взаимозависимость сторон есть непосредственная предпосылка формирования власти. В противном случае, когда в политике, скажем, взаимодействуют слабо зависящие друг от друга субъекты (например, партии различных государств), между ними складываются не властные, а другие асимметричные отношения, раскрывающие дисбаланс их материальных ресурсов, не позволяющий обеспечить доминирование одной из них.

Таким образом, власть может рассматриваться как разновидность каузальных отношений или, по мысли Т. Гоббса, отношений, в которых «один выступает причиной изменения действий другого». Поэтому власть выражает позицию субъективного доминирования, возникающую при реальном преобладании тех или иных свойств (целей, способов деятельности) субъекта. Следовательно, власть основывается не на потенциальных возможностях того или иного субъекта или его формальных статусах, а на реальном использовании им средств и ресурсов, которые обеспечивают его практическое доминирование над другой стороной. В политике подчиняются не тому, у кого более высокий формальный статус, а тому, кто может использовать свои ресурсы для практического подчинения. Не случайно М. Вебер считал, что власть означает «любую возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана».

При этом способы принуждения подвластной стороны могут быть весьма различными, это — убеждение, контроль, поощрение, санкционирование, насилие, материальное стимулирование и т.д. Особое место среди них занимает насилие, которое, по мнению Ф. Нойманна, «есть самый эффективный в краткосрочной перспективе метод, однако он малоэффективен в течение длительного периода, поскольку принуждает (особенно в современных условиях) к ужесточению приемов властвования и к их все более широкому распространению». Поэтому «самым эффективным методом остается убеждение»

Таким образом, власть исходит из практического умения субъекта реализовывать свой потенциал. Поэтому сущность власти неразрывно связывается с волей субъекта, способствующей перенесению намерений из сферы сознания в область практики, и его силой, обеспечивающей необходимое для доминирования навязывание своих позиций или подчинение. И сила, и воля субъекта в равной мере являются ее неизменными атрибутами.

Поэтому, даже заняв выгодную позицию, субъект должен уметь использовать свой шанс, реализовать новые возможности. Таким образом политическая власть как относительно устойчивое в социальном плане явление обязательно предполагает наличие субъекта, наделенного не формальными статусными прерогативами, а умениями и реальными способностями к установлению и поддержанию отношений своего властного доминирования (со стороны партии, лобби, корпорации и др.) в условиях непрерывной конкуренции.

В зависимости от того, насколько эффективны применяемые субъектом средства поддержания своего доминирования, его власть может сохраниться, усилиться или, уравновесившись активностью другой стороны, достичь равновесия взаимных влияний (состояние безвластия). Достижение такого баланса сил (эквилибр) будет стимулировать к тому, чтобы заново ставить вопрос либо о переходе сторон к формам сотрудничества, кооперации, либо о вовлечении их в новый виток конкуренции для завоевания новых позиций доминирования.

Чтобы удержание власти было более длительным и стабильным, доминирующая сторона, как правило, пытается институциализировать свою позицию доминирования и превосходства, превратить ее в систему господства. Как самостоятельное и устойчивое политическое явление власть есть система взаимосвязанных и (частично или полностью) институциализированных связей и отношений, ролевых структур, функций и стилей поведения. Поэтому она не может отождествляться ни с отдельными институтами (государством), ни с конкретными средствами (насилием), ни с определенными действиями доминирующего субъекта (руководством).

Согласно такой интерпретации власти, она не способна распространяться по всему социальному (политическому) пространству. Власть — это некий сгусток социальности, формирующийся лишь в определенных частях общества (политического пространства) и используемый людьми наряду с другими средствами достижения своих целей лишь для регулирования специфических конфликтов и противоречий. Ее источником является человек с присущими ему умениями и свойствами, конкурирующий с другими людьми и использующий различные средства для обеспечения своего доминирования над другими.

Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею

прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: