Тема 13. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ




Вопросы:

13.1. Понятие международной безопасности

13.2. Средства обеспечения международной безопасности

13.3. Коллективная безопасность

13.4. Организация договора о коллективной безопасности

13.5. Понятие и виды нейтралитета

13.6. Разоружение

 

 

13.1. Понятие международной безопасности

Назначение современного международного права заключается прежде всего в том, чтобы «избавить грядущие поколения от ужасов новой мировой войны» (преамбула Устава ООН), т. е. обеспечить международную безопасность.

Международная безопасность – двуединое состояние международной системы, при котором: 1) обеспечивается национальная безопасность каждого из государств; 2) исключаются любые нарушения мира и соблюдаются общепризнанные принципы международного права. Достижение международной безопасности – это императив международных отношений. Современная международная ситуация характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений, в которой возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция – многополярного мира – проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Вторая тенденция – глобализации – «проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права».

Согласно Концепции национальной безопасности РФ, национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях остается существенным. Однако характер современных угроз национальной безопасности таков, что ни одно государство не сможет защитить себя только собственными средствами.

Основные угрозы национальной безопасности России в международной сфере следующие:

1 - стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности (ООН и ОБСЕ);

2 - опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

3 - укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на Восток;

4 - возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

5 - распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

6 - ослабление интеграционных процессов в СНГ;

7 - возникновение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы России и внешних границ СНГ;

8 - притязания на территорию России, а также попытки других государств противодействовать укреплению России, помешать реализации национальных интересов и ослабить позиции России в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Серьезную угрозу национальной безопасности России представляет терроризм.

Экономическая безопасность государств – это часть международной безопасности. Устав ООН закрепляет тесную связь между сохранением международного мира и международным экономическим развитием. Экономическая безопасность предусматривает исключение из международной практики любых методов экономической агрессии – таких, как применение или угроза применения эмбарго, бойкота, торговой, кредитной и технологической блокады.

Гуманитарное направление международной безопасности находится прежде всего в сфере практического сотрудничества государств по утверждению идей мира, справедливости, предотвращению и прекращению войн, обеспечению первейшего, естественного права человека (права народов) жить в условиях мира. Кроме того, от решения многих проблем в гуманитарной области зависит налаживание подлинно цивилизованного межгосударственного сотрудничества. Обеспечение международной безопасности в гуманитарной области предполагает сотрудничество между общественными движениями, деятелями науки и культуры, средствами массовой информации, развитие туризма, расширение контактов между людьми и организациями.

Важный фактор обеспечения международной безопасности – соблюдение прав человека. Государства обязаны разработать международные соглашения, определяющие критерии сотрудничества государств в обеспечении прав человека на основе общепризнанных норм международного права.

 

13.2. Средства обеспечения международной безопасности

 

В современном мире национальную безопасность невозможно обеспечить только наращиванием военной мощи. Гонка вооружений подрывает не только международную, но и национальную безопасность. Следовательно, международная безопасность государств может быть только взаимной и всеобщей.

Обеспечение международной безопасности возможно на основе международного права, выработавшего универсальные юридические средства обеспечения мира и предотвращения войны, которые условно можно разделить на 5 областей: политическую, военно-силовую, экономическую, гуманитарную, информационную.

Перечисленные правовые средства обеспечения международной безопасности носят международно-правовой характер, так как их претворение в жизнь регламентируется соответствующими международными договорами. Перечень этих средств не является исчерпывающим. Кроме того, перечисленные правовые средства различны: а) по своему содержанию (одни из них предполагают меры исключительно мирного свойства, другие – принудительные меры, вплоть до использования вооруженных сил ООН); б) по их роли в обеспечении международной безопасности (от более узкой направленности, например предотвращения внезапного нападения, до уничтожения материальных средств ведения войны); в) по сфере применения (от ограничения территорий одного государства, например при проведении политики нейтралитета, до глобальных масштабов, например при создании универсальной системы коллективной безопасности).

Основными средствами обеспечения международной безопасности являются: безусловное уважение государствами общедемократических принципов международного права; справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов в соответствии с нормами международного права; выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма, включая безопасность пользования международными наземными, воздушными и морскими коммуникациями; разработка комплекса мер, нацеленных на укрепление доверия между государствами, на создание действенных гарантий от нападения. Большой вклад в обеспечение международной безопасности вносят системы коллективной безопасности, создаваемые государствами на универсальной и региональной основах, а также политика нейтралитета, проводимая некоторыми государствами.

 

13.3. Коллективная безопасность

 

Коллективная безопасность – это система совместных мероприятий государств (всего мира или отдельного региона) в целях обеспечения международной безопасности. Теория и практика обеспечения международной безопасности с помощью создания систем коллективной безопасности является приоритетом внешнеполитической деятельности России. Современное международное право предусматривает две организационные формы создания систем коллективной безопасности: универсальную (всемирную) организацию безопасности, например в рамках ООН; организацию безопасности в регионах, например в СНГ в рамках Договора о коллективной безопасности (1992). Объем прав и полномочий в каждой из этих систем различный.

Универсальная система коллективной безопасности основана на признании того факта, что мир неделим, что агрессия против какого-либо государства может привести к всеобщей войне. Система коллективных действий, согласно Уставу ООН, включает:

1 - меры, направленные на запрещение применения силы и угрозы силой в отношениях между государствами (ст. 2, п. 4);

2 - меры, предусматривающие мирное разрешение международных споров (гл. VI);

3 - меры по сокращению вооруженных сил, вооружений и разоружению (ст. 11, 26, 47);

4 - меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

5 - временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

6 - принудительные меры без использования Вооруженных сил ООН (ст. 41);

7 - принудительные меры с использованием Вооруженных сил ООН (ст. 42).

Средствами обеспечения коллективной безопасности являются: разоружение, разрешение спорных вопросов мирным путем и создание системы принудительных мер против агрессора. Главная ответственность за обеспечение универсальной системы коллективной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН, решения которого носят обязательный характер для всех государств.

Региональные (территориальные) системы коллективной безопасности создаются наряду с универсальной системой коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Перед ними стоят соответствующие задачи применительно к конкретным географическим районам.

После Второй мировой войны удалось создать основы обеспечения мира и безопасности на Европейском континенте. Вкладом в европейскую безопасность явились международные договоры, в которых закреплялась нерушимость границ в Европе. 1 августа 1975 г. в Хельсинки государства – участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписали Заключительный акт, в котором получили закрепление принципы межгосударственных взаимоотношений, отвечающие требованиям мирного сосуществования, сохранения и упрочения мира на всем континенте.

 

13.4. Организация договора о коллективной безопасности

 

Региональная система создана в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Россия, Армения и другие его участники учредили региональную международную Организацию ДКБ (ОДКБ). Целями этой организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам. Организация ДКБ сотрудничает с государствами, не являющимися ее членами, поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Она содействует формированию демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.

Основные направления деятельности Организации ДКБ включают формирование в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, создание коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, а также подготовку военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечение их необходимым вооружением и военной техникой. Государства ДКБ принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (вооруженных сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами ДКБ, после проведения неотложных консультаций. Они координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности и осуществляют это в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными межправительственными организациями при главенствующей роли ООН. Государства ДКБ вырабатывают согласованные внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности, принимают меры по развитию договорно-правовой базы и по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности.

Рабочие органы ОДКБ представляют собой: а) Совет коллективной безопасности (СКБ); б) Совет министров иностранных дел; в) Совет министров обороны; г) Комитет секретарей советов безопасности. Постоянно действующим рабочим органом Организации ДКБ является секретариат. Функции и порядок их работы регламентируются Уставом ОДКБ, а также отдельными положениями, утверждаемыми СКБ.

Членом ОДКБ может стать любое государство, которое разделяет ее цели и принципы и готово принять на себя обязательства, содержащиеся в ее Уставе. Решение о приеме в организацию принимается СКБ. Любое государство-член вправе выйти из организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации ДКБ государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе из организации не позднее чем за 6 месяцев до даты выхода. Статус наблюдателя при Организации ДКБ может быть предоставлен государству, не являющемуся ее членом, а также международной организации. Решение о предоставлении или прекращении статуса наблюдателя принимается СКБ.

Правоспособность ОДКБ распространяется на территории каждого государства-члена в соответствии с соглашением о правовом статусе ОДКБ (2002).Статус формирований сил и средств системы коллективной безопасности определяется Соглашением (2000), исходя из того, что воинские формирования одной страны (нескольких стран) для выполнения указанных задач могут быть временно направлены на территорию другой страны только по ее просьбе или с ее согласия по решению СКБ, для совместного отражения внешней военной агрессии, проведения совместных контртеррористических операций или командно-штабных и войсковых учений.

13.5. Понятие и виды нейтралитета

Нейтралитет как государственная политика, проводимая некоторыми странами, является одним из международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Нейтральным является такое государство, которое заранее раз и навсегда отказалось от участия во всех войнах, кроме случаев самообороны. Политика нейтралитета, первоначально сложившаяся в форме неучастия отдельного государства в войне, приобрела более широкое значение в современных международных отношениях и воплотилась в конкретные обязательства, связанные не только с периодом военных действий, но и с мирными отношениями между государствами. Существуют следующие виды нейтралитета: постоянный, позитивный, традиционный.

Постоянный нейтралитет – это международно-правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы (блоки), не разрешать строительство военных баз иностранных государств на своей территории. Целостность и неприкосновенность такого государства, с одной стороны, закрепляются законодательным актом соответствующего государства, с другой – может гарантироваться международным договором, участниками которого являются некоторые государства.

Так, постоянно нейтральным государством является Швейцария, нейтралитет которой был установлен актом относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 ноября 1815 г. и гарантирован Австрией, Францией, Великобританией, Россией, Португалией, Пруссией. Швейцария вносит значительный вклад в развитие международных отношений, чему способствует избранный ею статус постоянного нейтралитета, который не помешал ей стать в 2002 г. членом ООН.

В числе постоянно нейтральных государств – Австрия, нейтралитет которой закреплен в Федеральном конституционном законе о нейтралитете Австрии (1955), в котором говорится, что в целях прочного утверждения своей внешней независимости и обеспечения неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Постоянный нейтралитет Австрии гарантирован Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии (1955).

Постоянно нейтральным государством является также Мальта в соответствии с Декларацией о нейтралитете Мальты (1981). Указанная Декларация принята к сведению в итоговом документе Мадридской встречи ОБСЕ.

Позитивный нейтралитет, или движение неприсоединения, предполагает неучастие в военных группировках государств. Движение неприсоединения руководствуется на международной арене следующими принципами: борьба против империализма, колониализма и неоколониализма, апартеида, расизма, включая сионизм, и всех форм гегемонизма и экспансионизма за мирное сосуществование государств, обеспечение международного мира и безопасности, разрядку международной напряженности, прекращение гонки вооружений, в особенности ядерных, и достижение всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, за перестройку международных экономических отношений на справедливых и демократических началах, за новый международный информационный порядок.

Высшим форумом движения неприсоединения являются конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, созываемые один раз в 3 года. Государство, на территории которого проходит конференция, становится государством-координатором, а глава этого государства или его правительство – председателем движения неприсоединения, который обеспечивает постоянную связь между неприсоединившимися странами и представляет движение неприсоединения на международной арене. Реализация решений конференции возложена на Координационное бюро, созданное в 1973 г. Члены бюро избираются на основе принципа представительства по регионам.[224]

Традиционный нейтралитет – это нейтралитет государства, не оформленный в международном договоре, но соблюдаемый государством добровольно в течение длительного времени. Например, Швеция нейтральна уже более 160 лет. Основным признаком традиционного нейтралитета является то, что он выражает нейтральную позицию государства во время войны. Обычно в начале войны такие государства заявляют о своем нейтралитете. Традиционный нейтралитет отличается от постоянного тем, что государство придерживается нейтралитета постоянно – как во время войны, так и в мирное время. Традиционный нейтралитет не связан с международно-правовыми обязательствами и может быть прекращен в одностороннем порядке в любой момент. Политика постоянного нейтралитета подразумевает большее число прав и обязанностей нейтрального государства. Постоянный нейтралитет имеет отношение ко всем войнам; традиционный же нейтралитет – к отдельной войне.

Нейтральное государство обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие государства, т. е. оно имеет права на политическую независимость и территориальную целостность, на самооборону от агрессии, на представительство в других государствах и международных организациях и др. В то же время нейтральное государство выполняет и определенные обязанности: не участвует в военных конфликтах на стороне одного из воюющих, не принимает участия в военных союзах, созданных другими государствами; не предоставляет свою территорию иностранным государствам для создания военных баз; не вступает в экономические союзы, участие в которых будет противоречить международно-правовому статусу нейтралитета; в своей внешней политике нейтральное государство руководствуется принципами мирного сосуществования; нейтралитет государства носит гуманитарный характер (оказание добрых услуг и посредничества, предоставление своей территории для работы международных конференций, органов ООН и др.).

 

13.6. Разоружение

 

Разоружение является одним из международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Сегодня международно-правовое содержание понятия «разоружение» весьма усложнилось. Разоружение подразумевает: прекращение гонки вооружений, сокращение вооружений; запрещение или ограничение применения определенных видов оружия; ликвидацию средств ведения войны вплоть до роспуска всеми государствами мира своих вооруженных сил, упразднение военных учреждений, прекращение производства и уничтожение всех видов вооружений с сохранением лишь ограниченных сил по обеспечению внутреннего порядка.

Всеобщее и полное разоружение – конечная цель усилий всех государств. Ее достижению призваны служить меры по частичному разоружению, которые предусматривают:

1 - ограничение стратегических вооружений;

2 - запрещение размещения оружия массового уничтожения в природных средах и географических районах;

3 - полное запрещение и уничтожение видов оружия;

4 - запрещение дальнейшей разработки оружия массового поражения и его совершенствования.

Ограничение стратегических наступательных вооружений (СНВ) является одним из основных направлений борьбы за обеспечение международной безопасности. Благодаря усилиям нашей страны удалось заключить ряд важных соглашений.

Договор СНВ—1 был заключен между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1991). Договор СНВ—2 о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений был заключен между Российской Федерацией и США (1993). Этот договор продолжил логику процесса разоружения и определил, что суммарные количества вооружений для каждого из сторон не превышают: 2160 единиц для боезарядов БРПЛ; 1200 единиц для одинарных боезарядов МБР; 650 единиц для боезарядов тяжелых МБР. По выполнении этих обязательств каждая из сторон осуществляет дальнейшее сокращение и ограничение своих вооружений таким образом, чтобы в дальнейшем суммарное количество боезарядов МБР, БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками не превышающее 3500 единиц. Этот Договор остается в силе до тех пор, пока остается в силе Договор СНВ—1.

Запрещение размещения оружия массового уничтожения в природных средах и географических районах содержится в Договоре о космосе, Договоре о морском дне, Договоре о нераспространении ядерного оружия. В Договоре о космосе государства взяли на себя обязательство не выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. В Договоре о морском дне государства обязались не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна любые виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия (1968), с одной стороны, запрещает ядерным державам-участницам передавать свое ядерное оружие (или контроль над ним) кому бы то ни было, помогать третьим странам в его производстве или приобретении; с другой стороны, обязывает государства-участники, не обладающие ядерным оружием, не принимать от кого бы то ни было это оружие и не производить его. Ядерное оружие не может быть передано не только отдельным государствам, но и каким бы то ни было группировкам государств, в том числе военным союзам. Однако Договор не запрещает сотрудничество государств в области мирного применения ядерной энергии. Так, в соответствии со ст. V Договора неядерные державы могут получить блага от мирного применения ядерных взрывов на основе специальных международных соглашений. При этом ядерные взрывные устройства всегда должны оставаться в ведении и под контролем государства, обладающего ядерным оружием. Контроль за выполнением государствами своих обязательств по этому Договору осуществляет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, заключает специальное соглашение.

Полное запрещение и уничтожение видов оружия предусмотрено Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972). Конвенция предусматривает обязательство сторон не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических или других мирных целей. Конвенция содержит обязательство уничтожить все накопленные запасы бактериологического оружия, равно как и средства их доставки. Также в Конвенцию включены положения, обеспечивающие ее выполнение. При этом предусматриваются меры национального и международного характера. Участники Конвенции должны принять национальные законодательные и административные меры по запрещению разработки, производства и накопления оружия, оборудования и средств доставки бактериологического оружия, а также по их уничтожению. Если государство – участник Конвенции установит, что другое государство-участник нарушает положения Конвенции, то оно может подать жалобу в Совет Безопасности. Через каждые 5 лет созывается конференция государств – участников Конвенции.

Женевский протокол (1925) впервые запретил применять во время вооруженных конфликтов удушливые, ядовитые или другие подобные газы. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993) стала эффективным документом, созданным с целью достижения прогресса в направлении всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем, включая запрещение и ликвидацию всех видов оружия массового уничтожения. Согласно Конвенции, государства обязались ни при каких обстоятельствах: а) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было; б) не применять химическое оружие; в) не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия; г) не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой Конвенцией. Каждое государство-участник обязалось уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем.

Государства – участники Конвенции учредили Организацию по запрещению химического оружия. Местопребыванием штаб-квартиры Организации является Гаага (Нидерланды).

Первым договором, содержащим норму о фактической ликвидации некоторых видов ядерного оружия, является Договор с США о ликвидации ракет средней (РСД) и меньшей дальности (РМД) от 8 декабря 1987 г., в соответствии с которым стороны обязались ликвидировать: СССР – 826 развернутых и неразвернутых РСД и 926 развернутых и неразвернутых РМД; США – 689 развернутых и неразвернутых РСД и 170 развернутых и неразвернутых РМД.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: