Вопрос 5. Оформление марксистского течения в России. Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.




В 80-е гг. ХIХ в. в развитии русской радикальной мысли наметился существенный поворот, связанный с возникновением марксистского (социал-демократического) течения. Началось острейшее соперничество старого радикального мышления, на позициях которого стояла большая часть демократической интеллигенции, с новым, которое все более теснило первое; каждое из течений стремилось построить собственную модель социального обновления страны.

Факторы возникновения российской социал-демократии:

 

– Глубокий организационный и идейный кризис народничества. Часть радикальной интеллигенции начала уставать от постоянных неудач народнического движения, разочаровавшись в идеях «крестьянского социализма». Революционная мысль остро нуждалась в новой парадигме своего развития. Переход к марксизму давал наиболее очевидный выход из теоретических затруднений, хотя и требовал адекватного ответа на проблему российской отсталости. Для революционной молодежи это был новейший интеллектуальный продукт Запада, где марксизм являлся ведущей идеологией в рабочем движении.

– Формирование новой социальной категории населения – промышленного пролетариата. Рост стачечного движения рабочих, постепенное превращение его в один из ведущих факторов общественно-политического развития, объективная потребность в идейном обосновании, четкой программе и руководстве действий российского рабочего класса.

Массовое стачечное движение стало реальностью уже в начале 80-х гг., когда промышленный кризис начала 1880-х гг. вызвал массовые увольнения рабочих, снижение заработной платы на 40-50%. Главным событием в рабочем движении стала стачка в 1885 г. на Никольской мануфактуре в Орехово-Зуево, которая принадлежала Т.С. Морозову. Владимирскому губернатору были вручены требования, выработанные по общему согласию рабочих: о государственном контроле заработной платы и условий найма. Администрация на уступки не пошла, были произведены массовые аресты. Произошло несколько столкновений с полицией. Преданные суду рабочие лидеры были оправданы судом присяжных.

Переломной в истории рабочего движения стала середина 90-х гг., когда забастовки стали непрерывными, повсеместными и массовыми. В 1895 г. стачки захватили центральный район. Летом 1896 г. разгорелась Петербургская «промышленная война». Если в 1895 г. состоялось 68 стачек, то в 1898 г. – уже 215.

Если в 90-е гг. преобладали стачки экономического характера, то в начале 1900-х гг. наряду с социально-экономическими требованиями, стали выдвигаться политические. Наряду со стачками использовалось новое мощное средство борьбы – массовые политические демонстрации. Так, в Харьковской первомайской демонстрации 1900 г. участвовало 10 тыс. человек, выдвинувших лозунг 8-ми часового рабочего дня и политических свобод. Через год произошло выступление рабочих казенного Обуховского завода. Рабочие требовали официального признания 1 Мая праздничным днем, введения 8-часового рабочего дня и др. Вызванные полиция и войска вступили в сражение с бастующими рабочими.

В 1902-1903 гг. рабочее движение становится еще более массовым. Об этом свидетельствовали демонстрации в Сормово и Вильно, стачка Ростове-на-Дону в 1902 г. и в марте 1903 г. в Златоусте на Урале. В июле 1903 г. состоялась всеобщая стачка на юге России (Керчь, Николаев, Одесса, Киев и др.), сопровождавшаяся политическими манифестациями. В ней участвовало около 200 тыс. человек.

 

– Цивилизационные особенности российского социума. Его «расколотость», непримиримость отношений «верхов и низов» создавали особую питательную среду для восприятия общественным сознанием марксистской идеи классовой борьбы. Она стала той теоретической формулой, в которой нашло свое оформление «чувство ненависти и возмездия», которое, по словам П.Б. Струве, «воспитал в русском человеке старый порядок». Укорененность идей православного русского мессианства создавало благоприятную почву для восприятия марксистской идеи особой роли рабочего класса как освободителя человечества; прочность традиционалистских представлений о приоритете коллективистских ценностей вполне сопрягалась с марксистской идеей обобществления производства как важнейшего условия социальной и политической свободы.

 

Интеллектуальный прорыв к марксизму осуществил Г.В. Плеханов и группа его единомышленников, бывших чернопередельцев, создавших в Женеве в 1883 г. группу «Освобождение Труда ». Задачи группы состояли в «распространении идей научного социализма путем перевода на русский язык важнейших произведений школы Маркса и Энгельса», в разработке важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения научного социализма». За 20 лет существования группа «Освобождение труда» издала около 300 оригинальных и переводных марксистских произведений, из них 167 принадлежала перу Плеханова.

В самоопределении русского марксизма решающую роль сыграли его брошюры «Социализм и политическая борьба» и (1883) и «Наши разногласия» (1885). В них Г.В. Плеханов предпринял попытку анализа происходивших в стране процессов с марксистских позиций, убедительно доказал факт наличия в стране капиталистического уклада, разложения общины и утопичность народнических надежд на самобытный путь развития России. Утверждая неспособность крестьянства к революции, Плеханов убеждал, что к социализму можно подойти только в результате рабочего движения и при определенных материальных условиях, которые возникают в обществе благодаря капитализму. Крестьянство остается классом мелких собственников и не может быть опорой социалистических преобразований. Только пролетариат, лишенный частной собственности, заинтересован в общественной организации производства. Однако рабочим не хватает политического сознания, сплоченности и организованности, и задача интеллигенции – стать руководителем рабочего класса, готовить его к главной роли в освободительном движении. Необходимо отметить, что Г.В. Плеханов, оставаясь убежденным социалистом, считал построение такого общества в России как отдаленную цель российских рабочих. Он отчетливо разделил социалистические и буржуазно-демократические задачи рабочего движения в России, подчеркнув первоочередную историческую необходимость последних. Перескочить России этап буржуазно-демократического развития не удаться. Именно он готовит предпосылки социализма. Как «ортодоксальный» марксист Г.В. Плеханов был твердо убежден, что переход к социализму предполагает высокий уровень развития капитализма и исчерпание потенциала последнего.

Налицо факт восприятия марксизма как идеологии «в ее первозданной чистоте». Тогда как сам марксизм, возникнув как интеллектуальное отражение раннего промышленного капитализма в англосаксонских странах, в последней четверти века, находился в преддверии коренной внутренней метаморфозы, названной позднее, бернштейнианской ревизией. Не помешало и то обстоятельство, что сам Маркс, отвечая на письмо В. И. Засулич (февраль 1881 г.), в котором она попросила его разъяснить его позицию по отношению к идее общинного социализма, в своем ответе заявил, что его анализ не содержит доводов «ни за, ни против жизнеспособности русской общины». Но собственные специальные изыскания, продолжал он, «убедили меня, что эта община является точкой опоры социального возрождения России, но для того, чтобы она могла функционировать как таковая, нужно было устранить тлетворные влияния, которым она подвергается со всех сторон, а затем обеспечить ей нормальные условия свободного развития». Но точно так же рассуждали и народники, от «наследства» которых отказывались члены группы «Освобождения труда».

 

Просветительская деятельность группы «Освобождение труда» ускорила распространение марксизма в России. В 80-е гг. в среде русской интеллигенции появились небольшие пока объединения, участники которых выражали приверженность марксизму. Создание Д.Н. Благоевым «Партии русских социал-демократов» (1884) и П.В. Точисским «Товарищества Санкт-Петербургских мастеровых» (1885-1888) служили свидетельством проникновения марксистских идей в рабочую среду. Группа М.И. Бруснева (1889-1892) в 1891 г. провела первую маевку. Маевки, собрания и митинги рабочих, проводимые 1 Мая, быстро получили распространение и стали главной формой демонстрации солидарности трудящихся. Первые марксистские кружки в России существовали недолго, их участники преследовались полицией, но само марксистское движение ширилось и крепло. В одном из провинциальных кружков в Казани, к марксизму приобщился В.И. Ульянов (Ленин).

Деятельность группы «Освобождение труда» Г.В. Плеханова и первых марксистских кружков в России заложили основы теории и программы российской социал-демократии. Однако выдвинутая ими задача соединения социализма с рабочим движением на этом этапе еще не была реализована.

В начале 90-х гг. в обстановке нового общественного подъема к активной политической деятельности приходит новая генерация русских марксистов («легальный марксизм»), кумирами которых были П.Б. Струве и М.И. Туган-Барановский. Они полагали, что социальный прогресс невозможен без экономического, а капитализм как раз его и обеспечивает. Главные противоречия капитализма разрешимы в рамках буржуазной экономики путем его постоянной трансформации, а не через социалистическую революцию и диктатуру пролетариата. «Социальные реформы, писал П.Б. Струве, составляющие звенья, связывающие капитализм с тем строем, который его сменит». Данная позиция, в конечном итоге, привела П.Б. Струве к российским либералам; отошли от марксизма и другие «легальные марксисты» (С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, выпустившие в 1909 г. знаменитый сборник «Вехи»).

Одновременно развивалось и направление революционного (ортодоксального) марксизма, о т лица которого ярко заявил о себе критикой «либерального народничества» В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924), участвуя в сборнике «легальных марксистов» «Материалы о хозяйственном развитии России» в 1894 г. При этом он отмежевался и от направления Струве, почувствовав главную опасность «легального марксизма» – направить рабочее движение в русло борьбы за реформы.

В оценке такой крупной исторической личности, как В.И. Ленин, недопустимо упрощенчество: гиперидеализация, существовавшая в советский период, или представление его «гением злодейства», как это нередко бывало в постсоветской историографии. Будущий глава советского государства был типичным представителем своего времени, в котором с юношеских лет горел огонь ненависти к социальной несправедливости, к страданиям громадного числа простых россиян. Он происходил из среднезажиточной семьи, в которой все шестеро детей воспитывались в демократических традициях. Закончил гимназию в Симбирске и юридический факультет Петербургского университета (экстерном). По своей специальности, адвокатом, работал несколько месяцев, а затем единственной профессией стала революционная деятельность. Оценивая ее эволюцию, Н.А.Бердяев справедливо отмечал: «Революционность Ленина имеет моральный источник, он не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации. Но, став одержимым максималистской революционной идей, он, в конце концов, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость. Ленин не был дурным человеком, в нем было много хорошего. Он был бескорыстный человек, абсолютно преданный идее, он даже не был особенно честолюбивым и властолюбивым человеком, он мало думал о себе. Но исключительная одержимость одной идеей привела к страшному сужению сознания и нравственному перерождению, к допущению совершенно безнравственных средств в борьбе».

Не менее сложно квалифицировать теоретическую деятельность Ленина. В его работах имеются и искажения, и непоследовательность, и односторонность. Ленин, по словам Н.А. Бердяева, «не теоретик марксизма, как Плеханов, а теоретик революции», поскольку в центре его внимания – конкретные вопросы революционной практики, условия, определявшие ее успех. Ленин сумел определенным образом «приспособить» марксизм к конкретно-историческим условиям России и создать особый культурно-исторический феномен. Уже в первых своих работах: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» (1894),«Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1895) а так же в своем труде «Развитие капитализма в России» (1898), критикуя философские, экономические, программные взгляды либеральных народников и представителей легального марксизма, Ленин выступил как создатель почвенного, российского варианта марксизма. Именно он сумел определенным образом приспособить марксизм к конкретно-историческим реалиям России. Учитывая аграрный характер страны, В.И. Ленин выдвинул идею союза рабочего класса с крестьянством (со всеми его массами в буржуазно-демократической революции и беднейшим крестьянством – в социалистической). Особую роль он отводил обоснованию необходимости революционной рабочей партии, ставящей перед собой цель организовать классовую борьбу пролетариата, направленную «к уничтожению тех порядков, которые основаны на угнетении трудящихся». Сердцевиной его учения о партии как «партии нового типа» были требования высокой степени организованности, строгой дисциплины, наличие ядра «профессиональных революционеров», тактическая и организационная гибкость, непримиримость к любым проявлениям оппортунизма. В основе данной модели лежала идея о том, что силе российского самодержавия могла противостоять лишь очень мощная организация, способная объединить и направить рабочее движение. Обоснование своих представлений о пролетарской партии в России в наиболее развернутом виде он дал уже в эмиграции в двух своих работах «Что делать?»(1902) и «Шаг вперед, два шага назад»(1904»).

«Зачатком» такой партии Ленин считал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Под руководством Ленина в 1895 г. в эту организацию были объединены все марксистские кружки Петербурга. Лидерами этой организации был В.И. Ленин и Ю.О.Мартов (Цедербаум).«Союз» представлял собой общегородскую, строго централизованную организацию. Во главе ее стоял руководящий центр (общегородской комитет), направляющий работу трех районных звеньев и 20-30 социал-демократических рабочих кружков. Действовал «Союз» на принципах конспирации, твердой дисциплины строгого подбора членов и четкого определения функций. Имелись постоянные связи с рабочими 70 предприятий. Выпускались листовки и прокламации, прежде всего, содержавшие основные требования бастующих рабочих. Несмотря на арест в декабре 1895 г. и последующую ссылку Ленина и наиболее активных членов «Союза борьбы…», в мае-июне 1896 г. под руководством этой организации проходила стачка петербургских текстильщиков, в которой приняло участие более 30 тыс. человек. Сам Ленин оценивал значение деятельности «Союза борьбы…» как начало «соединения социализма» с рабочим движением.

В конце 90-х гг. по типу Петербургского «Союза…» подобные организации были образованы в целом ряде промышленных центров. Активно обсуждалась идея объединения, которая была предпринята в Минске 1 марта 1898 г., где на первом съезде социал-демократов России было провозглашено создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Однако реального объединения не произошло, с одной стороны, по причине полицейских репрессий, с другой – из-за прихода к руководству местными организациями «экономистов». Среди активных деятелей этого течения были Б.Н. Кричевский, В.А. Бухгольц, Т.М. Копельзон, С.Н. Прокопович и др. На страницах своих печатных органов – газеты «Рабочая мысль» и журнала «Рабочее дело» – они призывали к борьбе за экономические, «повседневные», интересы рабочих, к политической поддержке либералов, ратовали за создание партии по типу конфедерации. Взгляды «экономистов» получили признание и поддержку среди части рабочего класса, что фактически создавало альтернативную ситуацию в рабочем движении: пойдет ли оно по реформистскому или революционному пути. Огромную роль в критике экономизма и его «вытеснении» сыграл союз, заключенный группой «Освобождение труда» с так наз. Литературной группой в составе Ульянова-Ленина, Мартова, А.Н. Потресова. Вместе они составили редакцию нелегальной политической газеты «Искра» (1900-1905), вокруг издания которой сложилась разветвленная социал-демократическая организация, имевшая заграничный центр и многочисленные опорные пункты в России.Окончательная победа над «экономизмом» произошла на II съезде РСДРП (июль-август 1903 г., Брюссель-Лондон), принявшим программу и устав партии и избравший ее руководящие орг аны.

Программа включала в себя программу минимум и программу-максимум. Такая структура объяснялась тем, что, по мнению социал-демократов, в России должна была сначала произойти буржуазно-демократическая революция, а после этого – социалистическая. Программа минимум содержала требования, которые могла осуществить уже буржуазно-демократическая революция - ликвидация самодержавия, введение всеобщего, равного, прямого избирательного права и других демократических свобод, в рабочем вопросе - сокращение рабочего дня до 8 час., отказ от штрафов, запрет детского труда до 14 лет, ограничение труда подростков 14-16 лет и женщин; по аграрному вопросу выдвигались требования возвращения крестьянам отрезков и выкупных платежей, законодательное снижение арендной платы, юридическое полноправие крестьянства. В годы Первой русской революции РСДРП пересмотрела свою аграрную программу и включила в нее требование конфискации помещичьих земель. По национальному вопросу в программу-минимум было включено требование самоопределения наций вплоть до отделения от России и создания собственного государства.

Программа-максимум включала требование установления в ходе социалистической революции диктатуры пролетариата.

На съезде произошел раскол на две фракции: большевиков (сторонники Ульянова-Ленина) и меньшевиков (сторонники Цедербаума-Мартова). Разногласия касались организационных вопросов – о принципах построения партии. В.И. Ленин выступал за строго централизованную, спаянную железной дисциплиной партию. Против методов подавления личности, за индивидуальную свободу членов партии был Мартов, Плеханов и их сторонники. При голосовании по первому параграфу устава о членстве в партии прошла точка зрения Мартова, однако при выборах в центральный орган партии большинство получили сторонники Ленина. Они и получили название «твердых» марксистов-большевиков. Сторонников Мартова именовали «мягкими» марксистами, меньшевиками.

Позднее Ленин говорил, что большевизм как политическая партия берет свое начало со II съезда РСДРП.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: