Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.
Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.
|
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.
Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов; занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.
Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.
Занятие на тему «Приспособленность рыб и других животных к жизни в водной среде»
|
Цель занятия: Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.
Задачи: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; познакомить с видами приспособлений у растений и животных; раскрыть относительный характер приспособлений; подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений; расширить кругозор детей; развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; эмоциональную сферу: уверенность в себе; мотивационную сферу: стремление добиться успехов; коммуникативную сферу: навыки работы в паре; воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, открытки, картинки животных и растений
План:
1. Беседа: «Среда обитания животных и растениях».
2. Физ минутка: «Звееробика».
3. Просмотр слайд шоу «Приспособления животных к выживанию».
4. Подведение итогов (Вопрос – ответ).
Ход занятия
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Все водные обитатели, несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Обитающих в воде, - рыбы, дельфины, моржи (млекопитающие: они могут дышать как воде так и на суше, кормят своих детенышей молоком).
Например: Морж
В природе моржи являются крупнейшими ластоногими в своей среде обитания.
Внешний вид
- Крупный морской зверь с очень толстой кожей, (Чтобы выдерживать холода, помогает под кожный жир).
|
- Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинены и направлены вниз (они ему нужны для защиты и добыванию еды,
- очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами.
- Наружных ушей нет (он обитает водной среде, где вода может попасть в уши и глаза, поэтому и глаза у него маленькие.
- Конечности более приспособлены для движения на суше и воде.
Одна из сложностей жизни водных обитателей - ограниченное количество кислорода (вот поэтому многим животным нужно, время от время выныривать из воды за кислородом).
Пример: Дельфины
Особенности строения идеальной приспособленности дельфина к среде обитания и образу жизни способствует форма тела. Торпедовидная форма тела позволяет избежать образования завихрения потоков воды, обтекающих дельфина.
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.
У животных приспособительной является форма тела. Хорошо известен облик дельфина. Его движения легки и точны. Самостоятельная скорость движения в воде очень велика, они даже могут обгонять корабли.
РЫБЫ
Давайте посмотрим на рыбу.
-Что ей помогает передвигаться в воде? (хвост, плавники, подвижный скелет, форма тела)
- Чем дышат рыбы? (жабрами)
-Какие животные водоема используют свой хвост, как руль? (рыба, бобр, тритон- эти животные живут воде.)
Морские виды не могут жить в пресных водах, а пресноводные - в морях из-за нарушения работы клеток.
Вопросы для закрепления материала. Вопросы (детям)
1. А как животные передвигаются в воде? (плавают)
2. Каких животных мы можем отнести к водной стихии?
3. Чем дышит рыба? (жабрами).
4. Какие приспособления у растений и у животных есть к жизни в воде?