Увидят ли все люди Аллаха в Судный День?
Большинство имамов из числа саляфов и поздних поколений считают, что неверные не увидят Аллаха ни в Судный день, ни тем более после попадания в Ад. Это мнение большинства саляфов, среди которых, как передал шейхуль-Ислям Ибн Таймия: Малик, аш-Шафи'и и Ахмад.
В качестве довода сторонники этого мнения опирались на аят Корана: «В тот день (Судный) они (неверные) будут отделены от своего Господа завесой» (83: 15).
Некоторые имамы считали, что в Судный день увидят Аллаха все творения, однако после того, как неверные войдут в Ад, они будут лишены возможности взирать на своего Господа. Из числа тех, от кого передают это мнение – Сахль ибн Абдуллах ат-Тустури.
В качестве довода сторонники этого мнения опирались на хадис:
Со слов ‘Ади ибн Хатима (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас предстанет перед Аллахом в День встречи с Ним, и не будет между ними ни преграды, ни переводчика, который стал бы переводить. Аллах спросит: «Разве не даровал Я тебе богатство?» Тот ответит: “Даровал”. Потом Он спросит: «Разве не направил Я к тебе посланника?» Тот ответит: “Направил”. Потом этот человек посмотрит направо и не увидит ничего, кроме пламени Ада, и посмотрит налево и не увидит ничего, кроме пламени Ада». аль-Бухари 1413, 3595.
Однако сторонники первого мнения сказали, что встреча всех творений с Аллахом не обязательно означает лицезрение.
А некоторые имамы считали, что не увидят Аллаха многобожники и безбожники, но люди Писания и лицемеры, выдававшие себя за мусульман увидят Аллаха прежде, чем будут ввергнуты в Ад. Это мнение выбрал имам Ибн Хузайма.
|
В качестве довода для этого мнения был использован следующий хадис:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли нашего Господа в День воскрешения?» Он сказал: «Разве сомневаетесь вы, что сможете увидеть полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет, о посланник Аллаха». Он сказал: «А разве сомневаетесь вы, что сможете увидеть солнце, которое не скрыто тучами?» Они сказали: «Нет». Он сказал: «Поистине, так же увидите вы и Его! В День воскрешения люди будут собраны, и Он скажет: «Пусть каждый последует за тем, чему он поклонялся!» И некоторые из них последуют за солнцем, некоторые за луной, некоторые за ложными божествами. А эта община вместе с лицемерами останется. И явится к ним Аллах, Который скажет: «Я – Господь ваш!» аль-Бухари 806.
Некоторые учёные объединяли упомянутый хадис с вышеприведённым аятом и считали, что лишь лицемеры, выдававшие себя за верующих будут исключением из всех неверных.
А шейхуль-Ислям Ибн Таймия, упомянув различные мнения касательно этой темы, склонился сам к тому, что сильным является первое мнение. См. "Маджму'уль-фатауа" 6/499.
В любом случае, ахлю-Сунна сходятся в том, что видение Аллаха верующими будет наслаждением и великой наградой, тогда как встреча неверных и лицемеров с Аллахом, даже если бы и сопровождалось лицезрением, будет лишь наказанием и суровым расчётом, но никак ни наградой и величайшим наслаждением, заключающемся в видении Аллаха Всевышнего.
|
Что касается того, как часто обитатели рая будут видеть Всевышнего Аллаха, то более праивльное мнение состоит в том, что они будут видеть своего Господа каждую пятницу, как на это указывают некоторые хадисы и асары:
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал: «Явился ко мне ангел Джибриль (мир ему), в руке которого было белое зеркало, на котором было черное пятнышко. Я спросил его: “Что это (за белое зеркало), о Джибриль?”
Он ответил: “Это пятничный день. Твой Господь предписывает его тебе, для того, чтобы он стал днем сбора (аль-‘Ид) для тебя и твоего народа после тебя. Ты будешь первым, а иудеи и христиане – после тебя”.
Я спросил: «А что в этом дне для нас?»
Джибриль ответил: “Для вас в нем благо, и в нём для вас есть час, в который кто бы ни обратился с мольбой к своему Господу о благом, которое ему предписано, Он обязательно ответит на его мольбу. А если Он не ответит ему сразу, то уготовит для взывавшего нечто величественней этого. Тому же, кто обратится к своему Господу за защитой от зла, которое ему было предписано, его Господь обязательно даст убежище от более великого зла”.
Тогда я спросил его: “А что это за черное пятнышко на нем?”
Джибриль ответил: “Это Судный Час, который наступит в пятницу. Пятница для нас является господином всех дней, а в вечной жизни мы будем называть его «днем добавки»”.
Я спросил: “А почему он называется “днем добавки”?»
Джибриль ответил: “Воистину, твой Великий и Всемогущий Господь, установил в Раю широкую долину из белого благовония. И когда наступит пятничный день, Всеблагой и Всевышний Аллах спустится с семи небес (‘иллийюн) на Своем Престоле, и установит вокруг этого Престола минбары из света, после чего явятся пророки и сядут на них. Затем вокруг этих минбаров поставят стулья из золота, после чего явятся правдивые и шахиды и сядут на них. Потом приведут обитателей Рая, которые сядут на песчаные холмы, и тогда Всеблагой и Всевышний Господь покажет им Самого Себя, чтобы они взирали на Его Лик, а он скажет: “Я – Тот, кто исполнил вам Свое обещание и завершил для вас Свою милость, и здесь Я проявлю к вам Свою щедрость, так просите же Меня”. Тогда они начнут просить Его довольства, а Он, Великий и Всемогущий, скажет: “Мое довольство для любого из вас! Я поселил вас в Своей обители и оказал вам Свою щедрость, так просите же Меня”. И они вновь начнут просить Его до тех пор, пока не исчерпаются их желания, и после этого Он откроет им то, что не видел глаз, не слышало ухо, и даже не помышляло человеческое сердце, и это продлится до тех пор, пока люди не разойдутся после пятничного дня. Потом, Всеблагой и Всевышний Аллах поднимется на Свой Престол и вместе с Ним поднимутся шахиды и правдивые, и вернутся обладатели высоких Райских степеней (ахлю-ль-гъураф) в свои жилища, подобные белым жемчужинам без изъянов, жилища с дверьми из красного рубина, либо зеленого хризолита, там, где постоянно текут реки и растут деревья со свисающими плодами, в их жилищах их жены и прислуги. И они ни в чем не нуждаются так сильно, как в наступлении следующего пятничного дня, чтобы их Господь прибавил щедрости и открыл их взорам Его благословенный и великий Лик. Поэтому этот день и был назван «днем добавки» ”.
|
В одной из версий этого хадиса сказано: «И они (обитатели Рая) не нуждаются ни в чём так сильно, как в пятничном дне. Каждый раз, увеличивая взгляды на своего Господа, будет увеличиваться их достоинство».
Этот хадис приводят имамы аш-Шафи’и в “аль-Муснад” 374, Ибн Аби ад-Дунья в “Сыфат-уль-джанна” 91, ад-Даракъутни в “ар-Руъя” 59, ат-Табарани в “аль-Аусат” 7/15, аль-Баззар 7527, Абу Я’ля 4228, аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 612, и др.
Достоверность этого хадиса подтвердили имамы ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Мунзири, аль-Бусыри, Ибн Хаджар аль-Хайтами, аль-Альбани и др. См. “аль-Мухтара” 2/365, “ат-Таргъиб” 4/401, “аль-Итхаф” 2121, “аз-Зауаджир” 2/262, “Сахих ат-таргъиб” 3761.
Имам Ибн аль-Къайим относительно этого хадиса сказал: “Важный хадис, занимающий великое положение. Его передавали имамы Сунны и признавали его, а аш-Шафи’и украсил этим хадисом свой Муснад”. См. “Хади аль-аруах” 268.
Со слов Абу ‘Убайды и ‘Амра ибн Къайса сообщается, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Торопитесь на пятничную (молитву). Воистину, Всевышний Аллах будет являться к обитателям Рая каждую пятницу на холм из белого камфора. И они будут находиться от Него на расстоянии, которое будет зависеть от их поспешности в мирской жизни на пятничную (молитву). И постигнет их такое достоинство, подобно которому они никогда не видели”. Никто не опережал ‘Абдуллаха ибн Мас’уда на пятницу. Но в один из дней он пришёл и увидел, что два человека опередили его и сказал: “Двое, а я третий, а Аллах благословит и третьего”.
Этот асар приводят Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 436, Абдуллах ибн Ахмад в “ас-Сунна” 476, ад-Даракъутни в “ар-Руъя” 120, Ибн Батта в “аль-Ибана” 3/42.
Достоверность подтвердили шейхуль-Ислям Ибн Таймия, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани. См. “Маджму’уль-фатауа” 6/403, “аль-‘Улюу лиль-‘Алий аль-Гъаффар” 95, “Мухтасар аль-‘Улюу” 51.
Но имам ат-Тирмизи приводит у себя в "ас-Сунан" 2553 хадис со слов Ибн Умара, в котором говорится, что верующие в Раю будут взирать на своего Господа дважды в день, утром и вечером.
Однако этот хадис является слабым. Он приводится как в форме марфу' (от Пророка), так и в форме маукъуф (от сподвижника Ибн Умара), однако в обоих вариантах он является слабым из-за передатчика по имени Сууайр ибн Аби Фахита. Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Я не знаю никого, кто посчитал бы его надёжным". См. "Фатхуль-Бари" 13/419.
А хафиз аль-Хайсами сказал: "Единогласны (мухаддисы) в том, что он является слабым". См. "Маджма'у-ззауаид" 10/401.
Исходя из сказанного, основа в том, что обитатели Рая будут видеть Всевышнего Аллаха каждую пятницу, НО это не означает, что определенные и приближенные Аллаху творения, превосходившие благими делами других, не смогут видеть Его чаще. Так считал Ибн Таймия. А когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Есть ли превосходство между верующими в видении Аллаха Всевышнего?» Он ответил: “Очевидно, что это будет сообразно деяниям и степени. Ведь Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, не подобен верующему со слабым иманом”. Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” № 228.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
www.islam-forum.ws