РЕПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.




Для закрепления знаний, умений и навыков, опыта эмоционально-ценностного отношения к явлениям культуры учитель организует учебную деятельность школьников по неоднократному воспроизведению полученных знаний, показанных способов деятельности, воспроизведению действий по применению знаний на практике, деятельности по освоенному алгоритму, работу с программируемыми устройствами и т.д.. Относящиеся ко второму виду методов - репродуктивные методы (от франц. reproduktion – воспроизведение) обучения культурологии обеспечивают достижение второго уровня усвоения знаний, умения применять полученные знания на практике.

Репродуктивные методы предполагают организующую деятельность учителя, обеспечивающую формирование представления учащихся о цели, способах и последовательности учебных действий, формах контроля и самоконтроля. Большое внимание должно уделяться разработке и совершенствованию инструктажа, предполагающего устное или письменное объяснение, показ приемов работы, демонстрацию кинофрагментов, использование тренажеров.[23]

Одним из основных репродуктивных методов обучения культурологии являются методы чтения и анализа культурологического текста. Чтение и анализ текста представляет собой последовательные ступени восприятия информации о явлениях культуры, теоретического и фактического аспектов культурологического знания. Обучение методам чтения и анализа культурологического текста начинается с формирования умения пересказывать прочитанный текст. Изложение прочитанного в педагогической литературе рассматривается, прежде всего, как прием обучения или вид самостоятельной работы учащихся. Мы относим изложение или пересказ к репродуктивным методам обучения, обеспечивающим формирование у младших школьников умения выделять главные смысловые вехи культурологического текста, расчленять его на части, составлять план изложения, формулировать его содержание на основе культурологических понятий. Основанием для того, чтобы рассматривать изложение как метод является то, что составляют его несколько приемов: составление плана пересказа, формулирование и последовательное изложение содержания прочитанного текста и т.д.

Метод объяснительного чтения складывается из органически связанных между собой элементов выразительного чтения, разъяснения и дополнения прочитанного, разбора текста. При объяснительном чтении выделяются и поясняются отдельные термины, предложения и абзацы, определяется главная мысль, смысловые связи, логика рассуждения или доказательства, причинно-следственные связи, а также основания для выводов или обобщений. В свою очередь метод объяснительного чтения связан с информационно-рецептивным методом комментированного чтения.

По мере освоения метода объяснительного чтения учащимися, повышается уровень сложности учебных задач. Школьники учатся выделять и систематизировать фактический и теоретический материал, выписывать его,[24] письменно отвечать на вопросы, формулировать выводы. Важно приучать школьников искать объяснение неизвестных слов и выражений, работать со справочниками и словарями.

Репродуктивные методы обеспечивают формирование навыков составления опорно-логической схемы или конспекта содержания текстов, построение синхронистической таблицы, оформление культурологических карт, описания предмета культуры, сравнительного анализа предметов культуры, интерпретации текста культуры и т. п.

Существенную роль при осуществлении репродуктивных методов играет алгоритмизация обучения и программированное обучение. Алгоритмизация обучения состоит в точном, однозначно понимаемом описании порядка и характера действий (операций), направленных на решение учебных задач.

Алгоритмы разработанные для учащихся называют предписаниями алгоритмического типа, а чаще – просто предписаниями. В процессе разработки алгоритма учебной деятельности составляются: само предписание, состоящее из указаний (команд) о выполнении действий или операций над определенными объектами и фиксируемое в виде схем, слов, знаков на различных материальных носителях (листе бумаги, магнитной ленте, в памяти компьютера и пр.); перечень объектов, на которые направлены действия или операции и которые под их воздействием преобразуются; описание приемов контроля, самоконтроля и корректировки учебных действий учащихся; критериев оценки результатов учебной работы. При этом к алгоритмам предъявляются следующие требования: требование однозначности предписываемых действий или определенности (конструктивности); результативности, предполагающей, что при выполнении конечного числа операций будет получен результат; типологичности, означающей, что алгоритм применим при решении не одной, а целого типа задач.

Примером алгоритма может служить предписание действий в «динамических парах и малых группах» в системе практических занятий по изучению темы «художественная культура Древнего Рима».

1 этап. Группа из четырех человек получает четыре различных текста по одной проблеме и работает самостоятельно, индивидуально с текстом по схеме:

¾ Ознакомиться с предложенным текстом;

¾ структурировать его;

¾ записать основные положения.

2 этап. Совместная самостоятельная работа в парах сменного состава:

¾ первая пара – сидящие за одним столом;

¾ вторая пара – сидящие за спиной;

¾ третья пара – сидящие по диагонали.

Первый партнер пересказывает второму партнеру содержание своего теста. Второй партнер выслушивает его и задает вопросы, необходимые для того, чтобы, не читая текст и записи партнера, составить представление о содержании его текста. Первый партнер выступает в роли учителя, второй – в роли ученика. Затем они меняются ролями.

После обмена информацией они приступают к самостоятельной индивидуальной работе: каждый формулирует основные положения услышанного. Выполнив задание, они вновь объединяются и знакомятся с записями друг друга, обсуждают их, корректируют, улучшая структуру и формулировки. После этого пара распадается и образуется новая.[25]

В методике принято различать алгоритмы для учащихся и алгоритмы для обучающих. Алгоритмы для учащихся делятся на две группы: алгоритмы учения (освоения), содержащие предписания действий, обеспечивающих как освоение предметного содержания, так и намеченных алгоритмов освоения содержания; алгоритмы разворачивания содержания, связанные с предметным содержанием и обеспечивающие решение характерных для культурологических дисциплин задач.

Развитие идей программированного обучения было связано с разработкой компьютерных обучающих программ, теории управления процессами.

Программированное обучение, - это обучение по заранее разработанным учебным программам, регламентирующих как учебные действия учащихся, так и учителя. Первоначально, в начале обучения основные подсказки максимально определяют требуемую реакцию, затем с пропуском отдельных, менее значимых элементов (затухающая подсказка), в конце обучения требуется совершенно самостоятельное выполнение действия (снятие подсказки). Для закрепления действий используется принцип немедленного подкрепления каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения действий.

Программированное обучение всегда связано с алгоритмизацией учебного процесса, то есть с разработкой конструктивных предписаний (алгоритмов), которыми должны руководствоваться учащиеся и обучающие. При программированном обучении непосредственное управление процессом усвоения учебного материала, характерное для традиционного процесса обучения, заменяется управлением опосредованным (с помощью компьютерных программ, системы «опережающих заданий»[26] в учебном пособии и т.п.). Для обеспечения учета индивидуальных особенностей учащихся и обратной связи с каждым обучаемым используют программированные учебники (безмашинное программированное обучение) или обучающие машины (машинное программированное обучение).

Обучающие программы разделяются на разработанные Скиннером линейные программы и разветвленные Н. Краудера. В практике обучения культурологии программированное обучение не заменяет традиционного обучения, а дополняет его, позволяет автоматизировать отдельные стадии процесса обучения, основанные на репродуктивной деятельности, требующей контроля за правильностью многократно повторяемых учебных действий.[27]

 

К МЕТОДАМ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ОТНЕСЕНЫ различные варианты устной, письменной, компьютерной проверки знаний и др Требования, предъявляемые к контролю:

· Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;

· Сотрудничество учителя и ученика;

· Создание для ученика условий, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;

· Возможность выбора учеником формы контрольной процедуры;

· Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;

· Гарантирование ученику права на повышение оценки;

· Использование на начальных этапах обучения безоценочного контроля;

· Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;

· Поощрение ученика;

· Соответствие целей контроля с целями учебно-воспитательного процесса.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: