Изучение представлений детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах




Исследовательская работа проводилась на базе МДОУ №85 г. Белгорода. Она состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие десять детей седьмого года жизни.

На констатирующем этапе эксперимента проводились беседы, в процессе которых изучалось представление у детей о нравственных качествах (Г.А. Урунтаева), а также изучение представлений о нравственных ценностях в процессе чтения и обыгрывания сказки «Заюшкина избушка» с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева).

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Вначале была проведена беседа. Каждому ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики:

1. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

3. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

4. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Результаты исследования занесены в таблицу 1.

 

Таблица 1

Имя Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4
Ангелина Н. А) тот, кто со всеми дружит и не жадничает; Б) тот, кто обижает, всех не любит ни кого, не слушается; А) кто обещает и выполняет обещания; Б) кто всех обманывает и меня тоже; А) делится книжками, игрушками, яблоками ему ничего не жалко дать всем; Б) ничего не дает; А) тот, кто вообще ничего не боится; Б) кто всего боится;
Антон Т. А) кто ничего плохого не делает; Б) тот, кто ругается и делает все плохое; А) кто никогда не врет; Б) кто всех обманывает; А) тот, кто делится со всеми; Б) тот, кто ничего не дает; А) ничего на земле вообще не боится; Б) те, кому всегда страшно;
Владик С. А) кто не кричит и не ругается и вообще ведет себя хорошо; Б) когда кричит человек и ведет себя плохо; А) кто обещает и выполняет обещания; Б) тот, кто не выполняет обещания; А) тот, кто со всеми делится; Б) тот, кто совсем не делится ни чем; А) кто ничего не боится; Б) тот, кто боится всего;
Вова Ш. А) Меня – я же все сразу выполняют, дома даже картошку принесу; Б) Антон – он прям на меня злится; А) кто не врет; Б) Стас – сказал, что принесет машинку, но не принес; А) кому не жалко дать что просят; Б) ничего не дает; А) Я сам, я тренируюсь и пойду на бокс; Б) тот, кто боится и его надо защищать;
Геля П. А) это хорошие люди, всегда смеются; Б) бабушка и дедушка когда пьют пиво; А) кто никогда не врет; Б) тот, кто постоянно всем врет; А) кому ничего не жалко; Б) кто все сразу забирает; А) кто ничего не боится даже ночью ходить; Б) кто всего боится;
Данил В. А) кто всех любит; Б) кто всегда злится; А) кто все обещает и выполняет; Б) тот, кто обманывает; А) не знаю; Б) кто не делится ни с кем; А) кто никого не боится; Б) тот, кто боится медведей и волков;
Даша Ш. А) хороший; Б) кто всегда сердится; А) кто не обманывает; Б) кто всегда обманывает; А) кто все разрешает брать; Б) тот, кто жадничает; А) кто ничего не боится и не трусит; Б) кто всего боится;
Максим С. А) тот, кто улыбается и любит даже плохих; Б) тот, кто дерется и ругается; А) тот, кто не обманывает; Б) настоящих обманщиков; А) кто делится; Б) тот, кто забирает все себе; А) он ничего не боится; Б) тот, кто всех, всех боится;
Настя А. А) Геля она дает поиграть и не толкается; Б) Тимофей всегда злой; А) Света честная; Б) Тимофей обманывает детей; А) тот, кто дает игрушки; Б) тот, кто ничего не дает; А) кто ничего не боится; Б) кто всего боится;
Света М. А) те, кто всегда дружат; Б) все дети, которые не слушают воспитателя; А) все кто дарят подарки, если обещают; Б) кто, всех обманывает; А) кто мне конфеты дает; Б) кто все себе забирает; А) тот, кто никого не боится; Б) кому всегда страшно.

 

Анализ ответов детей на предложенные вопросы осуществлялся с учетом рекомендованных автором методики положений:

· у ребенка сформировано обобщенное представление о нравственном качестве («Жадные … которые жалеют: все для себя берут и ничего не оставляют бедным»);

· носителями определенного качества в конкретной ситуации выступают конкретные люди («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит, даже Славик»);

· носителями нравственного качества являются литературные и сказочные персонажи («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

· в роле носителя определенного качества выступает сам ребенок («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

· нравственное качество объясняет как совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

· при ответе нравственное качество соотносит с конкретным действием («Жадный тот, кто не дает попить»);

· ребенок ориентируется на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный…он плохой»);

· у детей недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Анализируя ответы детей, следует отметить:

1. Обобщенное представление о нравственном качестве сформировано у большинства детей. Такие качества как «добрый - злой» почти все объясняли правильно, то есть «тот, кто со всеми дружит; всем делится; ничего плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». У троих детей Вовы Ш., Гели П., Насти А. конкретные люди выступают в роле носителя определенного качества («Тимофей всегда злой»; «Дедушка и бабушка злые, когда пиво пьют»). В процессе беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества.

2. Нравственные качества «честный - лживый» дети дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («кто выполняет обещания; кто никогда не врет; кто не обманывает» или «кто всем врет; всегда обманывает»). Только Настя А. и Вова Ш. закрепляют эти качества за конкретными людьми («Стас… не принес машинку», «Тимофей обманывает детей»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственному качеству.

3. Представление о нравственном качестве - «смелый» практически у всех детей сформировано обобщенное. Лишь у Вовы Ш. оно закреплено конкретно за ним самим («Я сам, я тренируюсь, пойду на бокс»).

Обработка данных о сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом следующих уровней:

высокий уровень: сформировано обобщенное представление о нравственных качествах;

средний уровень: нравственные качества объясняют на примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;

низкий уровень: не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве.

Обработанные данные с учетом обозначенных уровней представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Имя ребенка Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Итоги
А Б А Б А Б А Б
  Ангелина Н. В В В В В В В В В
  Антон Т. В В В В В В В В В
  Владик С. В В В В В В В В В
  Вова Ш. С С В С В В С В С
  Геля П. С С В В В В В В С
  Данил В. В В В В Н В В С С
  Даша Ш. Н В В В В В В В С
  Максим С. Н В В С В В В В С
  Настя А. Н Н Н Н С В В В Н
  Света М. Н С С В Н С С В С

 

Проанализировав ответы детей можно отметить, что:

1) к высокому уровню относятся – 3 ребенка (Ангелина Н., Антон Т., Владик С.), что составляет 30 %;

2) к среднему уровню относятся – 6 детей (Вова Ш., Геля П., Данил В., Даша Ш., Максим С., Света М.), что составляет 60%;

3) к низкому уровню относятся – 1 ребенок (Настя А.), что составляет 10%.

Результаты исследования представлены в диаграмме (рис. 1):


Рис. 1 - Результаты беседы о нравственных качествах

 

Изучение представлений о нравственных ценностях осуществлялось в ходе двух серий исследования (Кошелева А.Д.). В первой серии детям читали сказку «Заюшкина избушка» (Приложение 1), затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.

Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Какая в сказке была избушка у зайца? У лисы?

2. Как перехитрила лиса зайца?

3. Кто помогал зайчику? Как?

4. Как бы ты поступил, если бы кто – то нуждался в твоей помощи?

Результаты проведенной беседы представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Имя 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос
Ангелина Н. А) Лубяная. Б) Из льда. Её избушка растаяла, она попросилась переночевать, зайчик пустил, а она его выгнала. Петушок выгнал лису, помог зайцу, а собаки и медведь испугались. Помогла, наверное.
Антон Т. А) Из дерева. Б) Ледяная. Попросилась переночевать заяц пустил её и лиса его выгнала. Петушок пришел с косой и выгнал лису, медведь и собачки тоже хотели помочь, но лиса их испугала. Я бы всем помог и не испугался никого.
Владик С. А) Деревянная. Б) Конечно ледяная, она же растаяла. Заяц поверил лисе и пустил в избушку, а она его перехитрила. Собаки и медведь пожалели зайчика и хотели помочь, но побоялись лису, у петуха была коса, и он не побоялся и выгнал лису. Если бы у меня была коса, я бы помог.
Вова Ш. А) Из дерева. Б) Ледяная. Её избушка растаяла и лиса пришла к зайцу попросила пустить, он был добрым и пустил, а она его выгнала из дома. Петух помог своей косой напугал лису, медведь хоть и большой все равно испугался и собаки тоже. Я сильный, я всех спасу.
Геля П. А) Деревянная. Б) Ледяная.   Лиса была хитрой и обманула зайца, когда он её пустил в избушку, и выгнала его. Петушок помог, больше ни кто не помог. Я не знаю, наверное, помогла бы.
Данил В. А) Лубяная. Б) Ледяная. Она попросилась переночевать к зайцу и выгнала из его дома. Помог петушок с косой, она острая была, медведь и собачки говорили «сейчас мы её выгоним», но лиса их пугала и они убежали. Я помог бы.
Даша Ш. А) Лубяная. Б) Ледяная. Молчит Петушок помог. Я помогла бы.
Максим С. А) Из дерева. Б) Ледяная. Лиса хитрая, перехитрила зайца. Помог петушок с косой, собаки с медведем тоже говорили что помогут, но лиса их пугала. Я бы не испугался, я бы всем помог.
Настя А. А) Деревянная. Б) Ледяная. Она пришла к зайцу, заплакала и попросила пустить её в избушку, зашла и выгнала зайца. Все хотели помочь, говорили «не плачь, мы поможем» и ходили к лисе, но помог петушок. Я бы помогла.
Света М. А) Из дерева. Б) Ледяная. Заяц поверил лисе, а она его обманула. Все помогали и собачки и медведь и петух, но петушок выгнал лису. Я помогла бы всем.

 

По итогам проведенной беседы можно отметить, что дети понимают смысл сказки. На вопрос «из чего были сделаны избушки», отвечают точно и без затруднений.

Следует отметить, что 8 детей соотносят такие качества как «коварство» и «хитрость» с тем персонажем, которому они присущи – лисе («лиса была хитрой и обманула зайца», «заяц поверил лисе, а она его перехитрила»). Отвечая на этот вопрос, Даша Ш. молчала и пожимала плечами. Максим С. сказал, что «лиса хитрая, перехитрила зайца», то есть ребенок не может объяснить значение слова «перехитрила».

Необходимо отметить, что 5 детей называют всех героев, которые «помогали зайчику». Ангелина Н., Вова Ш., Геля П., Данил В. сказали, что «помогал только петушок, ссылаясь на то, что медведь и собачки испугались лису, а петушок её выгнал». Лишь одна девочка, Даша Ш. сказала – «петушок помог», не аргументируя свой ответ.

Следует отметить, что на вопрос «как бы ты поступил, если бы кто-то нуждался в твоей помощи?», все дети ответили положительно, они бы помогли. Владик С. уточнил, что «если у него будет такая коса, то он поможет», то есть он закрепляет определенное действие за конкретным образом, в данном случае за петушком с косой.

Таким образом, следует отметить, что дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.

На основе анализа делаем вывод:

· правильно понимают смысл сказки – 10 детей (100%);

· правильно определяют, «как перехитрила лиса зайца» - 8 детей (80%);

· правильно определяют, «кто помог зайчику и как» - 5 детей (50%);

· помогли бы, попавшим в беду – 10 детей (100%)

Данные представлены на графике.


Рис. 2 - Результаты изучения представлений о нравственных поступках героев сказки

 

Во второй серии исследования нами было проведено наблюдение за обыгрыванием русской народной сказки «Заюшкина избушка» с целью изучения особенностей проявления нравственных ценностей в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Наблюдение проводилось с учётом следующих параметров:

1) подготовка и использование атрибутов;

2) взаимоотношения со сверстниками во время игры;

3) эмоциональная передача нравственных качеств персонажей с помощью вербальных средств;

4) эмоциональная передача нравственных качеств персонажей с помощью невербальных средств.

Данные наблюдения за игрой – драматизацией представлены в таб. 4.

 

Таблица 4

Имя Параметры наблюдения
       
Ангелина Н. - исполняла роль лисы активно принимала участие в изготовление атрибутов; подсказывала текст по ходу игры другим «персонажам», с удовольствием примеряла на себя разные роли, охотно уступала свою роль другим детям; в речи выражаются эмоции, голосом пыталась показать, какая лиса хитрая; ходила на цыпочках, «виляла хвостиком», руки согнуты в локтях;
Антон Т. - исполнял роль петуха в изготовлении атрибутов участия не принимал, но использовал маски по ходу игры; делиться этой ролью без вмешательства взрослого не хотел; речь, подражал голосу петушка: смелый, важный; шагал маршевым шагом, помогая при этом руками;
Владик С. - исполнял роль собачки помогал раскрашивать маски, использовал в игре; советы сверстников не слушал; пытался изобразить голос персонажа; не использовал невербальные средства выразительности;
Вова Ш. - исполнял роль собачки атрибуты охотно использовал в игре, принимал участие в изготовлении; советовался с Антоном как лучше изобразить голос собачки; изображал голос персонажа. лицо выражало уверенность, смелость; гордо шагал, походка была уверенная;
Геля П. - исполняла роль зайца в изготовлении атрибутов участие не принимала, но использовала в игре; принимала активное участие в распределении ролей среди ребят, на себя взяла одну из ведущих; мимикой передавала страдание, боль, огорчение, страх; прыгала легко на носочках, с согнутыми руками в локтях перед грудью;
Данил В. - исполнял роль медведя помог делать маски, только после просьбы взрослого; не взаимодействовал со сверстниками, к советам не прислушивался; пытался подражать голосу медведя; ходил, подняв руки, переваливаясь с одной ноги на другую;
Даша Ш. - исполняла роль медведя пыталась помочь в изготовлении атрибутов сразу всем, но до конца ничего не доводила, охотно использовала атрибуты в игре; подсказывала всем, помогала выбрать роль, подсказывала текст; интонацией голоса пыталась подражать голосу персонажа, говорила грозно и томно; шагала тяжело, переваливалась с ноги на ногу;
Максим С. - исполнял роль петушка проявлял любопытство к изготовлению атрибутов, активно использовал в игре; подсказывал текст по ходу всей игры, сотрудничал со сверстниками; старался кукарекать, говорил четко, уверенно, пытаясь изобразить смелость; шагал уверенно, гордо, помогая руками;
Настя А. - исполняла роль лисы в изготовлении атрибутов участие не принимала, но активно использовала их в игре; в процессе игры контактировала со сверстниками; мимикой и голосом пыталась показать, какая лиса хитрая и как она ни кого не боится; старалась показать походку лисы при помощи рук;
Света М. - исполняла роль зайца помогала делать атрибуты, использовала в игре; помогала исполнять роли сверстникам; мимикой и голосом передавала эмоциональное переживание персонажа; прыгала с согнутыми в локтях руками, пыталась изобразить плач персонажа;

 

По итогам наблюдений отмечаем проявление нравственных качеств, в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев с помощью вербальных и невербальных средств.

1. Подготовка и использование атрибутов.

В подготовке атрибутов для игры – драматизации принимали участие 7 детей, Даша Ш. пробовала помогать всем, по мере заинтересованности к тому или иному виду изобразительной деятельности: рисование, раскрашивание, вырезывание, но до конца ничего так и не доделала. Проявлял любопытство Максим С., он с интересом наблюдал за процессом изготовления атрибутов и лишь время от времени подходил и что-либо подсказывал. Три ребенка отказывались помогать, аргументируя это тем, что они заняты и им это не интересно. Но в процессе игры маски использовали все дети.

2. Взаимоотношения со сверстниками во время игры.

Необходимо отметить, что не все дети взаимодействовали друг с другом. Антон Т., Владик С. и Данил В. не хотели принимать советы от сверстников, комментируя это так: «Я сам знаю, как правильно», «Я всё умею сам». Остальные 7 детей активно участвовали в обсуждении ролей, подсказывали друг другу текст и характерные движения в процессе всей игры. Практически на протяжении всего времени, которое длилась игра, Данил В. не контактировал с детьми, только наблюдал за их действиями и многие советы, которые давали другим детям применял непосредственно к себе.

3. Эмоциональная передача нравственных качеств персонажей вербальными средствами.

Следует обратить внимание на то, чтонекоторые дети в той или иной мере использовали интонацию, подражание голосу персонажей для передачи нравственных качеств, присущим сказочным героям. Антон Т. пытался подражать крику петушка, «чтобы лиса испугалась сразу». Изображая плачущего зайчика, Света М. сама чуть не заплакала, объясняя это так: «Если бы меня выгнали из дома, я бы тоже плакала и просила мне помочь». После чего некоторые из детей тоже представили, что такое случилось с ними и сделали вывод, что нельзя пускать посторонних людей домой.

4. Эмоциональная передача нравственных качеств персонажей невербальными средствами.

Следует отметить, что большинство детей старились при помощи характерных движений, жестов, мимики отчетливее и эмоциональнее передать нравственное качество, которое характерно для сказочного героя. Исполняя роль «зайчика», Геля П. прыгала легко на носочках с согнутыми в локтях руками, прижатыми к груди, на лице были ярко выражены грусть, страх. Максим С. исполняя роль «петушка», изображал смелого героя, маршировал уверенным шагом, помогая при этом руками.

Таким образом, анализ результатов проведенного наблюдения показал:

1) в подготовке атрибутов принимали участие – 7 детей, что составляет 70%;

2) использовали атрибуты в игре – 10 детей, что составляет 100 %;

3) вступали в положительные взаимоотношения со сверстниками во время игры – 7 детей, что составляет 70 %, 3 ребенка несколько обособленно обыгрывали свою роль;

4) эмоционально передавали нравственные качества персонажей вербальными средствами – 6 детей, что составляет 60%;

5) эмоционально передавали нравственные качества персонажей невербальными средствами – 7 детей, что составляет 70%

Данные представлены в графике:

 

Рис. 3 - Результаты наблюдения за игрой-драматизацией

 

Исходя из полученных результатов опытно-экспериментальных исследований на контрольном этапе, мы можем отметить, что использование игры – драматизации в старшем дошкольном возрасте, способствует формированию нравственных ценностей. При помощи игры – драматизации в специально созданных условиях формирование нравственных ценностей приобретает познавательный характер и способствует умению старших дошкольников переносить приобретенный опыт полученный в игре в социальную действительность. Это подтвердила проверка, проведенная при помощи диагностических методик.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: