А. Л. Панов
Машины для устройства искусственных сооружений
Учебное пособие по части курса
Дорожные машины
Тюмень 2017
ББК 39.34
П 16
П 16 Панов А. Л. Машины для устройства искусственных сооружений: Учебное пособие по части курса Дорожные машины / ГАПОУ ТО «ТЮМЕНСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ». – Тюмень, 2017.
Рецензенты: преподаватель ГАПОУ ТО «ТЛТ» А. А. Сироткин,
генеральный директор ООО «Строительные машины и механизмы» Е. Б. Зырянов
Учебное пособие по части курса Дорожные машины включает в себя адаптированный конспект по разделу Машины для устройства искусственных сооружений, тестовые задания для самостоятельной подготовке по разделу, рекомендуемый список литературы.
Материалы составлены в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 386 от 22.04.2014 г. и с учетом особенностей обучения в ГАПОУ ТО «ТЛТ». Адресовано студентам и преподавателям техникумов и колледжей технического профиля.
Печатается по решению Методического совета ГАПОУ ТО «Тюменский лесотехнический техникум» от «24» апреля 2017 года протокол № 6
ББК 39.34
© А. Л. Панов, 2017
©ГАПОУ ТО «ТЛТ», 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1 Адаптированный конспект по разделу машины для устройства искусственных сооружений 4
1.1 Стреловые краны 4
1.2 Автобетоносмесители 8
1.3 Подъемники 9
1.4 Трубоукладчики 10
2 Тесты для самоконтроля по теме машины для постройки искусственных сооружений 13
Литература 17
1 Адаптированный конспект по разделу машины для устройства искусственных сооружений
1.1 Стреловые краны
Применение и классификация стреловых кранов.
Стреловые краны, применяются на различных монтажных и такелажных работах.
Стреловые краны классифицируют по грузоподъемности (размерной группе), конструкции ходового оборудования, типу привода, исполнению и виду стрелового оборудования.
По ходовому оборудованию краны разделяют на автомобильные краны (на шасси грузовых автомобилей массового производства), краны на специальных многоосных шасси автомобильного типа, пневмоколесные и гусеничные.
По типу привода рабочих механизмов различают краны с одномоторным и многомоторным приводом. У кранов с одномоторным приводом все рабочие механизмы приводятся в движение одним двигателем — дизелем или электродвигателем. Движение передается через механическую трансмиссию (кран с механическим приводом). У кранов с многомоторным приводом рабочие механизмы приводятся в движение от независимо работающих двигателей. У таких кранов силовая установка состоит из дизеля, гидронасосной станции и отдельных гидромоторов (кран с гидроприводом) или дизеля, генератора и отдельных электромоторов (кран с электроприводом).
По конструктивному исполнению подвески стрелового оборудования различают краны с гибкими и жесткими связями. У кранов с гибкими связями удерживание стрелового оборудования и изменение угла наклона стрелы производится с помощью канатов (краны с гибкой подвеской стрелового оборудования), а у кранов с жесткими связями — с помощью гидроцилиндров (краны с жесткой подвеской стрелового оборудования).
Применяют стреловое оборудование следующих видов: невыдвижное (решетчатая стрела, секции которой жестко соединены одна с другой); выдвижное (стрела с одной или несколькими выдвижными секциями для изменения длины без рабочей нагрузки) и телескопическое (стрела с одной или несколькими выдвижными секциями для изменения длины с рабочей нагрузкой). Невыдвижное и выдвижное стреловое оборудование с помощью одной или нескольких дополнительных вставок (секций) может быть удлинено. Все перечисленные виды стрелового оборудования могут быть оснащены гуськом, допускающим применение второго крюка.
Автомобильные краны наиболее маневрены, имеют высокие скорости передвижения и поэтому широко применяются на объектах с небольшими объемами работ и находящихся на значительном удалении один от другого.
Гусеничные краны применяют для производства крупных монтажных работ на объектах с большим объемом.
Рисунок 1 - Автомобильный кран КС-3571 с гидроприводом и жесткой подвеской стрелового оборудования:
1 - крюковая подвеска; 2 - телескопическая стрела; 3 - гидроцилиндр подъема стрелы; 4 - кабина машиниста; 5 - противовес; 6 - поворотная платформа; 7, 11 - выносные опоры; 8 - опорно-поворотное устройство; 9 - ходовая рама; 10 - шасси автомобиля.
Устройство автомобильного крана.
Основными частями автомобильного стрелового крана являются (рис. 1):
- крюковая подвеска;
- телескопическая стрела;
- гидроцилиндр подъема стрелы;
- кабина машиниста;
- противовес;
- поворотная платформа;
- выносные опоры;
- опорно-поворотное устройство;
- ходовая рама;
- шасси автомобиля.
Рисунок 2 - Компоновочная схема гидравлического стрелового крана КС – 6471 на специальном шасси автомобильного типа:
1 - два передних моста; 2 – двигатель; 3, 4 – гидроцилиндры выдвижения стрелы; 5 - муфта сцепления; 6 - коробка передач; 7,8 - гидроцилиндры подъема и опускание стрелы; 9 - аксиально-поршневой гидромотор; 10 - дисковый тормоз с гидроразмыкателем; 11 - зубчатое колесо, входящее в зацепление с зубчатым венцом опорно-поворотного крута; 12 - четырехступенчатый цилиндрический редуктор; 13 - аксиально-поршневой гидромотор; 14 - барабан грузовой лебедки; 15 - вспомогательная грузовая лебедка; 16 - прижимной ролик; 17 - дисковый постоянно замкнутый тормоз; 18, 19 – задние ведущие мосты; 20 - редуктор привода четырех аксиально-поршневых гидронасосов; 21 - раздаточная коробка.
Устройство крана на специальном шасси.
Основными частями стрелового крана на специальном шасси являются (рис. 2):
- специальное шасси;
- гидроцилиндры выдвижения стрелы;
- гидроцилиндры подъема и опускание стрелы;
- аксиально-поршневой гидромотор;
- дисковый тормоз с гидроразмыкателем;
- зубчатое колесо, входящее в зацепление с зубчатым венцом опорно-поворотного крута;
- четырехступенчатый цилиндрический редуктор;
- барабан грузовой лебедки;
- вспомогательная грузовая лебедка;
- прижимной ролик;
- редуктор привода четырех аксиально-поршневых гидронасосов.
Гусеничные краны.
Гусеничные краны применяют для производства крупных монтажных работ на объектах с большим объемом работ. В СССР выпускали гусеничные краны с механическим приводом грузоподъемностью 6,3; 10 и 16 т (серия МКХ) и с электрическим приводом грузоподъемностью 16, 25, 40, 50, 63, 100 и 160 т (серии МКГ, ДЭП, СКГ и КС).
Рисунок 3 - Ходовое оборудование гусеничного крана:
1 - приводящие в движение ведущие колеса; 2 - гусеничная лента; 3 – гусеничные балки; 4 - поддерживающие ролики; 5 - натяжное устройство; 6 - ведомые колеса; 7 – балансир; 8 - опорные катки; 9 -опорно-поворотное устройство; 10 - ходовая рама; 11- бортовые редукторы; 12 – электродвигатель; 13 – тормоз.
Поворотная часть гусеничных кранов по конструктивному исполнению аналогична поворотной части пневмоколесных машин. Основное различие между гусеничными и пневмоколесными кранами заключается в конструкции ходового оборудования (рис. 3).
1.2 Автобетоносмесители
Автобетоносмесители предназначены для доставки дозированных компонентов бетонной смеси, приготовления ее в пути следования или по прибытии на строительный объект, а также доставки готовой бетонной смеси и выдачи ее потребителю. Автобетоносмесители рассчитаны на работу в условиях умеренного климата. Он могут загружаться от специальных установок для выдачи сухих смесей, а также от передвижных стационарных бетонных заводов, приспособленных для выдачи сухих смесей. В автобетоносмесителях можно перевозить смесь на практически неограниченные расстояния, однако наибольшая эффективность достигается при транспортировании на расстояние до 80 км.
Рисунок 4 - Автобетоносмеситель СБ-92-1А:
1 - КамАЗ-5511; 2 - управление компрессором; 3 - бак для воды; 4 - привод смесительного барабана; 5 - смесительный барабан; 6 - загрузочно-разгрузочное устройство; 7 - рама; 8 - управление реверсом редуктора; 9 - панель контрольно-измерительных приборов; 10 - муфта сцепления; 11 - муфта насоса; 12 - управление подачей топлива.
Промышленностью выпускается три типа автобетоносмеситилей СБ-92-1А, СБ-92В-1, СБ-159А. Принципиально они мало чем отличаются, различия существуют лишь в приводе смесительного барабана. В автобетоносмесителе СБ-159А привод гидравлический с отбором мощности от двигателя, а в автобетоносмесителе СБ-92-1А (рис.4) вращение смесительного барабана осуществляется от редуктора через цепную передачу.
1.3 Подъемники
Подъемники и вышки, за исключением монтажных подъемников, в отличие от кранов, предназначены для подъема на высоту только рабочих, инструмента и небольших порций материалов.
Подъемники коленчатые рычажные и вышки монтируются на шасси грузовых автомобилей, что обеспечивает их высокую маневренность и мобильность.
Привод подъемников гидравлический или механический от двигателя автомобиля. Замена базовой машины подъемника приводит к изменению его марки и частичному изменению параметров. Например, подъемники на базе ЗИЛ-133ГЯ имеют марки АГП-28 (рис. 5), АГП-22.03, а подъемник на базе КамАЗ-53213 — АГП-28.05.
Индексация подъемников и вышек различна: АГП-22 — автомобильный гидравлический подъемник, высота подъема 22 м; ВТ-23 — вышка телескопическая, высота подъема 23 м; ВРТ-35 — вышка рычажная телескопическая, высота подъема 35 м.
Автомобильные подъемники. Подъемники гидравлические серии АГП грузоподъемностью от 200 до 400 кг — полноповоротные, оснащенные рычажными стрелами на базе серийных грузовых автомобилей. Подъемники имеют одну или две люльки, которые сохраняют вертикальное положение. Управление подъемником производится с двух пультов: непосредственно с люльки и с поворотной платформы, а выносными опорами — с пульта на раме шасси. Все подъемники имеют двухколенную стрелу, а подъемники АГП – 28 и АГП – 36 - трехколенную.
Рисунок 5 - Автогидроподъемник АГП – 28:
1 – автомобиль; 2 – опорная стойка; 3 – коленчатая стрела; 4 – люлька; 5 – пульт управления; 6 – поворотная рама; 7 - гидроцилиндр подъема стрелы; 8 – выносные опоры.
1.4 Трубоукладчики
Назначение трубоукладчиков.
Краны-трубоукладчики, относящиеся к специальным видам тракторных кранов, в основном предназначены для прокладки различного назначения магистральных трубопроводов большой протяженности. Они являются основными машинами в специализированной изоляционно-укладочной колонне (ИУК) на прокладке трубопроводов.
Трубоукладчики, в большинстве случаев, эксплуатируют на значительном удалении от баз обслуживания и ремонта. Выход из строя одной машины, входящей в состав ИУК, приводит к остановке большого комплекса механизмов. Это обстоятельство требует высокой надежности и хорошей ремонтопригодности всех без исключения узлов трубоукладчиков.
При сооружении линейной части магистрального трубопровода трубоукладчики передвигаются по бездорожью, что предъявляет высокие требования к их проходимости, определяемой совокупностью ряда показателей: среднего давления на грунт, дорожного просвета и тяговой характеристики.
Современные краны-трубоукладчики выполняют при строительстве трубопроводов многие виды трубоукладочных и вспомогательных работ (рис. 6).
Рисунок 6 - Виды работ, выполняемых кранами-трубоукладчиками.
Устройство трубоукладчика.
Основными частями трубоукладчика являются (рис.7):
– подвеска крюка;
– подвесная обойма;
– стреловая обойма;
– стрела;
– рама;
– лебедка;
– гидросистема;
– противовес.
Рисунок 7 - Принципиальная схема устройства крана-трубоукладчика:
1 – подвеска крюка; 2 – подвесная обойма; 3 – стреловая обойма; 4 – стрела; 5 – рама; 6 – лебедка; 7 – гидросистема; 8 – противовес.
2 Тесты для самоконтроля по теме машины для постройки искусственных сооружений
Вопрос 1. Применение стреловых кранов.
1. Стреловые краны применяют на погрузочно-разгрузочных работах.
2. Стреловые краны применяют на различных монтажных и такелажных работах.
3. На монтажных, такелажных и редко на погрузочных работах.
Вопрос 2. По каким признакам классифицируются стреловые краны?
1. По грузоподъемности (размерной группе), конструкции ходового оборудования, типу привода, исполнению и виду стрелового оборудования.
2. По назначению, номинальному тяговому усилию и различным конструктивным признакам.
3. По назначению, ходовой части, трансмиссии.
Вопрос 3. Применение автомобильных кранов.
1. На любых объектах где осуществляется монтажные и такелажные работы..
2. На объектах с небольшими объемами работ и находящихся на значительном удалении один от другого.
3. Для производства крупных монтажных работ на объектах с большим объемом.
Вопрос 4. Устройство автомобильного крана.
1. Шасси автомобиля, стреловое оборудование, поворотная платформа, опорно-поворотное устройство, выносные опоры.
2. Шасси автомобиля, стрела, рукоять, крюк, поворотная платформа, опорно-поворотное устройство, выносные опоры..
Вопрос 5. Конструктивные отличия гусеничных кранов от пневмоколесных кранов.
1. Приводом рабочих органов.
2. Ходовым оборудованием.
3. Различиями, указанными в ответах 1 и 2..
Вопрос 6. Сходство по конструкции крана на специальном шасси с другими кранами.
1. Наибольшее сходства с пневмоколесным краном.
2. Наибольшее сходства с гусеничным краном краном.
3. Наибольшее сходства с автомобильным краном.
Вопрос 7. Устройство ходового оборудования гусеничного крана.
1. Гусеница, катки, звездочка, гидроцилиндр натяжения гусеницы ведомое колесо рама.
2. Гусеничная лента, ведущее колесо, ведомое колесо, балка, поддерживающие ролики, опорные катки.
Вопрос 8. Назначение автобетоносмесителей.
1. Перевозка готовой цементобетонной смеси.
2. Перевозка дозированных компонентов и приготовление в пути и на месте цементобетона.
3. Операции, указанные в 1 и 2 ответах.
Вопрос 9. Различие автобетоносмесителей СБ - 159А и СБ – 91-1А.
1. Приводом барабана.
2. Способом смешивания дозированных компонентов.
3. Различия, указанные в ответах 1 и 2.
Вопрос 10. Общее устройство автобетоносмесителя.
1. Шасси автомобиля, смесительный барабан, бак для воды, привод барабана разгрузочно-загрузочное устройство.
2. Шасси автомобиля, цистерна, привод, разгрузочный шнек, двигатель, поворотное устройство.
3. Шасси автомобиля, полуприцеп, бочка, бак с водой, привод разгрузочный транспортер.
Вопрос 11. Назначение подъемников и вышек, кроме монтажных.
1. Для подъема на высоту строительных материалов и д. р.
2. Для подъема на высоту только рабочих, инструмента и небольших порций материалов.
3. Для работ, указанных в ответах 1 и 2..
Вопрос 12. Какие преимущества дает установка подъемников на шасси автомобиля?
1. Высокую маневренность и мобильность.
2. Универсальность, не надо конструировать специальное шасси.
3. Все, перечисленные в ответах 1 и 2.
Вопрос 13. Основные характеристики автомобильных подъемников.
1. Выдвижная стрела, поворот на 1800, управление из кабины машины, одна люлька.
2. Небольшая грузоподъемность, полноповоротные, рычажная стрела, управление из люльки или с поворотной платформы, одна или две люльки.
3. Существуют варианты, указанные в ответах 1 и 2.
Вопрос 14. Устройство автомобильного подъемника АГП - 28.
1. Шасси автомобиля, коленчатая стрела, люлька, поворотная рама, выносные опоры.
2. Шасси автомобиля, стрела, рукоять, люлька, поворотная рама, выносные опоры
3. Шасси автомобиля, телескопическая стрела, люлька, поворотная рама, выносные опоры
Вопрос 15. Назначение кранов-трубоукладчиков.
1. Для выполнения монтажных, такелажных и погрузочно-разгрузочных работ, в различных отраслях.
2. Для прокладки различного назначения, магистральных трубопроводов большой протяженности и работ сопровождаемых их.
3. Для работ, указанных в ответах 1и 2.
Вопрос 16. Какими свойствами должны обладать трубоукладчики?
1. Высокой проходимостью.
2. Высокой надежностью и хорошей ремонтопригодностью всех без исключения узлов трубоукладчика.
3. Всеми перечисленными свойствами, указанными в ответах 1 и 2.
Вопрос 17. Чем обусловлены высокие требования к конструкции трубоукладчиков?
1. Высокими требованиями к качеству выполнения работ на трубопроводах.
2. Тяжелыми климатическими условиями.
3. Эксплуатация на значительном удалении от баз обслуживания и ремонта.
Вопрос 18. Какие показатели влияют на проходимость трубоукладчика?
1. Среднее давление на грунт, дорожный просвет и тяговая характеристика.
2. Мощность трактора, конструкция подвески, привод, тип ходовой части.
Вопрос 19. Виды работ выполняемые трубоукладчиками.
1. Монтаж секций в нитку, сопровождение очистных и изоляционных машин, укладка трубопровода в траншею, разгрузка труб и их складирование, монтаж обвязки на компрессорных и насосных станциях.
2. Монтаж подводных переходов, монтаж переходов под дорогами, монтаж задвижек, подача труб на сварку и складирование секций, монтаж захлестов и катушек, погрузка секций на плетевозы, разгрузка секции на трассе
3. Работы, указанные в ответах 1и 2.
Вопрос 20. Устройство трубоукладчика..
1. Подвеска крюка, подвесная обойма, стреловая обойма, стрела, рама, лебедка, гидросистема, противовес.
2. Трактор, двигатель, рама, противовес, стрела, крюк, лебедка, механизм поворота стрелы, гидроцилиндры.
Таблица 2 - Ответы тестов по теме Машины для постройки искусственных
сооружений
Литература
1 Белецкий Б. Ф. Строительные машины и оборудование: учебное пособие. - 3-е изд., стереотип. – СПб.: Лань, 2012 - 606.
2 Шестопалов К. К.Шестопалов, Константин Константинович Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: учебник. - 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2014 -318.
3 Поливаев О. И. Конструкция тракторов и автомобилей: учебное пособие. – СПб.: Лань, 2013 - 288с.
4 Белецкий, Б. Ф. Строительные машины и оборудование: справ. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005 — 606 с.
5 Чмиль В. П. Гидропневмопривод строительной техники. Конструкция, принцип действия, расчет: учебное пособие. СПб.: Лань, 2011 - 310 с.
6 Полосин М. Д. Техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительных машин: Учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: Академия, 2005 — 352 с.
7 Головин С. Ф. Эксплуатация и техническое обслуживание дорожных машин, автомобилей и тракторов: Учебник для сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2002 - 464 с.
Методическое издание
Панов Александр Леонидович
Машины для постройки искусственных сооружений
Учебное пособие по части курса
Дорожные машины
РЕЦЕНЗИЯ
на учебное пособие по части курса Дорожные машины на раздел Машины для постройки искусственных сооружений составитель А. Л. Панов.
Учебное пособие по части курса Дорожные машины на раздел Машины для постройки искусственных сооружений разработано для техникумов технического профиля и может быть использовано студентами специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям),
Учебное пособие по части курса Дорожные машины на раздел Машины для постройки искусственных сооружений содержат теоретический материал, рисунки и тесты с ответами, которые охватывают вопросы назначения, устройства и конструкции узлов и деталей, машин используемых для постройки искусственных сооружений Данное учебное пособие может помочь студентам в подготовке к занятиям, лабораторным работам, и экзаменам.
Рецензент:
Преподаватель ГАПОУ ТО «ТЛТ»
_____________________ А.А.Сироткин
РЕЦЕНЗИЯ
на учебное пособие по части курса Дорожные машины на раздел Машины для постройки искусственных сооружений составитель А. Л. Панов.
Учебное пособие по части курса Дорожные машины на раздел Машины для постройки искусственных сооружений разработано для техникумов технического профиля и может быть использовано студентами специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям),
Учебное пособие по части курса Дорожные машины на раздел Машины для постройки искусственных сооружений содержат необходимый материал, который может способствовать качественному изучению вопросов рассматриваемых в профессиональных модулях для формирования профессиональных компетенций. Данное учебное пособие может помочь студентам в подготовке к экзаменам или к лабораторным работам.
Содержание учебного материала в пособии является достаточным для понимания устройства и работы, машин используемых для постройки искусственных сооружений, а содержание тестов позволяет достаточно полно проверить знания студентов. Формулировки вопросов и ответы тестов составлены понятно и грамотно.
Рецензент:
Генеральный директор ООО «Строительные машины и механизмы»
_______________________ Е. Б. Зырянов