Задание 4. Кровеносная система, обмен веществ.




Тема урока: Внутреннее строение птиц.

Миллионы лет назад появились первые пернатые. И доселе мрачный, населенный лишь одними динозаврами мир, огласился птичьим пением. А ещё через миллионы лет зашагал по земле человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками!

Поднял человек голову вверх – аиста увидел, который свил гнездо на вершине высокого дуба, как раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет!

Поднял человек голову вверх – а там орел парит, свободно, легко! «Вот бы и мне так» - подумал человек, соорудил крылья и бросился в низ с колокольни. Не единожды вниз бросался, прежде чем взмыл вверх, опираясь не на силу мускулов, а на силу своего разума. И родилась авиация. Быстрее звука летают самолеты куда там птицам. Но по экономичности полёта пернатые недосягаемые. Синичка на одном грамме жира пролетает 100км!

Оканчивают военные училища молодые штурманы. Корабль, самолет в любую точку земли привести могут. Но и птицы, возвращаясь к нам после зимовки, находят известные только им ориентиры и приземляются точнехонько на ту же самую поляну, с которой они стартовали осенью!

Пернатые прекрасно видят, и мы недаром говорим: «Зоркий как сокол!» Они прекрасно слышат и поют! Без них скучно в осеннем саду, и мы радуемся их возвращению весной. Да что говорить! Птицы – это птицы!

Вот сегодня на уроке мы с вами будем юными исследователями, а я ваш научный руководитель. Мы должны будем вместе решить не простую задачу:

· Какие же особенности внутреннего строения позволяют птицам летать.

Но мы должны вспомнить из изученного материала:

· Какие особенности внешнего строения позволяют птицам подняться в небо?

Предполагаемые ответы:

1. Обтекаемая форма тела

2. Покрытая перьями

3. Отсутствие зубов

4. Полые кости

5. Сросшийся скелет

 

Задание 1 Опорно-двигательная система. Прочитайте текст п.44 и выполните задание.

Установите соответствие между костями и отделами конечностей, для которых они принадлежат.

Кости:

а б в г д е
           

 

а) Бедренная кость.
б) Плечевая кость.
в) Цевка.
г) Предплечье.
д) Голень.
е) Пальцы стопы.

Отделы конечностей:

1. Свободная нижняя конечность.
2. Свободная верхняя конечность.

Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Пояс передних конечностей образован: грудиной, двумя ключицами, двумя вороньими костями.
  2. Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков и длины их тел.
  3. Скелет свободной передней конечностей состоит из плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти.
  4. Цевка у птиц - результат приспособления к увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.

Задание 2. Пищеварительная и выделительная системы.

Выполните задание, прочитав соответствующие разделы учебника(п.45)

1. Назовите органы пищеварительной системы.
У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полётом. Запишите их в тетради.

2. Назовите органы выделения птиц. Известно что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?

3. В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?

Задание 3. Дыхательная система.

1. Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.

2. Запишите особенности строение дыхательной системы птиц, связанные с полётом, в тетрадь.

3. Используя рисунок составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?

Задание 4. Кровеносная система, обмен веществ.

1. Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на неё более сложные строение по сравнению с пресмыкающимися? Запищите их в тетрадь.

2. Используя рисунок, определите направления движения крови по сосудом. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.

3. Какое значение имеет наличие четырёхкамерного сердца у птиц? Какая кровь поступает к органам тела? В лёгкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обмена веществ у птиц?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: