Бюдж механизм регулир-я соц-эк процессов. Формы и методы бюдж регулир-я.




На этапе формирования рын эк-ки значительно расширился спектр общественных процессов, попа­дающих в сферу регулирования посредством бюджетного ме­ханизма.

Можно выделить след уровни бюджетного регулирования:

1. общегос. Устанавливаются макроэкономические пропорции в развитии общественного вопр-ва внутри гос-ва. 2. межгос. Регулир-ся степень участия гос в межгос программах, кот финансируются из ср-в б-та. 3. межбюджетный. Обеспечивает разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюдж системы. 4. межтерриториальный. Он регулирует развитие территорий.

Каждому уровню бюдж регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Формы и методы бюдж регулирования делят на 2гр:

• формы и методы бюджетного регулирования, действу­ющие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;

• формы и методы бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

В первую группу включаются:

• изъятие части доходов, полученных в результате пер­вичного распределения национального продукта. Этой фор­ме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджет­ные фонды;

• предоставление налоговых привилегий. Методы регу­лирования, соответствующие этой форме: полное освобожде­ние от уплаты налогов и неналоговых платежей, предостав­ление льгот, налоговых кредитов;

• перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Ме­тоды: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регио­нам части общегосударственных доходов в виде регулирую­щих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования региональных бюджетов и др.;

• резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разры­вов при исполнении бюджета, резервов правительства и мест­ных органов власти, целевых резервов.

Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:

• финансирование расходов на отрасли экономики, соци­ально-культурную сферу, управление и оборону. Методы ре­гулирования: прямое финансирование; предоставление транс­фертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;

• выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются норматив бюджетной обеспеченности в от­раслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов.

• перераспределение расходов между уровнями бюджет­ной системы. Этой форме бюджетного регулирования соот­ветствуют следующие методы: передача объекта финансиро­вания с бюджета одного уровня на другой; передача трансфер­тов в качестве дополнительного источника финансирования;

• регулирование погашения государственного долга пре­дусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним.

Кроме того, целесообразно классифицировать формы и методы бюджетного регулирования в соответствии с задача­ми, на решение которых они направлены. В частности:

• для регулирования народнохозяйственных и отрасле­вых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, предоставление им льгот по налогам, приоритетное финанси­рование, субсидирование, дотирование;

• регулирование доходов населения и уровня жизни мо­жет осуществляться следующими методами: перераспреде­лением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;

• для обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и услуги, целевое субсиди­рование;

• выравнивание уровня социально-экономического раз­вития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регули­рования;

• для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответ­ствующих мероприятий;

• регулирование сальдо бюджета осуществляется посред­ством сокращения расходов, увеличения доходов, привлече­ния кредитов, займов.

Эффективность использования бюджетных методов регу­лирования воспроизводственных процессов обусловливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономиче­ские методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

Чтобы воздействие б-та на эк было благоприятным д.б созданы опред предпосылки и соблюдены осн принципы гос регулир-я



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: