На этапе формирования рын эк-ки значительно расширился спектр общественных процессов, попадающих в сферу регулирования посредством бюджетного механизма.
Можно выделить след уровни бюджетного регулирования:
1. общегос. Устанавливаются макроэкономические пропорции в развитии общественного вопр-ва внутри гос-ва. 2. межгос. Регулир-ся степень участия гос в межгос программах, кот финансируются из ср-в б-та. 3. межбюджетный. Обеспечивает разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюдж системы. 4. межтерриториальный. Он регулирует развитие территорий.
Каждому уровню бюдж регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Формы и методы бюдж регулирования делят на 2гр:
• формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;
• формы и методы бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.
В первую группу включаются:
• изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;
• предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;
• перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Методы: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования региональных бюджетов и др.;
• резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов.
Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:
• финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;
• выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются норматив бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов.
• перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передача трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;
• регулирование погашения государственного долга предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним.
Кроме того, целесообразно классифицировать формы и методы бюджетного регулирования в соответствии с задачами, на решение которых они направлены. В частности:
• для регулирования народнохозяйственных и отраслевых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, предоставление им льгот по налогам, приоритетное финансирование, субсидирование, дотирование;
• регулирование доходов населения и уровня жизни может осуществляться следующими методами: перераспределением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;
• для обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и услуги, целевое субсидирование;
• выравнивание уровня социально-экономического развития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования;
• для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий;
• регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения кредитов, займов.
Эффективность использования бюджетных методов регулирования воспроизводственных процессов обусловливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.
Чтобы воздействие б-та на эк было благоприятным д.б созданы опред предпосылки и соблюдены осн принципы гос регулир-я