Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым должна стремиться организация, фиксируются в виде ее целей. Все цели организации определяются и вырабатываются для осуществления ее миссии. Итак, следующий шаг стратегического менеджмента после формулировки миссии – это определение целей. Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. [1, c.70]
Определение целей организации – это перевод стратегических установок развития компании в конкретные задачи, используя измеримые показатели, персональную ответственность за их достижение в установленное время.
Когда цели определены, согласованы между собой, четко сформулированы и количественно определены с использованием соответствующих показателей, то тем самым аморфное «пространство действий», которое компании предстоит выполнить в будущем для реализации стратегических решений, превращается в жесткую структуру, появляются ориентиры, которые надо достигать, по которым можно судить о степени достижения целей, а в случае недостижения – искать причины этого и устранять эти причины.
По установившемуся мнению, существует два типа целей в зависимости оттого, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, — долгосрочные цели. На практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два-три года. Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация, в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять.[2, с.61] Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными. В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации, так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяется четыре сферы, применительно к которым в организации устанавливаются цели. Этими областями являются:
|
- доходы организации;
- работа с клиентами;
- потребности и благосостояние сотрудников;
- социальная ответственность.
Конкретно цели предприятия могут быть сформулированы в следующих категориях:
- увеличение доли рынка на... %;
- повышение объемов продаж на... %;
- увеличение темпов роста чистого дохода;
- увеличение доли собственного капитала до... %.
|
- выход на новые рынки сбыта;
- повышение качества производимой продукции;
- сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов до... дней и т.д.;
Например, некоторое предприятие определяет для себя следующую цепь долгосрочных целей, которые соответствуют миссии предприятия. Цели предприятия:
- увеличивать объемы продаж на 10% ежегодно на протяжении последующих пяти лет:
- увеличивать прибыль на 12% ежегодно на протяжении последующих пяти лет.
Структура целей компании может быть отражена следующим рисунком.
Видение |
Миссия |
Главная цель |
Цель 1 1 уровня |
Цель 2 1 уровня |
Цель 3 1 уровня |
Цель 1.1 2 уровня |
Цель 1.2 2 уровня |
Цель 1.2.1 3 уровня |
Цель 1.2.2 3 уровня |
Цель 3.1 2 уровня |
Рис. 1. Структура дерева целей компании
Дерево целей – это древообразная ветвящаяся структура разбиения целей по понижающимся уровням. Дерево целей строится поэтапно, сверху вниз, путем последовательного перехода от более высокого уровня целей к более низкому. В нем выделяют стратегические цели, главную цель («вершина дерева»), подчиненные главное цели подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).
Главная долгосрочная цель организации, хозяйствующей в рыночной экономике – это, как правило, получение прибыли или увеличение стоимости бизнеса.
Цели организации первого уровня формулируются и устанавливаются в рамках миссии и главной цели организации. Они могут отражать:
- развитие подсистем организации;
- совершенствование конкретных направлений деятельности организации и др. [4, с.46]