Выкладывание этажей Пирамиды




ПИРАМИДА

 

Пирамиды – величественные, таинственные – будь то в седом Древнем Египте, будь то из других цивилизаций – отцветших, увы, на нашей прекрасной очень древней планете… Загадкой, поэзией, красотой, симметрией, грандиозностью своей пирамиды пленяют, захватывают наш дух, будят воображение, вдохновляют ученых различных специальностей…

А что, если попробовать нам построить свою Пирамиду?! – Приглашаю! Занавес поднимается! Дерзнем же! Отправимся в Путешествие!.. И поможет нам в этом, конечно, Игра…

 

Играют в «Пирамиду» двое на двое или трое на трое, колодой либо 36 листов, либо 52 листа – по желанию. По жребию или желанию участники игры делятся на две команды, которые в данной игре называются, идентифицируются довольно необычным образом – команда Левой стороны Пирамиды и команда Правой стороны (коротко – Левые и Правые – прошу не путать с политикой!). Для памяти можно даже (и очень полезно практически!) раздать каждому участнику команды Левой стороны карточку – листочек бумаги со словами «Левая сторона», каждому участнику другой команды – карточку со словом «Правая».

Сдача карт производится, как обычно - колоду перемешивают (тасуют) и сдают по кругу всем участникам игры, по одной карте за раз. Таким образом, каждый участник игры получает карты как красных мастей, так и черных.

Прочтите еще раз, пожалуйста – или мысленно освежите в памяти – Общий раздел для всех СКИМ – Семейных Карточных Игр Мозаичных. Здесь – в описании Правил данной конкретной игры – мы будем, как всегда, молчаливо основываться на этих общих, базовых, фундаментальных для всех СКИМ положениях, правилах, принципах – делая акцент, уделяя внимание лишь особым, специфическим для данной игры обстоятельствам.

 

Геометрия

Принципы Разнообразия и Старшинства – смотрите указанный выше Общий раздел, а вот принцип Прямоугольника (первый из трех базовых принципов СКИМ – Прямоугольник, Разнообразие, Старшинство) естественным образом заменяется в этой игре самой геометрией построения Пирамиды, которую мы сейчас подробно рассмотрим.

Для определенности рассмотрим сначала случай, когда играют колодой 36 листов – двое на двое либо трое на трое.

Пирамида (основная часть, или тело ее - без Шпиля - об этом далее) будет состоять при этом из пяти постепенно сужающихся к вершине этажей, вплотную надстраивающихся друг над другом: в Первом этаже – 10 карт (забегая вперед – по 5 от каждой команды), во Втором – 8 карт, в Третьем – 6, в Четвертом – 4 карты, и, наконец, Пятый, завершающий основную часть этаж Пирамиды будет образован всего лишь двумя картами (по одной от каждой команды).

Далее Пирамида может быть продолжена вверх (если участники игры не спасуют – найдут подходящие для этого карты) путем надстройки над ней как бы Шпиля – Шестого этажа – по ширине равного этажу предыдущему – Пятому (то есть тоже в две карты шириной), Седьмого этажа (также две карты) и, возможно, даже Восьмого (аналогично двум предыдущим).

В принципе это вполне возможно – возведение Шпиля вплоть до Восьмого этажа высотой – ибо для построения пяти основных этажей Пирамиды будут задействованы 30 карт (10+8+6+4+2=30), так что 6 остающихся карт могут пойти на возведение Шпиля - по две на каждый из трех его этажей (Шестой, Седьмой и Восьмой).

Конечно, практически осуществить это удастся далеко не всегда – порою довольно трудно бывает подобрать подходящие карты (удовлетворяющие принципам Разнообразия, Старшинства и геометрии самой Пирамиды), но это ведь как раз и добавляет интереса, интриги – удастся ли? Смогут ли это участники обеих команд?

Важный, хотя и вполне очевидный, момент – Пирамида симметрична относительно вертикальной оси симметрии, проходящей через ее середину. В курсе геометрии средней школы все мы знакомились с этим понятиями – симметрия, ось симметрии, да и с пирамидами знакомились также, так что, надеюсь и верю, это будет очень просто и самоочевидно для вас.

 

Выкладывание этажей Пирамиды

Итак, Пирамида наша делится своей вертикальной осью симметрии на две половины – левую и правую. Как вы уже можете догадаться, левую половину Пирамиды выкладывают члены команды Левой стороны, правую половину – члены команды Правой стороны, или половины, Пирамиды.

 

Начинает игру первый по часовой стрелке участник команды Левой стороны (для краткости – команды Левых). Он или она выкладывает на стол карту достоинством от 6 до 10 любой масти (продолжаем рассматривать игру колодой 36 листов). Это ограничение по достоинству первой карты действует во всех СКИМ, причем именно лишь на самую первую карту в партии – смотрите опять же рекомендуемый ранее Общий раздел.

Далее ходит следующий за ним по часовой стрелке участник команды Правых. Он (или она) выкладывает карту справа от той, что лежит на столе – естественно, как всегда, соблюдая принципы Разнообразия и Старшинства – также подробно изложенные в Общем разделе СКИМ.

Далее следующий член команды Левых выкладывает карту опять же слева от той, что ранее выложил его товарищ по команде. Далее следующий член команды Правых выкладывает карту справа от той, что ранее положил на стол его (ее) партнер по команде – и так далее.

Таким образом происходит заполнение Первого этажа Пирамиды. Члены команды Левых выкладывают одна за другой 5 карт, образующих левую половину Первого этажа, члены команды Правых выкладывают, соответственно, свои 5 карт, образующих правую половину Первого этажа Пирамиды.

Куда, в какое положение выкладывать карту – при построении Первого этажа выбора в этом вопросе практически нет ни у кого из участников партии – выбор остается лишь в том, какие карты положить в основание Пирамиды (в Первый этаж) – и тут участникам партии есть, над чем задуматься, но об этом – о стратегии, тактике – чуть позже расскажем немного.

При построении же последующих этажей (кроме самого верхнего - Пятого - этажа основного тела Пирамиды и следующих за ним этажей Шпиля) в общем случае для каждого играющего появляется выбор также и относительно места, или позиции, куда выкладывать свою очередную карту.

В пределах этих этажей – состоящих более чем из двух карт, то есть более чем из одной карты на каждой половине этажа - последовательность выкладывания карт для участников каждой команды произвольна – естественно, с учетом необходимости соблюдения принципов Разнообразия, Старшинства и геометрии самой Пирамиды – заменяющей в данной игре принцип игрового Прямоугольника.

 

При построении Второго этажа Пирамиды участники команды Левых выложат на одну карту меньше, чем при заполнении Первого – то есть 4 карты. Столько же карт используют и члены команды Правых – для того, чтобы заполнить картами свою – правую – половину Второго этажа Пирамиды. (Естественно, при выкладывании этого и каждого из последующих этажей помним об осевой симметрии Пирамиды.)

И так далее – как следует из самой геометрии Пирамиды – каждый следующий этаж ее становится на две карты уже, короче. Для заполнения Третьего этажа участники каждой из двух команд выложат по три карты (всего – 6 карт на этом этаже), для заполнения Четвертого этажа – по две карты (всего – четыре), и, наконец, на Пятом этаже – завершающем основную часть Пирамиды – участники каждой из команд выложат всего лишь по одной своей карте (1+1=2).

Команда не может приступить к построению следующего этажа Пирамиды, не завершив заполнение предыдущего (имеется ввиду половина этажа, относящаяся к этой команде).

Повторюсь – как отмечено выше, после построения, скажем так, основной, пятиэтажной части (основного тела) Пирамиды участники игры – каждый по мере возможностей – приступают к возведению Шпиля (этажи с Шестого и выше).

 

Ход

Ход, если он возможен, обязателен.

Почти всегда ход в этой игре действительно возможен. Тем не менее, иногда – особенно при построении Пятого этажа (шириной всего лишь в две карты) и при возведении столь же узких этажей Шпиля (впрочем, и на более низких этажах Пирамиды в принципе тоже) - может возникнуть позиция, когда тот или иной играющий не может сделать свой очередной ход, соблюдая Правила выкладывания карт (принципы Разнообразия и Старшинства и геометрию самой Пирамиды).

В таком случае этот участник игры просто пасует (говорит вслух «Пас» и пропускает свой ход) – и очередь хода естественным образом переходит к следующему за ним (или за ней) по часовой стрелке члену противоположной команды, и так далее, всё время по часовой стрелке – партия продолжается своим чередом.

В подобных случаях остается надежда, что следующий член команды спасовавшего участника партии – когда придет его (ее) очередь хода - сможет выручить своего незадачливого товарища, сделав ход с соблюдением всех Правил игры – проявив таким образом свою товарищескую взаимопомощь – столь ценную, отрадную, столь приятную сердцу – в игре, как и во всей окружающей жизни.

В случае же, если и следующий член команды спасовавшего участника партии тоже спасует – тоже окажется не в состоянии сделать свой очередной ход с соблюдением Правил – команда та естественным образом завершает, заканчивает свое выступление в данной партии, так что участникам ее остается лишь пассивно наблюдать, как члены команды противника продолжают выстраивать свою половину Пирамиды – покуда им хватит возможностей.

Тут уж, как говорится, не обессудьте, ничего не поделаешь, чем богаты, тем и рады! Что успела уже отстроить команда, то и успела, каких успехов добилась на предыдущих этажах Пирамиды, с тем и придет к завершению партии.

Партия завершается, когда все участники игры подряд один за другим пасуют – не могут сделать свои очередные ходы – по какой бы то ни было причине, то есть либо карты на руках закончились, либо ни одна не подходит.

 

Цель

Цель игры для членов каждой из обеих команд – «захватить» наибольшее количество этажей Пирамиды. Кто, какая команда захватила тот или иной этаж – определяется очень логично и просто – сравнивается сумма ценности (достоинства) всех карт на левой половине этажа (соответственно, выложенных командой Левых) и сумма ценности (достоинства, очков) всех карт на правой половине данного этажа Пирамиды (их, естественно, выкладывали члены команды Правых).

Команда, выложившая на свой половине этажа карты большего суммарного достоинства, считается «захватившей» данный этаж Пирамиды, и этой команде начисляется один балл – независимо от номера этажа, то есть независимо от его длины – от количества карт в этом этаже Пирамиды.

Забегая вперед, это придает игре особую интригу – острота игры увеличивается по ходу партии – ибо этажи становятся всё короче, ценность же каждого этажа для захватившей его команды остается одной и той же – один балл – будь то за захват Первого этажа – самого длинного (по 5 карт в каждой его половине в случае игры колодой 36 листов), будь то за овладение самыми высокими этажами Пирамиды, образованными лишь двумя картами каждый.

В случае, если на каком-то этаже суммарное число очков (ценности) карт команды Левых оказалось равным суммарному числу очков карт команды Правых – этаж этот логично ничей, то есть не приносит балла ни одной из команд.

Команда, набравшая к окончанию партии наибольшее число баллов – то есть захватившая наибольшее число этажей – логично объявляется победителем.

 

Пример

Рассмотрим пример – финальную позицию одной из сыгранных партий.

Играли двое на двое колодой 36 листов. Конечно, было бы хорошо просто взять и сфотографировать эту позицию – выложенная на столе Пирамида из красивых высокохудожественных игральных карт, да с высоким Шпилем еще, смотрится, правда, красиво – однако, ограничимся здесь перечислением «жильцов Пирамиды» - карт, заполнивших последовательно все семь (в данном случае – семь) этажей.

(Обозначения: Т – Туз, К – Король, Д – Дама, В – Валет; масти: Ч – Черви, Б – Буби, К – Крести, П – Пики.)

Итак, Первый этаж:

(левая сторона) ВБ, 10К, 6П, 9К, 8Б; (правая) 7Ч, 8П, 8К, 9Ч, ДБ.

За вычетом Девятки и Восьмерки, общих с обеих сторон, команды набрали:

Левые: В+10+6=11+10+6=27 (очков);

Правые: 7+8+Д=7+8+12=27 (очков).

Получается, Первый этаж оказался ничей, ибо обе команды набрали на нем одинаковое количество очков – по 27.

Второй этаж:

(левая сторона) ВП, ВК, 10Б, 9П; (правая) 7Б, ВЧ, ТП, ТК.

За вычетом одного Валета с обеих сторон команды набрали:

Левые: В+10+9=11+10+9=30 (очков);

Правые: 7+Т+Т=7+14+14=35 (очков).

Второй этаж оказался за Правыми – они набрали на нем на 5 очков больше, чем команда Левых. Иными словами, команда Правых получает за «захват» Второго этажа Пирамиды свой первый балл в этой партии.

Третий этаж:

(левая сторона) ДЧ, КК, 10Ч; (правая) ДК, 10П, КБ.

Как видим, ценность карт с левой и с правой стороны одинакова – Десятка, Дама и Король на каждой половине этажа, следовательно, и этот этаж, как и Первый, оказался ничьим – не приносит балла ни одной из команд.

Четвертый этаж:

(левая сторона) ТЧ, 9Б; (правая) КЧ, 6Б.

Левые набрали Т+9=14+9=23 (очка); Правые – К+6=13+6=19 (очков).

На Четвертом этаже Пирамиды Левые оказались сильнее и получили свой первый балл в этой партии.

Пятый этаж: Левые – Дама Пик, Правые – Семерка Крестей.

Как видим, Пятый этаж опять остается за Левыми (молодец – Дама Пик постаралась!), они получают еще один балл за него, вырываясь таким образом вперед.

Шестой этаж: Левые – Шестерка Крестей, Правые – Восьмерка Червей.

Очевидно – Шестой этаж (а это уже Шпиль Пирамиды!) захватывает команда Правых, получая свой второй балл и восстанавливая таким образом равновесие.

Седьмой этаж оказался решающим:

Левые – Туз Бубей, Правые – Король Пик.

Левые, захватывая этот – самый высокий в партии этаж пирамидального Шпиля – получают за него свой третий балл, решающий судьбу этой партии – 3:2 в пользу Левых! Всего на одно очко карта Левых (Туз, ценность в очках – 14) оказалась на этом этаже пирамидального Шпиля старше карты, выложенной участником команды Правых (Король – 13 очков) – и эта, казалось бы, самая малость решила исход всей партии – Левые одержали победу!

Очень интересная, напряженная партия, результат которой определился лишь в ее самом конце – буквально последними ходами сторон – что, впрочем, весьма характерно вообще для этой семейной игры – «Пирамида»! По ходу партии участники игры пасовали порою, их товарищи по команде приходили на выручку спасовавшему, продолжая строительство своей стороны Пирамиды… Товарищество, командный дух, взаимовыручка… Острая интрига в игре практически с самых первых ходов, лишь усиливающаяся по мере заполнения этажей…

Эстетика, наконец – в придачу к очень хорошему упражнению в арифметике, полезному и для детей, и для взрослых – ибо по ходу партии участникам игры приходится постоянно считать очки, суммировать достоинство карт на каждой из сторон того или иного этажа – что необходимо для выработки своей тактики – какую карту выкладывать в данный момент, а какую пока придержать…

Попробуйте, поиграйте и вы! Испытайте сами эти приятные чувства, переживания, потренируйте, разомните ваши «серые клеточки», как любил говорить замечательный незабываемый детектив Эркюль Пуаро!

 

Игра колодой 52 листа

В случае игры колодой 52 листа основное тело Пирамиды будет состоять из 6 этажей – от 12 карт в Первом (по 6 от каждой команды) до двух карт в самом верхнем – Шестом (по одной карте от команд Левых и Правых). Всего в Пирамиде такой – 42 карты. По заполнению ее 10 карт еще останутся на руках участников партии. Эти карты пригодятся для возведения Шпиля Пирамиды – этажи с Седьмого и выше. Как показано выше, борьба за Шпиль напоминает дуэль – только дуэль абсолютно безобидную задорную добрую.

 

Как вариант – перед началом партии участники игры могут договориться о некоем небольшом видоизменении в геометрии Пирамиды в смысле распределения карт по этажам, а именно, пусть Шестой этаж будет состоять не из двух, а из четырех карт – как и Пятый. Тогда вершина Пирамиды (основной части ее) придется на Седьмой этаж (в две карты шириной), Шпиль же начнется с Восьмого (также в две карты шириною), продолжаясь Девятым и завершаясь Десятым этажом Пирамиды.

Вся картина распределения карт по этажам выглядит в этом случае так: Первый этаж – 12 карт, Второй – 10, Третий – 8, Четвертый – 6, Пятый – 4 карты, Шестой этаж – тоже в 4 карты шириной, Седьмой этаж – 2 карты, также этажи Шпиля – Восьмой, Девятый и Десятый – также по две карты каждый (по одной от каждой команды). Если участникам игры удастся заполнить таким образом все десять этажей Пирамиды, будут задействованы все 52 карты колоды. (Как сказано выше, на практике этого не всегда удается достичь.)

Лирико - философско - геометрическое отступление: считать ли в данном случае Седьмой этаж относящимся к Шпилю Пирамиды или к основной части – основному телу ее?

Собственно для самой игры – в практическом смысле ее - вопрос этот не имеет значения, то есть никак самой игры не касается, вообще же – рассуждая, как говорится, теоретически, я бы сказал, можно взглянуть на это и так, и этак – с одной стороны, этаж этот завершает собою именно основную часть Пирамиды, следовательно, к ней и относится, с другой стороны – в силу узости своей (в две карты шириной) этаж этот логически начинает собою Шпиль… Так что – правда - похоже, и так, и этак можно взглянуть.

В общем, лично мне – как автору игры и участнику ее в одном лице (два в одном – как в популярной рекламе) – вариант такой – с 4 картами в Шестом этаже, как и в Пятом – очень нравится – нравится именно для игры колодой 52 листа. Вариант этот хорошо соответствует этой колоде, Пятый и Шестой этажи Пирамиды красиво смотрятся как преддверие Шпиля (Преддверие Рая – мелькнуло в уме… Васнецов, Данте Алигьери...).

Немного о стратегии – и не только…

Итак, игра получилась острая – имею ввиду игру «Пирамида» вообще; по ходу партии интрига, острота борьбы лишь нарастает. С самого начала партии – буквально с первых ходов – каждому участнику игры приходится думать – как распределять свои карты по протяжению партии – «бросать ли в бой» сильные карты сразу же, с первых же этажей Пирамиды – или хранить, беречь их для решающей стадии борьбы – до заполнения верхних этажей Пирамиды, для «дуэли» при возведении Шпиля...

Важно также сохранять саму способность делать свой очередной ход постоянно по всему ходу партии – и стараться не ставить своего товарища по команде в положение, когда ему (ей) будет трудно подобрать подходящую карту (эта тонкость придет по мере накопления опыта).

И, наверное, карты остаются картами – везение, удача важны – что перекликается с теорией Вероятности…

Борьба, две противоположные стороны, сражающиеся за каждый этаж… С духовной, философской точки зрения – хорошо ли это, законно ли, адекватно ли? – Лично мне, как автору – разработчику этих радующих развивающих игр, кажется так – борьба борьбе – рознь!

Борьба, которая нередко идет на земле с целью унизить, подавить, уничтожить противника, продемонстрировать свое превосходство – в политике, в бизнесе или – избави, Боже, в войне – такая борьба действительно не нужна, не законна, вредна…

Добрая же безобидная борьба как ИГРА – с шутками, добрым юмором, смехом, с глубоким уважением, в теплой семейной любви – такая борьба, осмелюсь заявить, дело совершенно другое, такая борьба служит лишь проявлению творчества, развитию различных конструктивных способностей человека, является формой доброго приятного общения на равных людей всех поколений, различных профессий, разнообразных индивидуальных особенностей…

Этого и желает вам искренне автор!..

Бежецк, 8 июня 2021 года.

 

Часть 4.

Семейные Карточные Игры
(авторские – Игорь Катанугин (Сватин))

Список (на 1 июля 2021 года), классификация:

Семейные Карточные Игры Простые (СКИП)

СКИП-1. Пятки (ударение на И)
СКИП-2. Пятки двое на двое
СКИП-3. Два Капитана
СКИП-4. Маленькая Страна
СКИП-5. Столбики
СКИП-6. Домино
СКИП-7. Четверки
СКИП-8. Ручеек
СКИП-9. Угадайка
СКИП-10. Урожай
СКИП-11. Цепочки.

Семейные Карточные Игры Мозаичные (СКИМ)

СКИМ-1. Уголки
СКИМ-2. Гонки по вертикали
СКИМ-3. Лабиринт
СКИМ-4. Город за Стенами
СКИМ-5. Нить Жемчуга
СКИМ-6. Галактика
СКИМ-7. Пары
СКИМ-8. Дартс
СКИМ-9. Симметрия
СКИМ-10. Цепочки (мозаичные)

СКИМ-11. Крест

СКИМ-12. Замки

СКИМ-13. Пирамида

 

Спасибо за ваше внимание! Приятной, радующей и утешающей сердце игры в вашем теплом драгоценном семейном кругу!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: