Основная мысль должна исходить из темы сочинения




 

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении)

 

Примеры таких тем. “Образ Коробочки в поэме Гоголя “Мертвые души”; “Роль пейзажа в пьесе “Гроза”; “Проблематика романа-эпопеи “Война и мир”; “Судьба Чехова”; “Что такое романтизм?”. Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан). Примеры таких тем. “Над чем смеемся, читая Гоголя?”; “Мой любимый литературный герой”; “Кто из героев романа “Отцы и дети” прав?”. Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи). Примеры таких тем. “Катерина Кабанова – луч света в темном царстве”; “Наташа Ростова – моя любимая героиня”; “Чехов – гениальный драматург”.

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов. Примеры таких тем. “Нам не дано предугадать…”; “Только вперед, только на линию огня…”; “Размышления над страницами любимой книги”.

Что делать, если сложно уловить главную мысль?

Давайте рассмотрим этот случай. Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: “Образ Катерины Кабановой в пьесе “Гроза”. Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат.

Для этого надо ответить на один вопрос: “Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?” Вас никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: “Образ Катерины Кабановой – образ революционерки в русской литературе середины 19 века”.

Можете иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке.

Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: “Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским”.

Возможные главные мысли сочинения: Евгений Онегин – мой любимый литературный герой. Воланд– мой любимый литературный герой. Сережа Каховский– мой любимый литературный герой. Пьер Безухов– мой любимый литературный герой. Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой. Плюшкин– мой любимый литературный герой. Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой. Павка Корчагин– мой любимый литературный герой. Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.


 

Забвению не подлежит

В этом направлении Вас ждут темы войны (в этом году важная годовщина Великой Победы), исторической памяти, культурного наследия нашей страны.

Почему важно не забывать уроки войны?   Я уверен, что война дала уроки милосердия и мужества Я думаю, что война дает уроки ненависти
Как Вы понимаете лозунг «Ничто не забыто, никто не забыт»?   Для меня лозунг «Ничто не забыто, никто не забыт» значит, что память о войне сохранится в душах потомков Я понимаю этот лозунг как призыв к сохранению памяти о войне и ее героях/ жертвах
Как сохранить память о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны?   По-моему, важно сохранить память не только о жертвах войны, но и о ее героях, а для этого нужно …
Как Вы считаете, можно ли «сбросить Пушкина с корабля современности»?   Я думаю, что современность слишком далеко ушла от Пушкина, и сегодня нам трудно понять его героев Я уверен, что отказаться от наследия Пушкина, «сбросить» его с «корабля современности» нельзя, потому что
Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»?   Я понимаю эту поговорку как наименование человека, которому безразлично прошлое своего народа, который отказался от своих корней. С такими героями мы встречаемся во многих произведениях … Отказ от родства, от своих корней для меня недопустим, поэтому эта поговорка похожа на оскорбление. Этим именем можно назвать героя произведения …
Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?   Я не уверен, что «вечная память» возможна, поэтому мы с трудом вспоминаем о героях прошедших войн. Сохранить память о них нам помогает литература. Например, повесть …
Что такое «эхо войны»?   Для меня «эхо войны» - это воспоминания о людях – героях и предателях, солдатах и генералах, военных и мирных жителях, для них война не прошла, она напоминает о себе, как герою произведения…
Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»? Я думаю, что это неверное утверждение. Судьбы революционеров/ солдат революции подтверждают это: они отказались от своего прошлого, и им не дано пережить любовь и разочарование, тепло родного дома – их влечет будущее, и они не жалеют о прошлом. Я согласен с утверждением Д. Сантаяны, потому что не раз встречался с примерами того, как судьба возвращает человека, заставляя вновь и вновь переживать одно и то же. В произведениях мировой литературы есть немало примеров этому
Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?    
О каких событиях людям нельзя забывать?    
Какие люди оставляют свой след в истории?  
Можно ли забыть прошлое своей страны?  
Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?  
Как Вы понимаете фразу поэта Саади «Никто не вечен в мире, все уйдет, Но вечно имя доброе живет»?  
Согласны ли Вы с фразой Ломоносова «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?  
Нужны памятники знаменитым людям в 21 веке?  
Как сохранить культурное наследие страны?  
Должен ли человек чтить своих предков?  
Можно ли строить будущее, не имея прошлого?    
Как Вы понимаете фразу И. Ньютона «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов»?  

 


 

Я и другие

«Я и другие» — это направление, созвучное по смыслу предыдущему тематическому блоку «Человек и общество». В рамках него будут рассматриваться проблемы взаимодействия личности и окружения, социальные конфликты, темы индивидуальности, одиночества и борьбы за самобытность.

Кого можно назвать «лидером»? Для меня лидер – это человек, который имеет смелость взять на себя ответственность за свои поступки, за свою судьбу, за судьбы других людей Для меня лидер – это, в первую очередь, выскочка, часто безответственный человек, легко жертвующий другими ради своих целей
Почему детский коллектив жесток? Для меня есть несколько причин, которые объясняют детскую жестокость. Ярко эти причины изображены в … Жестокость детского коллектива, по моему мнению, - это миф, который придумали взрослые. Отношения между детьми не жестче и не мягче, чем в мире взрослых, и это одна их причин жестокости детского коллектива..
Как окружение влияет на личность?  
Согласны ли Вы с мнением Л. Толстого «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем»?  
Кого можно назвать «белой вороной»?  
Как Вы понимаете фразу А. де Сент-Экзюпери «Все дороги ведут к людям»?  
Чем народ отличается от населения страны?  
Стоит ли доверять общественному мнению?  
Согласны ли Вы с поговоркой «Один в поле не воин»?  
Почему между личностью и обществом возникают конфликты?  
Почему талантливые люди часто страдают от одиночества в коллективе?  
Что отличает ведущего человека от ведомого?  
Согласны ли Вы с мнением В. Белинского «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»?  
Что означает фраза «плыть по течению»?  
Что такое «зона комфорта»?  
Как Вы понимаете фразу И. Бехера «Человек становится человеком только среди людей»?  
Как общество влияет на человека?  
Можно ли жить без общения с людьми?  
Как происхождение влияет на мировоззрение человека?  
Может ли один человек изменить общество?  

 


 

Время перемен

Направление «Время перемен» — одно из самых простых в списке. Темы будут касаться глобальных и личностных изменений в человеке или мире вокруг него. Их влияние на личность нам и предстоит проследить на литературных примерах.

Может ли человек изменить мир? Я уверен, что изменить мир можно. Да, это нелегко, это почти подвиг. О таких подвигах я прочитал в …
Как война меняет жизнь людей? Читая книги, я понял, что война может изменить человека только внешне, но он останется все тем же, как и был – добрым и застенчивым или злым и циничным, но может изменить человека и внутренне
Могут ли новые технологии сделать людей лучше? Я иногда размышляю над этим вопросом, когда читаю фантастику. Мне кажется, что технологии не меняют человека, и в литературе масса примеров этому Мне кажется, что технологии делают человека лучше/ хуже
Какие явления меняют жизнь людей?  
Какой путь развития человечества эффективнее: эволюционный или революционный?  
Можно ли заставить человека измениться к лучшему?  
Почему человек деградирует?  
Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?  
Как война меняет человека?  
Согласны ли Вы с мнением Вольтера «Попробуйте изменить себя, и вы поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других…»?  
Согласны ли с мнением А. Жида «Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега»?  
Почему люди боятся перемен?  
Почему так сложно изменить себя?  
Должен ли человек меняться вслед за окружением?  
Как Вы понимаете фразу М. Горького «Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала»?  
Когда человеку необходимы перемены?  
Стоит ли менять себя ради любви?  
Как революция влияет на положение в стране?  
Может ли человек изменить свою судьбу?  
Согласны ли Вы с фразой О. Хаксли «Я хотел изменить мир, но понял: единственное, что точно могу изменить, — я сам».  

 


 

Разговор с собой

Как понять направление «Разговор с собой»? Это не такой уж абстрактный набор тем, все достаточно просто: перед нами вопросы, касающиеся только нашего внутреннего мира и его развития. Если Вы стремитесь понять себя, то лучшего направления не найти, аргументы всегда найдутся.

Что значит «быть самим собой»?  
Как отличить верность себе от нежелания развиваться?  
Почему человеку сложно понять себя?  
Почему люди деградируют?  
В чем заключается процесс самопознания?  
Что такое «самосовершенствование»?  
Почему человеку нужно развиваться?  
Что такое «внутренний мир человека»?  
Нужно ли человеку меняться к лучшему?  
Почему люди уходят в себя?  
Что может изменить мировоззрение человека?  
Какой опыт духовно обогащает личность?  
Согласны ли Вы с мнением М. Твена «Человек подобен луне — у него тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает»?  
Как Вы понимаете фразу Цицерона «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни)»?  
Согласны ли Вы с фразой Сократа «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее»?  
Зачем человеку познавать себя?  
Как Вы понимаете фразу Г. Гессе «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя»?  
Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе?  
В чем заключается смысл жизни?  
Кого можно назвать совестливым человеком?  

 

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Перед нами самое интригующее направление. Эти темы итогового сочинения 2020-2021 года будут самыми сложными, потому что, судя по комментарию от ФИПИ, для аргументации понадобятся современные книги о молодежи, которых нет в школьной программе. Вот такие темы Многомудрый Литрекон ожидает увидеть на экзамене:

Какие книги вдохновляют современную молодежь?  
Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?  
Согласны ли Вы с утверждением Д. Байрона «Юность мечтает о славе»?  
О чем мечтает мое поколение?  
Чего хотят добиться мои сверстники?  
Как молодежь относится к Родине в 21 веке?  
Чем новое поколение отличается от предшествующих?  
Как мое поколение изменит мир?  
Какие духовные ценности у молодежи нашего времени?  
Как современная молодежь воспринимает искусство?  
Какие общие черты объединяют нас с поколением участников ВОВ?  
Кого можно назвать «героем нашего времени»?  
Какие нравственные ориентиры направляют мое поколение?  
Какие глобальные проблемы больше всего волную современную молодежь?  
Какие герои становятся кумирами моих сверстников?  
Согласны ли Вы с мнением Дж. Оруэлла «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?  
Согласны ли Вы с мнением Г. Торо «Каждое поколение высмеивает старые моды, но благоговейно следует новым»?  
Согласны ли Вы с мнением Ж. Де Сталь «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»?  
Какие черты характеризуют мое поколение?  
Как мои сверстники относятся к семье?  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: