ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема: Завоевание Римом Италии
Цели урока: показать начальный этап становления мировой державы; познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока:галлы, легион, легионер, центурион;продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с тестовыми заданиями;продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: История древнего мира часть 2, 5 класс учреждений общ.сред. образования с рус. яз. обучения /В. С.Кошелева; доска, мел; карта «Завоевание Римом Италии».
Оформление доски:
Даты: IV век до н. э. Понятия:: галлы, легион, легионер, центурион | Дата тема: Завоевание Римом Италии План: 1. Воины Рима с соседними племенами. 2. Нашествие галлов на Рим. 3. Война с Пирром. | Имена: царь Пирр, Марк Фурий Камилл; Д/з: § 19, вопросы после параграфа 1,3,4; 2 вопрос всем (выборочно соберу тетради) стр. 75-76 |
Этапы урока | Работа учителя | Работа учеников | ||
1.Организационный момент (2 мин) | 1.Приветствие 2. Проверка наличия учащихся в классе с отметкой отсутствующих в журнале. | |||
2.Проверка домашнего задания (10 мин) | Фронтальный опрос::
![]() | Ученики отвечают: 1.753 г до н.э., на Апеннинском полуострове. 2. Ромул 3. Тарквиний Гордый 4. 509 г. до н. э. 5. когда нужно было отменить распоряжения консулов и сената; «Я запрещаю» 6.владение участком земли, участие в управлении го-вом и защита родины. 7.защищали личность и собственность, с помощью суда решались вопросы. 1. А 2. А 3. Б 4. В 5. В 6. В. 7. Б 8. Б 9. В 10. б | ||
3.Подготовка к восприятию нового материала (2 мин) | 1.Вводное слово: Таким образом мы с вами повторили тему “Ранняя Римская республика”, а теперь переходим к изучению темы «Завоевание Римом Италии». | 1.Тему записывают в тетрадь | ||
4.Сообщение нового материала (25 мин) | 1. Воины Рима с соседними племенами Около ста лет воевали римляне с богатейшим этрусским городом по имени Вейи, который располагался недалеко от римской границы. Вейяне нападали на заречные земли Рима, разоряя поля и угоняя скот. Перед тем, как узнать о победоносных действиях римских воинов, давайте узнаем немного фактов о римской армии. (Даю карточки пару ученикам, которые зачитают о римской армии.) Последняя ожесточенная война с Вейями началась в конце V в. до н.э. и затянулась на целых 10 лет. В конце концов римляне поставили во главе своего войска диктатора. На эту должность был избран Марк Фурий Камилл — доблестный патриций, лучший полководец тех лет. По приказу диктатора римляне провели подкоп под стены осажденного города и таким образом захватили его, устроив нападение изнутри и снаружи. Победа над Вейями принесла Камиллу великую славу Запись в тетрадь: Легион – крупная войсковая единица в Древнем Риме. Центурион – офицер, командир. Легионер – воин легиона. Галлы - племена кельтской группы, жившие на территории Галлии (нынешней Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии) с начала V в. до н. э. до римского периода. 2. Нашествие галлов на Рим. В конце V века до н.э. римляне сумели создать сильную боеспособную армию, но в этот момент над Римом нависла угроза. - Какие горы расположены на севере Аппенинского полуострова? (Альпы). В 390 г. до н.э. в Италию из-за Альп хлынули многочисленные племена галлов, которых привлекли богатства Рима. Они двигались к Риму, по пути захватывая один город за другим. Почти всё войско бежало из Рима, узнав о приближении галлов. Осталась только небольшая группа воинов, которые укрылись на Капитолийском холме. Из города не убежали старцы и сенаторы. Галлы, ворвавшись в город, стали грабить и сжигать дома, перебили всех сенаторов. -Как вы думаете, удалось римлянам победить или нет? Откройте стр. 74 – 75 и прочитайте про то как «Гуси Рим спасли», а затем кто-нибудь перескажет эту историю. Т.о.,благодаря гусям римляне смогли не только выжить, но и дать отпор своим врагам.Сразу после выдворения галлов римляне решили, что нужно увеличивать территорию государства, и постепенно завоевали северные и центральные районы Италии. 3. Война с Пирром. Когда римляне захотели завоевать юг Италии, то там они встретили отчаянное сопротивление греков. Греки обратились к греческому царю Эпира Пирру.(заострить внимание детей на бюст царя, стр 75) В 280 году до н.э. Пирр с 20-тысячным войском и 20 боевыми слонами высадился в Италии. В первом же сражении римлян поразили боевые слоны. Пирр одержал грандиозную победу и отправил своего посла в Рим, чтобы убедить сенаторов не нарушать независимость греческих колоний. Сенаторы уже почти готовы были согласиться, когда один из них, который был слеп, воскликнул: «Слушая ваши речи, я жалею, что не только слеп, а в добавок ещё и не глух! Пока Пирр остаётся в Италии, с ним нужно воевать, а не вступать в дружбу! Собрав ещё более многочисленную армию римляне вновь двинулись в бой. Но и здесь их ждало поражение. И лишь только в275 году до н.э. римлянам удалось одержать победу над армией Пирра, он навсегда покинул Аппенинский полуостров. Т.о.мы с вами разобрали подробно этапы завоевания Римом всей территории Италии. А сейчас закрепим наш пройденный материал вопросами. | 1.ученики читают с карточек 2. открывают тетради и записывают понятия 3. отвечают 4. раздумывают и предполагают 5. открывают стр 74-75 и читают 6. рассматривают греческого царя Пирра | ||
8.Закрепление материала (6 мин) | 1. Кто такие галлы? 2. Из-за каких событий возникло выражение «Гуси Рим спасли»? 3. Что вызвало постоянные войны Рима с соседними племенами? 4. Кто такой «легионер» и «центурион»? Как вы думаете чем они отличались? 5. На ленте времени отметьте: год основания Рима, год осады Вечного города галлами, год разгрома войск Пирра. | 7.Ученики отвечают на вопросы: 1. галлы - племена кельтской группы, жившие на территории Галлии 2. отвечают 3. отвечают 1 абзац стр 73 4. отвечают 5. Рисуют ленту времени и отмечают | ||
9.Домашнее задание (1 мин) | § 19, вопросы после параграфа 1,3,4; вопрос 2 всем (но тетради взять выборочно)ст. 75 – 76. | |||