Раздел II. Работа школьного психолога с учащимися разных возрастов




Раздел II. Работа школьного психолога с учащимися разных возрастов

Младший школьный возраст

Содержание работы детского практического психолога в начальной школе.

Работа школьного психолога складывается из взаимодействия с детьми, учителями и родителями в профилактической, диагностической, коррекционной и консультативной формах деятельности. Вместе с тем главенствующее место отводится профилактической работе, поскольку легче не допустить нежелательное развитие ребенка, чем исправлять его.

2.2. Содержание деятельности педагога‐психолога на ступени начального общего образования (младший школьный возраст, 7‐11 лет) Дубровина И.В.

Учет требований ФГОС‐2 расширяет сферу деятельности педагога психолога на ступени начального общего образования и позволяет выделить ключевое направление ‐ психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в формировании «умения учиться», в котором развиваются все универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные, обусловливающие в своем единстве достижение требований стандарта к выпускнику начальной школы, отраженных в «портрете выпускника основной школы»: любящего свой край и своё Отечество, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, активно и заинтересованно познающего мир, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике.

Основная цель психологопедагогической деятельности в период обучения ребенка на новом образовательном уровне – создание педагогических и социально‐психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться и развиваться в новой педагогической среде (школьной системе отношений).

Цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы следующих задач: 1. Проведение диагностического обследования школьников (выявление особенностей познавательной деятельности детей;психологических особенностей личности; эмоционального состояния и особенностей адаптации к школе; выявление системы отношений). 2. Проведение индивидуальной и групповой коррекционно‐ развивающей работы с детьми «группы риска» с целью коррекции психологических проблем, которые выявлены психодиагностическим исследованием. На этом этапе решаются следующие подзадачи: – развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;

– развитие у учащихся социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами; – формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я‐концепции» детей. 3. Проведение психолого‐медико‐педагогического консилиума с целью оценки психолого‐педагогического статуса ребенка и определения стратегии сопровождения, путей решения проблем адаптации, обучения и личностного развития ребенка. 4. Проведение индивидуальных или групповых консультаций для родителей по проблеме оказания помощи ребенку в его адаптации к школе, по возрастным особенностям детей. 5. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учителей с целью создания ситуации сотрудничества, рекомендаций по оказанию помощи и поддержки детям, имеющим проблемы с адаптацией к школе и обучением в ней. Основными направлениями деятельности являются: психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в формировании «умения учиться»;психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся: помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков.психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения;психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни;

1. Психологическое просвещение:

Повышение психологической компетентности педагогов, администрации и родителей (законных представителей) по следующим вопросам: ‐ специфика и закономерности протекания учебной деятельности на этапе начальной школы (учебная и познавательная мотивация, универсальные учебные действия, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, построение взаимоотношений в детском коллективе и с педагогами при реализации учебной деятельности);

‐ применение и адекватное использование психолого‐ педагогических методов, приёмов, технологий, подходов, методик в учебной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, (период формирования учебной и познавательной мотивации, универсальных учебных действий, духовно‐ нравственного развития, ответственного), требованиями к предметным, метапредметным и личностным результатам образования (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, овладение системой значимых социальных и межличностных отношений, ценностно‐смысловых установок, способность ставить цели и строить жизненные планы и т.д.); ‐ содержания нового ФГОС начального образования и подготовки к его реализации; психолого‐педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. Формы работы с родителями: обучающие семинары, «круглые столы», родительские собрания, клубы, всеобучи, родительские университеты, индивидуальные и тематические консультации, оказание методической помощи (подбор литературы, организация работы тематических стендов, выпуск буклетов).

Формы работы с педагогами: заседания методических объединений, лекции и практические занятия (педсоветы, педагогические консилиумы, тренинги, семинары‐практикумы, беседы); коуч‐практикумы, индивидуальные и тематические консультации; оказание методической помощи (подбор литературы, организация работы тематических стендов, выпуск буклетов).

2. Психологическая профилактика:

‐ разработка рекомендаций педагогам, родителям по развитию у детей универсальных учебных действий, навыков организации собственной учебной деятельности, самооценки результатов учебной деятельности, профилактика «выученной беспомощности», страха перед «двойками»; обеспечение знаниями и практическими навыками, необходимыми для формирования у детей устойчивой позитивной мотивации на обучение, на предотвращение возникновения стойкой негативной мотивации к учению; 43 ‐ разработка и проведение практических занятий с детьми с целью формирования устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я‐концепции» детей.

Формы работы: методическая работа – разработка профилактических программ и рекомендаций; практические занятия с детьми, родителями и педагогами; семинары, тренинги, беседы с педагогами и родителями; мастер‐классы, «круглые столы», дискуссионные клубы, открытые педсоветы.

3. Психологическая коррекция и развитие:

‐ разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию УУД у учащихся начальной школы, развитию когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе, регулятивных, коммуникативных УУД, развитию творческих способностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении; ‐ проведение занятий в «группах развития» по коррекции нерациональных и (или) развитию недостаточно сформированных приёмов учебной деятельности у детей, работа по развитию учебной мотивации, познавательных процессов, творческих способностей обучающихся, формированию «умения учиться»; ‐ психологическая поддержка педагогов в сложной ситуации, связанной с коренными изменениями в организации воспитательно‐ образовательного процесса. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя. Формы работы: психологическая коррекция может проводиться специалистами как индивидуально, так и в групповой форме: практические занятия, тренинги.

МБОУ СОШ №16 г. Кирова

Психолог школы – вожакова любовь валентиновна

 

Приоритетным направлением работы психологической службы является профилактика и коррекция неблагоприятных вариантов личностного и социального развития обучающихся.

Цель работы: психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, содействие педагогическому коллективу школы в создании условий, способствующих сохранению психического здоровья всех участников образовательного процесса, успешной адаптации учащихся к современным условиям жизни, социализации и самореализации.

Для решения данной цели проводится профилактическая, диагностическая и коррекционная работа с учащимися, родителями и педагогами.

Отражением благополучия учащихся в школе, их удовлетворенность учебным, воспитательным, психологическим аспектами образовательного процесса являются показатели адаптации школьников к условиям школьной жизни.

 

Перечень психологических программ, реализуемых в школе:

1.Программа «Развивайка»
(направлена на развитие интеллектуальной, эмоционально- личностной сферы психики, навыков межличностного взаимодействия ребенка для успешной адаптации в начальной школе).

2. Программа «Психогимнастика для учащихся 1 класса»
(способствует профилактике дезадаптации учащихся, снятие тревожности, агрессивных тенденций, снятие нервно-психического напряжения, развитие умения управлять эмоциями).

3.Программа «Развивающие игры»
(направлена на развитие познавательных процессов, навыков общения, сотрудничества учащихся начальной школы).

4. Программа «Новичок в средней школе»
(направлена на профилактику дезадаптации учащихся, развитие навыков общения, формирование чувства успешности учащихся, выработка адекватной самооценки учащихся 5 класса).

5.Программа «Формула успеха»
(направлена на развитие социальной компетенции учащихся 5- 7 класс).

6. Программа «Детство без алкоголя»
(направлена на профилактику употребления психоактивных веществ и привитие учащимся полезных привычек)

7.Программа «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании»
(направлена на первичную профилактику наркомании, развитие навыков противостояния и сопротивления).

8.Тренинг «Я в мире профессий»
(направлен на формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получении информации о мире профессий, улучшение социальной адаптации учащихся).

Ежегодно в школе проводятся психологические игры, направленных на развитие у учащихся эмоционально- личностной сферы, толерантного поведения:
«Ледяное сердце», «Тайный друг».

В течение года проводятся индивидуальные консультации с педагогами по психологическим особенностям учащихся и класса, с учащимися по вопросам профессионального самоопределения, особенностям характера и личностным проблемам, с родителями по вопросам воспитания.
Документация педагога-психолога

Комплект документации психолога подразделяется на следующие виды:

· законодательно-правовые акты и нормативные документы;

Этотип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности педагога-психолога. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:Международные законодательно-правовые акты, Федеральные законодательно-правовые акты, Федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации, Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, Локальные акты образовательной организации

· специальная документация (Выписки из медицинской карты, Выписки из психологических заключений и карт развития, Протоколы индивидуальных консультаций, Протоколы психологического обследования, Карты психического развития ребенка, Психологическое заключение)

· организационно-методическая документация (График работы на неделю, Годовой план работы, Журналы учета видов работ, Аналитический отчет (вид документации, на основании которой администрация образовательной организации осуществляет контроль и оценку деятельности педагога-психолога. Кроме этого он служит основой планирования последующей работы), Программы, Диагностический инструментарий)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: